Программы исследований ПРОГРАММЫ ПОИСКА

Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей

Найдено 1 определение:

Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей

cognitive interventions with older persons) Исходя из того что происходящее с возрастом снижение интеллекта не яв-ся необратимым и что интеллектуальная деятельность в пожилом возрасте характеризуется еще довольно значительной пластичностью, нек-рые исследователи разработали обучающие программы с целью помочь старым людям улучшить свои интеллектуальные навыки. Одним из таких проектов является Программа развития и обогащения взрослых (Adult Development and Enrichment Project, ADEPT). Эти исследователи сфокусировали внимание на навыках, необходимых для выполнения заданий, предназначенных для измерения флюидного интеллекта (Gf), к-рый типично снижается с увеличением возраста. Сравнивая пожилых людей, прошедших курс такого обучения, с теми, кто его не получил, и с теми, кто просто тренировал свои интеллектуальные навыки (не получая никакого обучения), они пришли к выводу, что пожилые люди действительно могут улучшить свои интеллектуальные навыки. Они обосновали выводы об эффективности своей программы на данных, свидетельствующих об а) иерархическом характере переноса и б) сохранении эффектов обучения во времени. Иерархический характер переноса предполагает, что тесты, измеряющие Gf (задача ближнего переноса), должны затрагиваться обучением в наибольшей степени, а тесты, измеряющие кристаллизованную способность Gc (задача дальнего переноса), - в наименьшей степени. У тех, кто просто имел возможность практиковаться в решении заданий, измеряющих Gf, иерархический характер переноса Gf vs. Gc не был обнаружен. Кроме того, величина эффектов обучения была больше у участников обучающей программы, чем у членов контрольной группы, к-рым предоставлялась возможность практиковаться в решении заданий без к.-л. специального обучения. Эти эффекты сохранялись в течение месяца после обучения и неск. снизились через 6 мес. после его окончания. Действительно, данные обучения, к-рые собрали Шайи и Уиллис в отношении первичных умственных способностей (ПУС), показали, что обучение может, по-видимому, полностью обратить 14-летнее снижение результатов выполнения теста ПУС. У тех, кто был участником неск. последующих программ обучения с 7-летним интервалом, результаты выполнения интеллектуальных тестов по-прежнему превосходили результаты исходного тестирования 7-летней давности. Хейслип обнаружил, что снабжение пожилых людей приемами снижения тревоги, такими как замещение пораженческих высказываний формулами внушения успеха и релаксация, было почти столь же эффективным, как прямое обучение на основе конкретных правил, а для тех, кто вообще не участвовал в обучающих программах, оказалось даже эффективнее. Кроме того, тренировка, по-видимому, помогала всем людям, независимо от того, обучались они по специальным программам или нет. Др. способ улучшить результаты интеллектуальной деятельности пожилых людей - дать им возможность самим выработать стратегии решения задач вместо того, чтобы формально обучать их с помощью инструктора. Исслед. показывают, что даже при отсутствии четкой инструкции и обратной связи пожилые люди в этих условиях могут успешно справиться с заданиями. Т. о., совр. исслед. показывают, что есть неск. способов обеспечить сохранение интеллектуальных навыков у пожилых людей. Однако вопрос о широте этих эффектов обучения, равно как и вопрос о том, реагируют ли люди одинаково на каждый тип вмешательства или эффективнее действует какое-то сочетание вышеупомянутых подходов, - все это вопросы, на к-рые еще предстоит дать ответ. Т. к. не все пожилые люди одинаково относятся к обучению, следует ожидать появления индивидуальных различий в эффектах обучения, равно как и нек-рой типической специфичности в их реакциях на отдельные виды вмешательств. Накопленные данные свидетельствуют о том, что когнитивное старение не обязательно характеризуется спадом и что пожилые люди могут продолжить свой интеллектуальный рост. Чтобы оптимизировать свою интеллектуальную деятельность, они могут использовать ряд стратегий, помогающих им компенсировать снижение интеллектуальных навыков, вызванное болезнью или длительным неупотреблением. Данные, приводимые в работах но тренировке памяти, столь же оптимистичны. Вмешательство на процессуальном уровне, где оно может сосредоточиваться на дефицитарности кодирования и извлечения (воспроизведения) информ., по-видимому, эффективно в том, что касается улучшения кратковременной памяти у пожилых людей. Кроме того, обеспечение условий, при к-рых воспроизведение предваряется достаточным обучением, темп решения мнемической задачи индивидуально регулируется, а используемый материал знаком, конкретен и, следовательно, легче организуется, видимо, тоже способствует повышению эффективности тренировки памяти. Хотя у пожилых людей обнаруживаются индивидуальные различия в эффективности тренировки памяти, есть нек-рые доказательства того, что методы тренировки памяти вряд ли используются этими "учениками" самопроизвольно. Вероятно, наилучший результат дает подход "ученик-в-контексте", объединяющий факторы среды, решаемых задач и особенностей конкретного человека, в числе к-рых учитываются цели и ценности ученика, а тж значение, придаваемое им улучшению своих навыков. См. также Абстрактный интеллект, Старение и интеллект, Когнитивные способности, Старики: настроение и память Б. Хейслип-мл.
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Возрастные изменения когнитивных функций у пожилых людей

Юсупов Ильдар Масгудович, Мишина Юлия Владимировна
В статье рассматривается возрастная инволющия познавательных процессов у пожилых людей: мышления, кратковременной зрительной памяти, устойчивости произвольного внимания. Актуальность изучения обусловлена стареющим населением страны. Квалифицированные работники умственного труда, достигнув пенсионного возраста, по воле работодателей оказываются исключенными из активной трудовой жизни. В то же время их опыт нередко оказывается востребованным. Психологическая проблема заключается в выявлении когнитивного ресурса, позволяющего им пролонгировать свою продуктивную работоспособность. Эмпирическое исследование выполнено на общей выборке 322 человека в возрасте от 18 до 89 лет; в их числе 144 мужчины и 178 женщин с высшим и средним образованием, работающие в настоящее время. Методом возрастных срезов изучалась продуктивность высших психических функций в разные возрастные периоды жизни при естественном старении без патологических изменений. Использовались общеизвестные валидные и надежные психодиагностические методики. Полученные данные представлены в графиках, отражающих изменение продуктивности познавательных процессов (Y) в зависимости от возраста (X). Обнаружен гендерный сдвиг в трендах и характере возрастной инволюции когнитивных функций. Установлено, что регресс познавательных процессов согласно закону Т. Рибо протекает в порядке, обратном их генезису. На частной выборке 70 лиц с высшим и 70 лиц со средним образованием, работающих в возрасте 60-85 лет, проведены корреляционный и факторный анализы. Выявлены психосоциальные факторы, влияющие на сохранность продуктивной мыслительной деятельности в пожилом возрасте. Наибольшие веса принадлежат факторам семейной поддержки, умственной активности и образованности субъекта. Эмпирически подтверждено, что у специалистов интеллектуального труда регресс познавательных функций протекает менее интенсивно и стабилизируется в возрастном периоде 65-70 лет. В пожилом возрасте на сохранность мыслительных операций позитивно влияет предшествовавшая регулярная интеллектуальная деятельность в сферах профессий «человек человек» и «человек знак». Образованность субъекта, не занятого интеллектуальным трудом, оказывает лишь скрытое тормозящее влияние на регресс когнитивных функций.
Скачать PDF

Социально-психологический портрет пожилых людей

Каменских В.Н.
В рамках исследования влияния социального контекста на смысло-жизненные ориентации пожилых людей выявлен их совокупный социально-психологический портрет. Делается вывод о необходимости оказания пожилым людям систематической психологической помощи. The article describes sociopsychological portrait of elderly people which is received as a result of the study of social context influence on their essenceoflife orientations. The conclusion underlines that elderly people are in need of systematic psychological help.
Скачать PDF

Дифф еренцированные программы психологической коррекции для пожилых пациентов с органическим расстро

Раевский Алексей Анатольевич
Представлены результаты экспериментальнопсихологического исследования структуры психического состояния пациентов геронтопсихиатрического отделения. На основании полученных данных разработаны дифференцированные программы психологической коррекции для пожилых пациентов.There are given the results of experimental psychological research of psychic state structure of the patients of the gerontological psychiatry department. On the basis of the received information there are developed the differentiated programmes of psychological correction for elderly patients.
Скачать PDF

Профилактика одиночества пожилых людей в доме-интернате

Манылова Е.В.
Скачать PDF

Организация досуга как одна из форм повышения самооценки пожилых людей после выхода на пенсию

Фирсова Наталья Григорьевна
Статья содержит результаты исследования особенностей самооценки у людей пенсионного возраста. Критерием для выявления особенностей самооценки является сравнения самооценок в группах неработающих и работающих пенсионеров. Данное исследование обращает внимание на необходимость создания специальных условий, повышающих самооценку пожилых людей, а конкретно, создание досуга, который в свою очередь обеспечивает безболезненное вхождение в новую социальную ситуацию.
Скачать PDF

Психологические особенности эмоциональной сферы пожилых людей

Кадырова Вера Хызыровна
В статье рассматриваются социально-психологические особенности, характерные для людей пожилого возраста. В рамках изучаемой проблемы представлены результаты исследования, проведенного на базе Областного неврологического госпиталя ветеранов войн г. Н. Новгорода, а так же их анализ.
Скачать PDF

Взаимосвязь субъективного возраста и самоотношения пожилых людей

Курышева Ольга Васильевна
В данной статье рассматривается проблема отношения индивида к собственному хронологическому возрасту. Представлен теоретический анализ категории «субъективный возраст», сделан обзор существующих зарубежных эмпирических исследований. Приведены результаты авторского эмпирического исследования, выполненного на российской выборке респондентов. Доказывается существование значимых корреляционных связей между субъективным возрастом и показателями самоотношения пожилых людей.
Скачать PDF

Социально-психологические факторы удовлетворенности жизнью пожилых людей в условиях эмиграции

Бельски Мария
Основным содержанием статьи является изучение факторов удовлетворенности жизнью русскоязычных эмигрантов в Германии. В группу испытуемых вошли пожилые люди, проживающие в Германии и контрольная группа пожилых людей, проживающих в СанктПетербурге. Результаты проведенного исследования и анализ представленных теоретических источников подтверждают гипотезу, о том, что удовлетворенность жизнью пожилых людей зависит от личностных факторов и жизненного пути человека, а не от страны проживания.
Скачать PDF

Научно-методическое обеспечение организации образования пожилых людей

Суслова Татьяна Федоровна, Булавинцева О. С
В статье рассматриваются подходы к образованию пожилых людей. Особое внимание авторы уделя- ют психолого-образовательному подходу, описывая цели, задачи и принципы обучения пожилых людей.
Скачать PDF

Проблема психодиагностики социальной адаптации людей с ограниченными когнитивными возможностями

Ракова В.А., Щелкова О.Ю.
Скачать PDF

Взаимосвязь отношения к собственному возрасту и стратегий совладания со старостью у пожилых людей

Курышева Ольга Васильевна, Тарасова Светлана Викторовна
В статье доказывается значимость отношения к собственному возрасту в процессе адаптации к старости у пожилых людей. Представлен теоретический обзор существующих типологий отношения к старости, рассматриваются сущность и факторы успешного старения. Приводятся результаты авторского эмпирического исследования, которые доказывают, что удовлетворенность и принятие собственного возраста скачкообразно снижаются после 65 лет. Переживания по поводу возрастных изменений преимущественно связаны со здоровьем, внешностью и общим отношением к жизни. Наиболее популярной стратегией совладания со старостью является «Поиск социальной поддержки».
Скачать PDF

Жизненные перспективы пожилых людей, утративших брачного партнера

Ипполитова Елена Александровна
Смерть брачного партнера занимает лидирующую позицию по степени стрессогенности для человека пожилого возраста, может приводить к психологической дезадаптации, потере смысла и нарушению временной регуляции жизни, которая специфично проявляется на разных стадиях переживания утраты, затрагивает личное прошлое, настоящее и будущее. В статье представлены результаты эмпирического исследования жизненных перспектив мужчин и женщин в возрасте 60-70 лет, переживших смерть брачного партнера. Анализируются временные ориентации, жизненные цели, эмоциональное отношение к будущему людей, овдовевших более одного года назад и не вступивших в повторный брак. Показано, что потеря супруга выступает переломным событием, инициирующим перестройку жизненных перспектив пожилых вдов и вдовцов, которая проявляется в концентрации на прожитом отрезке жизненного пути, сокращении глубины планирования будущего до года, формировании установки на ожидание негативных жизненных событий (болезнь, одиночество, смерть), оценивании предстоящего периода жизни как мрачного, пессимистичного, неконтролируемого. Полученные результаты демонстрируют необходимость оказания психологической помощи, направленной на оптимизацию планирования будущего утратившим брачного партнера пожилым людям.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16