Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей

Найдено 1 определение:

Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей

cognitive interventions with older persons) Исходя из того что происходящее с возрастом снижение интеллекта не яв-ся необратимым и что интеллектуальная деятельность в пожилом возрасте характеризуется еще довольно значительной пластичностью, нек-рые исследователи разработали обучающие программы с целью помочь старым людям улучшить свои интеллектуальные навыки. Одним из таких проектов является Программа развития и обогащения взрослых (Adult Development and Enrichment Project, ADEPT). Эти исследователи сфокусировали внимание на навыках, необходимых для выполнения заданий, предназначенных для измерения флюидного интеллекта (Gf), к-рый типично снижается с увеличением возраста. Сравнивая пожилых людей, прошедших курс такого обучения, с теми, кто его не получил, и с теми, кто просто тренировал свои интеллектуальные навыки (не получая никакого обучения), они пришли к выводу, что пожилые люди действительно могут улучшить свои интеллектуальные навыки. Они обосновали выводы об эффективности своей программы на данных, свидетельствующих об а) иерархическом характере переноса и б) сохранении эффектов обучения во времени. Иерархический характер переноса предполагает, что тесты, измеряющие Gf (задача ближнего переноса), должны затрагиваться обучением в наибольшей степени, а тесты, измеряющие кристаллизованную способность Gc (задача дальнего переноса), - в наименьшей степени. У тех, кто просто имел возможность практиковаться в решении заданий, измеряющих Gf, иерархический характер переноса Gf vs. Gc не был обнаружен. Кроме того, величина эффектов обучения была больше у участников обучающей программы, чем у членов контрольной группы, к-рым предоставлялась возможность практиковаться в решении заданий без к.-л. специального обучения. Эти эффекты сохранялись в течение месяца после обучения и неск. снизились через 6 мес. после его окончания. Действительно, данные обучения, к-рые собрали Шайи и Уиллис в отношении первичных умственных способностей (ПУС), показали, что обучение может, по-видимому, полностью обратить 14-летнее снижение результатов выполнения теста ПУС. У тех, кто был участником неск. последующих программ обучения с 7-летним интервалом, результаты выполнения интеллектуальных тестов по-прежнему превосходили результаты исходного тестирования 7-летней давности. Хейслип обнаружил, что снабжение пожилых людей приемами снижения тревоги, такими как замещение пораженческих высказываний формулами внушения успеха и релаксация, было почти столь же эффективным, как прямое обучение на основе конкретных правил, а для тех, кто вообще не участвовал в обучающих программах, оказалось даже эффективнее. Кроме того, тренировка, по-видимому, помогала всем людям, независимо от того, обучались они по специальным программам или нет. Др. способ улучшить результаты интеллектуальной деятельности пожилых людей - дать им возможность самим выработать стратегии решения задач вместо того, чтобы формально обучать их с помощью инструктора. Исслед. показывают, что даже при отсутствии четкой инструкции и обратной связи пожилые люди в этих условиях могут успешно справиться с заданиями. Т. о., совр. исслед. показывают, что есть неск. способов обеспечить сохранение интеллектуальных навыков у пожилых людей. Однако вопрос о широте этих эффектов обучения, равно как и вопрос о том, реагируют ли люди одинаково на каждый тип вмешательства или эффективнее действует какое-то сочетание вышеупомянутых подходов, - все это вопросы, на к-рые еще предстоит дать ответ. Т. к. не все пожилые люди одинаково относятся к обучению, следует ожидать появления индивидуальных различий в эффектах обучения, равно как и нек-рой типической специфичности в их реакциях на отдельные виды вмешательств. Накопленные данные свидетельствуют о том, что когнитивное старение не обязательно характеризуется спадом и что пожилые люди могут продолжить свой интеллектуальный рост. Чтобы оптимизировать свою интеллектуальную деятельность, они могут использовать ряд стратегий, помогающих им компенсировать снижение интеллектуальных навыков, вызванное болезнью или длительным неупотреблением. Данные, приводимые в работах но тренировке памяти, столь же оптимистичны. Вмешательство на процессуальном уровне, где оно может сосредоточиваться на дефицитарности кодирования и извлечения (воспроизведения) информ., по-видимому, эффективно в том, что касается улучшения кратковременной памяти у пожилых людей. Кроме того, обеспечение условий, при к-рых воспроизведение предваряется достаточным обучением, темп решения мнемической задачи индивидуально регулируется, а используемый материал знаком, конкретен и, следовательно, легче организуется, видимо, тоже способствует повышению эффективности тренировки памяти. Хотя у пожилых людей обнаруживаются индивидуальные различия в эффективности тренировки памяти, есть нек-рые доказательства того, что методы тренировки памяти вряд ли используются этими "учениками" самопроизвольно. Вероятно, наилучший результат дает подход "ученик-в-контексте", объединяющий факторы среды, решаемых задач и особенностей конкретного человека, в числе к-рых учитываются цели и ценности ученика, а тж значение, придаваемое им улучшению своих навыков. См. также Абстрактный интеллект, Старение и интеллект, Когнитивные способности, Старики: настроение и память Б. Хейслип-мл.
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Возрастные изменения когнитивных функций у пожилых людей

Юсупов Ильдар Масгудович, Мишина Юлия Владимировна
В статье рассматривается возрастная инволющия познавательных процессов у пожилых людей: мышления, кратковременной зрительной памяти, устойчивости произвольного внимания.
Читать PDF

Социально-психологический портрет пожилых людей

Каменских В.Н.
В рамках исследования влияния социального контекста на смысло-жизненные ориентации пожилых людей выявлен их совокупный социально-психологический портрет.
Читать PDF

Дифф еренцированные программы психологической коррекции для пожилых пациентов с органическим расстро

Раевский Алексей Анатольевич
Представлены результаты экспериментальнопсихологического исследования структуры психического состояния пациентов геронтопсихиатрического отделения.
Читать PDF

Профилактика одиночества пожилых людей в доме-интернате

Манылова Е.В.
Читать PDF

Организация досуга как одна из форм повышения самооценки пожилых людей после выхода на пенсию

Фирсова Наталья Григорьевна
Статья содержит результаты исследования особенностей самооценки у людей пенсионного возраста.
Читать PDF

Психологические особенности эмоциональной сферы пожилых людей

Кадырова Вера Хызыровна
В статье рассматриваются социально-психологические особенности, характерные для людей пожилого возраста.
Читать PDF

Взаимосвязь субъективного возраста и самоотношения пожилых людей

Курышева Ольга Васильевна
В данной статье рассматривается проблема отношения индивида к собственному хронологическому возрасту.
Читать PDF

Социально-психологические факторы удовлетворенности жизнью пожилых людей в условиях эмиграции

Бельски Мария
Основным содержанием статьи является изучение факторов удовлетворенности жизнью русскоязычных эмигрантов в Германии.
Читать PDF

Научно-методическое обеспечение организации образования пожилых людей

Суслова Татьяна Федоровна, Булавинцева О. С
В статье рассматриваются подходы к образованию пожилых людей. Особое внимание авторы уделя- ют психолого-образовательному подходу, описывая цели, задачи и принципы обучения пожилых людей.
Читать PDF

Проблема психодиагностики социальной адаптации людей с ограниченными когнитивными возможностями

Ракова В.А., Щелкова О.Ю.
Читать PDF

Взаимосвязь отношения к собственному возрасту и стратегий совладания со старостью у пожилых людей

Курышева Ольга Васильевна, Тарасова Светлана Викторовна
В статье доказывается значимость отношения к собственному возрасту в процессе адаптации к старости у пожилых людей.
Читать PDF

Жизненные перспективы пожилых людей, утративших брачного партнера

Ипполитова Елена Александровна
Смерть брачного партнера занимает лидирующую позицию по степени стрессогенности для человека пожилого возраста, может приводить к психологической дезадаптации, потере смысла и нарушению временной регу

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!