ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ УЧИТЕЛЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ УЧИТЕЛЯ
ПРАФЕСІЙНАЯ САМАСВЯДОМАСЦЬ НАСТАЎНІКА / PROFESSIONAL SELF-IDENTITY OF A TEACHER– осознание педагогом самого себя, своих личностных, интеллектуальных и других качеств, поступков и действий, их мотивов и целей; как самооценка этих качеств, осознание своего отношения к внешнему миру, другим людям и самому себе, как высший уровень развития сознания. В структуре П. с. у. выделяют когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент включает рефлексию учителя и систему знаний о себе. Аффективный компонент представляет собой совокупность трех видов отношений: 1) к деятельности и действиям, выбранным средствам и способам достижения цели– характеризуется оценкой результатов собственно оценочной деятельности; 2) к осуществленному в ходе деятельности взаимодействию с учениками– характеризуется оценкой реализации основных функций педагогического общения– информационной, социально-перцептивной, презентативной, интерактивной и аффективной; 3) к своим профессионально значимым качествам и в целом к себе как профессионалу– характеризуется оценкой соответствия профессиональной компетентности собственному идеальному образу «Я» педагога. Поведенческий компонент связан со знаниями о личных и профессиональных качествах, оценкой поведения, умения выстраивать взаимодействие с учениками. Развитие П. с. у. является многоаспектным явлением, т. к. педагог сочетает в себе несколько социальных ролей: учителя, организатора, творца, воспитателя. Развитие происходит через формы организации процесса обучения и социальную среду, личностные особенности и творческая деятельность дополняют, а порой детерминируют это развитие. Становление П. с. у. происходит благодаря совместному бытию с обучающимся, рефлексия которого формирует новое содержание и понимание своей профессиональной деятельности, новое отношение к ней, к самому себе в ней. Анализ психологических особенностей деятельности учителей-новаторов показывает, что они обладают рядом особенностей, свидетельствующих об их профессиональном сознании: образно-эмоциональное мышление, гуманистические ценностные ориентации, представления о педагогических действиях в конкретных ситуациях и др. Показателями профессионального самосознания будущего учителя выступают два вида самооценки: самооценка профессионально необходимых знаний и самооценка профессионально значимых качеств личности педагога. Осознание студентом себя в качестве педагога предполагает трансформацию его позиции как объекта обучения и воспитания в позицию субъекта профессионально-педагогической деятельности. Это происходит в результате восприятия и осмысления собственной учебно-познавательной деятельности и саморефлексии в ней. Познание себя как будущего учителя, отношение к себе как к специалисту, регуляция своего профессионально направленного поведения обусловливаются характером предъявляемых в процессе профессиональной подготовки требований к студенту, профессиональных оценок его в качестве педагога со стороны других. Диагностика П. с. у. может осуществляться комплексно, с применением методик на рефлексивность, профессиональные склонности (например, по Л. Йовайши), самоотношение и т. д. Г. А. Фофанова