ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ СТУДЕНТА
ПРАФЕСІЙНАЯ САМАСВЯДОМАСЦЬ СТУДЭНТА / PROFESSIONAL SELF-IDENTITY OF A STUDENT– предпосылка к принятию им общечеловеческих ценностей в будущей деятельности, формирование его как человека высокой нравственности. Оно имеет свою структуру, цели, мотивы, отличается уровнем и динамикой развития, обусловленными общей направленностью, способностями и темпераментом личности ; психологический показатель успешности профессионального развития его личности; механизм, обеспечивающий саморегуляцию профессиональной деятельности. Отчасти содержание П. с. с. пересекается с профессиональной идентичностью. Спектр изучения П. с. с. достаточно широк, среди исследований можно выделить следующие: будущих педагогов (О. Б. Дутчина, С. П. Ильина, И. О. Косарева, А. И. Смоляр и др.), будущих психологов (Э. Н. Ахметшина, Е. Г. Ефремов, Н. В. Казначеева, А. О. Шарапов и др.), будущих юристов (Л. В. Андреева, В. Б. Тепликов), будущих менеджеров и экономистов (Н. Е. Горская, Е. А. Манчилина), курсантов высших военных авиационных инженерных учебных заведений (В. М. Савеленко), студентов технических вузов (Ф. Т. Нги). Осознание студентом себя как будущего специалиста является психологическим условием профессионализации его личности, формирования профессионально важных качеств, ответственного отношения к будущей работе. Профессиональное самосознание побуждает студентов к построению своего поведения соответственно задачам профессионально-психологической подготовки в вузе, к сознательному подчинению поступков профессиональным требованиям, к владению собой, своими эмоциями, чувствами, стремлениями. Потребность в определенной оценке себя во всех сферах жизнедеятельности побуждает студента к осознанию себя как личности, активизирует процесс самопознания, саморегуляции и самосовершенствования (во многом это определяется не только факторами вузовской среды, но и возрастным этапом). Развитие П. с. с. происходит поэтапно. На первом курсе П. с. с. развивается динамично, студенты активно узнают ценности своей профессии, ее требования к личности, взаимоотношениям и поведению. Однако стоит отметить, что в начале обучения студенты довольно смутно представляют себя как будущих специалистов, образ профессии также размыт либо стереотипен. В середине обучения у многих студентов наступает «кризис разочарования», причинами которого выступают, как правило, несовпадение ожиданий с реальностью: увеличение знания о профессии и понимание ошибочности ее выбора; понимание того, что для достижения высокого уровня профессионализма необходимо учиться и работать гораздо больше; разочарование учебными дисциплинами и планами, ощущение «нехватки» практики в рамках обучения и т. д. Значимой предпосылкой кризиса также является недостаточная профориентационная работа в школе, отсутствие широкого применения профессиограмм, а также практически полное отсутствие профессионального отбора при поступлении в вуз. Тем не менее большинство студентов этот кризис преодолевают, в особенности после прохождения производственной практики. На основе интеграции знаний и представлений о себе как о будущем специалисте, самооценки своих возможностей и способностей к практической работе после окончания вуза начинает складываться собственно профессиональное самосознание. Это уже профессиональное «Я», обобщенный образ себя как профессионала. Г. А. Фофанова