ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Профессиональный психологический отбор
процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью и успешному выполнению профессиональной деятельности. В него включают медицинскую, физиологическую, педагогическую и психологические составляющие. Основу П. п. о. составляют диагностика и прогноз развития профессионально важных качеств и успешности профессиональной деятельности. Диагностика в этом случае означает определение ведущих и наиболее устойчивых профессионально важных качеств, их структуры и взаимосвязи; анализ информации социально-психологического характера, дающий сведения об особенностях жизненного опыта, ценностных ориентациях и мотивах личности, морально-нравственных качествах. Обязательное условие — соотнесение диагностических признаков с реальными показателями успешности профессионального труда. Все это позволяет повысить степень вероятности прогноза.
Использование системы П. п. о. целесообразно в тех случаях, когда профессиональная деятельность предъявляет повышенные или очень высокие требования к человеку, связана с высокой степенью ответственности и напряженностью, а также когда имеется большое количество претендентов на рабочее или учебное место. Для успешного функционирования системы П. п. о. необходимы обоснованный и апробированный комплекс методов диагностики и наличие подготовленных специалистов.
Литература
Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М., 1991.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР
организационная система мер диагностики и прогнозирования пригодности людей к овладению специальностью и последующей эффективной профессиональной деятельности. Отбору предшествует профессиональная ориентация и предварительное заключение о профпригодности. Каждая профессия – это вид трудовой деятельности, для осуществления которой человек должен иметь специальные знания, навыки, умения, способности, черты характера, и поэтому профориентация и весь последующий комплекс действий по профессиональному отбору основывается на выявлении конкретных требований той или иной профессии к личности. Каждый человек характеризуется индивидуальной структурой качеств и свойств, степень соответствия которой требованиям данной специальности и определяет его профессиональную пригодность. Знание психологической структуры и особенностей конкретной профессиональной деятельности позволяет создать адекватный комплекс методик, направленный на выявление не изолированно взятой психической функции или свойства, а всего единства способностей, качеств и свойств, необходимых для успешного обучения и овладения специальностью. Объективная необходимость П. п. о. вытекает из того, что между людьми имеются устойчивые и существенные различия в физиологических, биологических, психологических и других свойствах и качествах. П. п. о. в вуз позволяет не только выявить кандидатов, которые по своим личностным качествам и свойствам отвечают требованиям специфики данного вуза, но и создает необходимые предпосылки для индивидуализации обучения и воспитания. Информация о первоначальном уровне профессионально важных свойств личности каждого студента, принятого в вуз, получаемая в результате отбора, является важной предпосылкой для совершенствования учебно-воспитательного процесса. П. п. о. осуществляется комплексом аппаратурных, бланковых и опросных методов, а также с помощью имитационного эксперимента, воспроизводящего фрагменты, ситуации, этапы реальной профессиональной деятельности, при строгой регистрации визуально наблюдаемых и объективно фиксируемых показателей функционального состояния человека, мотивационно-эмоциональных проявлений, показателей продуктивности и успешности его работы. Практически любая система П. п. о. нуждается в периодической корректировке в связи с возможным дрейфом валидности используемых диагностических методов (см. Валидность теста).

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР
ПРАФЕСІЙНЫ ПСІХАЛАГІЧНЫ АДБОР / PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL SELECTION– организационная система мер диагностики и прогнозирования пригодности людей к овладению специальностью и последующей эффективной профессиональной деятельностью. Отбору предшествуют профессиональная ориентация и предварительное заключение о профпригодности (см. Профессиональная пригодность). Каждая профессия– это вид трудовой деятельности, для осуществления которой человек должен иметь специальные знания, навыки, умения, способности, черты характера, и поэтому профориентация и весь последующий комплекс действий по профессиональному отбору основывается на выявлении конкретных требований той или иной профессии к личности. Каждый человек характеризуется индивидуальной структурой качеств и свойств, степень соответствия которой требованиям данной специальности и определяет его профессиональную пригодность. Знание психологической структуры и особенностей конкретной профессиональной деятельности позволяет создать адекватный комплекс методик, направленных на выявление не изолированной психической функции или свойства, а всего единства способностей, качеств и свойств, необходимых для успешного обучения и овладения специальностью. Объективная необходимость П. п. о. вытекает из того, что между людьми имеются устойчивые и существенные различия в физиологических, биологических, психологических и других свойствах и качествах. П. п. о. осуществляется с помощью комплекса аппаратурных, бланковых и опросных методов, а также тестов, имитационного эксперимента, воспроизводящего фрагменты, ситуации, этапы реальной профессиональной деятельности, при строгой регистрации визуально наблюдаемых и объективно фиксируемых показателей функционального состояния человека, мотивационно-эмоциональных проявлений, показателей продуктивности и успешности его работы. Основанием для выбора оцениваемых характеристик может являться диагностическая профессиограмма (см. Профессиограмма). После того как были получены и проанализированы все необходимые данные о кандидатах, наступает заключительный этап– принятие решения о найме (выбор лучшего кандидата). Для выбора потенциального работника могут использоваться следующие подходы: 1) комбинированный барьерный– кандидат должен достигать определенного уровня мастерства по всем представленным в профайле должности или профессиограмме параметрам; 2) компенсирующий– превосходные показатели по одному параметру могут компенсировать недостаточные показатели по другим; 3) комбинированная модель– установление одного или нескольких барьеров, которые должен преодолеть кандидат, и последующая оценка других параметров (могут быть как равнозначными, так и неравнозначными). В настоящее время в психологии особый акцент исследователи делают на таких аспектах, связанных с П. п. о, как прагматичность ассессмент-центров при оценке кандидатов и сотрудников, повышение эффективности процедуры отбора, влияние искажающих установок интервьюера, приводящих к ошибкам категоризации, оценка компетенций методом интервью, оценка благонадежности персоналаи др. Практически любая система П. п. о. нуждается в периодической корректировке в связи с возможным дрейфом валидности используемых диагностических методов (см. Валидность теста). С. И. Хонский

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.