профессиональные убеждения ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЧЕЛОВЕКА

Профессиональные установки

Найдено 1 определение:

Профессиональные установки

Словообразование. Происходит от лат. profiteor - объявляю своим делом.

Категория. Система ориентаций субъекта профессионального развития на социальные требования по присвоению профессиональной деятельности, психологическая готовность к решению специфически возрастных задача вхождения в мир профессий.

Специфика. Выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития. По своим психологическим механизмам профессиональные установки действуют на основе мотивации достижения, выступая в качестве иерархически более высокого уровня, чем профессиональные намерения и профессиональные решения. Важную роль при их реализации в профессиональном поведении играют прогнозирование субъектом профессионального развития успешности (или неуспешности) своих попыток профессиональной интеграции с социумом, с одной стороны, и оценка им своих ценностей, с другой. Тесно связаны с эмоциональными состояниями, в частности, успешное профессиональное развитие осуществляется в большинстве случаев при поддержке эмоций стенического круга (усердие, честолюбие, решительность).

Динамика. Развитие профессиональных установок включено в процесс общего психического развития, что заставляет рассматривать их в контексте задач возрастного развития. Успешные решения человеком различных жизненных задач, накапливаясь и генерализуясь, приводят к образованию в личностной структуре комплекса компетентности, который затем может реализовываться в форме тех или иных установок при столкновении с новыми классами задач, в том числе с задачами профессионального развития. Для западной культурной традиции задачи профессионального развития и критерии их решения соответствуют институтам общего и профессионального образования и могут быть представлены следующим рядом: выбор профессии как завершение общего образования; профессиональное самоопределение в профессиональном обучении; достижение высокой производительности при адаптации к профессиональной деятельности; профессиональная самореализация и овладение мастерством (Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю.).

Если профессиональные установки индивида адекватны тем задачам, которые предъявляются в соответствии с возрастом, то принято говорить о их зрелости. В ситуации выбора профессии профессиональные установки должны не только обусловить достаточно рациональное решение, но и позволить справиться со вторичными эмоциональными проблемами. Непривычно большая ответственность, возлагаемая на подростка при профессиональном выборе, обычно приводит его к состоянию эмоциональной растерянности, порождает чувства брошенности и принуждения, вызывает желание отложить решение (Jaide W.). Индивидуальные реакции - в которых проявляются профессиональные установки - на это бывают очень разные. Так, выделяют типовые профессиональных установок: с преобладанием нерешительности; послушности; меркантилизма или целеустремленности (Ф.Седлак. 1984). В соответствии с моделью Д.Сьюпера, для эффективного профессионального выбора необходимы: дифференцированность Я-концепции субъекта профессионального развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы.

Диагностика. На основе описания зрелых профессиональных установок конструируются средства диагностики их индивидуально-специфических проявлений. Получила широкое распространение методика, предложенная Дж.Крайтсом - "Шкала зрелости профессиональных установок".

Исследования.

Литература. Super D.E.,et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957;

Jaide W. Die Berufswahl. Munchen: Juventa. 1966;

Crites J.O. Career Development Processes // Vocational Guidance and Human Development /Heer E.L. (Ed.). Boston: Houghton Mifflin. 1974, p. 296-320;

Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1983, № 2

Оцените определение:

Источник: Психологический словарь

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Профессиональная установка курсанта вуза МВД и ее структура

Резепин А. В.
Скачать PDF

Психологическая сущность установки личности на успешность в профессиональной деятельности

Конюхова Екатерина Тимофеевна
Возросший интерес к успешности человека труда актуализирует возможность углубления теории установки, расширения ее видов, описания системности и структурной целостности выделенного феномена установки личности на успешность в профессиональной деятельности
Скачать PDF

Учебно-профессиональная установка как составляющая профессионального сознания студентов - будущих сп

Пудовкина Наталья Владимировна
Представлен системный анализ содержания понятия учебно-профессиональной установки студентов в процессе обучения в сельскохозяйственном вузе, дано обоснование структурных, функциональных компонентов, критериев проявления учебно-профессиональной установки будущих специалистов агропромышленного комплекса.
Скачать PDF

Установка на успешность в профессиональной деятельности и ее формирование у будущих специалистов

Конюхова Е. Т
Скачать PDF

Профессиональная установка как важнейшая составляющая профессионального становления педагога-психоло

Еремина Н.Ю.
С статье Н.Ю.Ереминой «Профессиональная установка как важнейшая составляющая профессионального становления педагога-психолога в процессе обучения в вузе» раскрывается проблема формирования профессиональной установки педагога-психолога в процессе обучения в вузе. В содержании статьи осуществлен теоретический анализ основных подходов к определению «профессиональное становление», определена важнейшая составляющая становления педагога-психолога. Основная нагрузка в изучении данной проблемы, как отмечает автор, ложится на формирование профессиональной установки, как основополагающей, наполняющей смыслом профессиональную готовность будущего специалиста педагога психолога.
Скачать PDF

Социально-психологические установки в профессиональном общении сотрудников полиции

Уразаева Г.И., Власова О.В.
В статье рассматриваются социально-психологические установки как механизм регуляции профессионального общения сотрудника полиции, их неосознаваемые и осознаваемые эффекты в поведении. Характеризуются внешние и внутренние факторы профессионального общения, влияние субъектно-ориентированной установки на его эффективность.
Скачать PDF

Жизненные ценности и социально-психологические установки на различных этапах профессиональной социал

Шамионов Раиль Мунирович, Сотников Алексей Евгеньевич
В статье представлены результаты исследования соотношения жизненных ценностей и социально-психологических установок на различных этапах профессиональной социализации юристов (n = 258). Использованы методы опроса: «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной, «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О. Ф. Потемкиной, оригинальная анкета и методы математической статистики. По итогам исследований прослеживаются качественные изменения структуры ценностно-смысловой ориентации личности. Выявлены значимые корреляционные связи ценностей личности с социально-психологическими установками и представлениями на разных этапах профессионализации.
Скачать PDF

Педагогическая установка и её роль в становлении и развитии профессионального сознания будущего учит

Гуслякова Н.И., Васильева Т.И.
В статье обсуждаются основные подходы к проблеме установки в отечественной психологии, проводится анализ научных результатов по проблеме профессионально-педагогической установки, дается авторское понимание проблемы исследования на этапе профессиональной подготовки учителя.
Скачать PDF

Специфика становления смысловой профессиональной установки в учебной деятельности студентов-психолог

Алимов Айдар Анварович
Представлены результаты исследования специфики становления и развития смысловой установки в учебно-профессиональной деятельности студентов, обучающихся по направлению «Психология». Рассмотрены три уровня развития смысловой установки студентов: уровень случайного выбора профессионально-учебной деятельности; уровень операциональной, целевой и мотивационной установок, уровень смысловой установки. Продемонстрировано, что уровень развития установки учащихся определяет преобразование их учебной деятельности. Развитие учебной деятельности происходит по трем этапам: обучение, учение и профессионально-учебная деятельность. Показано, что в условиях традиционного обучения становление смысловой установки студентов-психологов носит стихийный характер.
Скачать PDF

Психолого-педагогическое сопровождение формирования смысловой профессиональной установки студентов-п

Алимов Айдар Анварович
Представлены результаты реализации программы психолого-педагогического проектирования условий становления смысловой профессиональной установки студентов-психологов. Раскрываются предметные и коммуникативные условия становления смысловой установки студентов, реализуемые в этой программе. Представлена эмпирически установленная картина динамики показателей становления смысловой профессиональной установки обучающихся в учебной деятельности. Среди таких показателей изменение способа участия студентов в учебном процессе, развитие образа «Я психолог», изменение способа организации совместных действий студентов, являющихся свидетельством эффективности разработанной программы развивающих занятий.
Скачать PDF

Профессиональные ценностные установки сотрудников уголовно-исполнительной системы

Самойлик Н.А.
В статье рассмотрены особенности профессиональных ценностных установок сотрудников исправительных учреждений. Анализ результатов эмпирического исследования показал, что для сотрудников и курсантов свойственна готовность самостоятельно принимать решения и реализовывать требовательность в отношении себя и других. Также для специалистов пенитенциарных учреждений характерно наличие профессиональной ценностной установки на добросовестное выполнение профессиональных обязанностей, поддержание социального статуса профессии и достижения высоких результатов в процессе служебной деятельности.
Скачать PDF

О методике изучения двух фундаментальных начал в психологических установках личности

Пузырев Александр Владимирович
Предлагается методика, позволяющая градуировать степень выраженности созидательного и деструктивного начал в человеческой психике. Методика основана на идеях разграничения силы либидо и Танатоса (3. Фрейд), биофилии и некрофилии (Э. Фромм).
Скачать PDF