ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Профессиональное самоопределение
(походы к изучению), дифференциально-диагностический, типологический, мотивационный, динамически-аналитический.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
сознательный выбор человеком профессии. См. самоопределение, самоопределение нравственное (самоопределение моральное).
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Профессиональное самоопределение
Особая форма самоопределения, направленная на принятие решения о выборе профессии и путях формирования личности как профессионала.
Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
степень самооценки себя как специалиста определенной профессии: содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием; важнейший объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
профессиональное самоопределение
одна из форм личностного самоопределения .Характеризует процесс поиска и приобретения профессии,осуществляется в результате анализа своих способностей,возможностей в соотнесении с требованиями профессии.Показатели профессионального самоопределения выступают:
· устойчивая профессиональная "Я-концепция".
· готовность совершить профессионально значимую деятельность,
· факты совершения этой деятельности,
· осознание личности значимости своей деятельности.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности - кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать.
С.п. явление двустороннее: с одной стороны, тот кто выбирает (субъект выбора), с другой - то, что выбирают (профессия как объект выбора). И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.
С.п. - важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя многие стороны жизни. Наиболее изученными и признаваемыми факторами С.п. являются интересы субъекта, способности. С.п. отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей.
Решение о выборе профессии принимает активно действующая личность, осознающая свою ответственность за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей. Динамика С.п. детерминирована содержанием, методами и формами профессионального просвещения и консультации.
С.п. явление двустороннее: с одной стороны, тот кто выбирает (субъект выбора), с другой - то, что выбирают (профессия как объект выбора). И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.
С.п. - важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя многие стороны жизни. Наиболее изученными и признаваемыми факторами С.п. являются интересы субъекта, способности. С.п. отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей.
Решение о выборе профессии принимает активно действующая личность, осознающая свою ответственность за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей. Динамика С.п. детерминирована содержанием, методами и формами профессионального просвещения и консультации.
Источник: Акмеологический словарь.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией (см. Удовлетворенность трудом). В психологическом плане П. с. означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные ri: физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. П. с. начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности, реализуется через формирование у него отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации. Теоретически П. с. можно считать завершенным, когда человек начинает считать себя профессионалом. Однако реально процесс П. с. не может иметь конечной завершенности, так как по мере роста объективного уровня профессионализации растут и усложняются критерии оценки этого уровня.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
специфический вид рефлексивной деятельности, содержанием которой является достижение смысловой определенности в самоотношении и отношении к выполняемой деятельности, структурирование и интеграция своего профессионального будущего. П. С. является важным психологическим механизмом профессионального развития личности, обеспечивающим разрешение внутриличностных противоречий и переход на более высокий уровень профессионального самосознания. П. с. – явление двустороннее: с одной стороны, тот кто выбирает (субъект выбора), с другой – то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность выбора профессии. П. с. – важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя в конечном счете многие стороны жизни. Наиболее изученным и признаваемым фактором П. с. являются интересы субъекта. Не менее важный и в достаточной степени изученный фактор выбора профессии – способности. П. с. отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей. Решение о выборе профессии принимает активно действующая личность, осознающая свою ответственность за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей. Динамика П. с. детерминирована в значительной мере содержанием, методами и формами профессионального просвещения и консультации.
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
– специфический вид рефлексивной деятельности, содержанием которой является самостоятельное определение человеком себя относительно критериев профессионализма, ценностей, норм профессии и условий профессиональной деятельности, достижение смысловой определенности в самоотношении и отношении к избранному виду труда, структурирование и интеграция своего профессионального будущего. С. п. является важным психологическим механизмом профессионального развития личности, обеспечивающим разрешение внутриличностных противоречий и переход на более высокий уровень профессионального самосознания. В зависимости от преобладания внешних или внутренних детерминант, обусловливающих акт самоопределения, выделяются С. п. свободное (внутренне детерминированное) или вынужденное (детерминированное в большей степени внешними обстоятельствами); в зависимости от временного аспекта – С. п. актуальное, отсроченное (по отношению к состоявшимся событиям, поступкам и пр.) и проспективное (заблаговременное, прогностичное определение своей позиции); в зависимости от этапа профессионализации – С. п. первичное и последующее; в зависимости от субъекта – С. п. индивидуальное или групповое. Функциями профессионального самоопределения являются: соотнесение личностных смыслов выбираемой профессии со смыслами всей жизни, осуществление на этой основе выбора профессии; интеграция и структурирование представлений о профессии, профессиональном будущем и о себе как профессионале (достижение определенности в самоотношении, ясности профессионального Я-образа, коррекция самооценки, уяснение своего места и роли в системе профессионального взаимодействия); выработка профессиональной перспективы, построение планов, определение стратегий, путей и способов их реализации; оптимизация эмоционального модуса переживаний (за счет снижения внутриличностной конфликтности, связанной с неопределенностью выбора).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРАФЕСІЙНАЕ САМАВЫЗНАЧЭННЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION– процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. П. с. является частью жизненного самоопределения, т. е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. П. с.– явление двустороннее: с одной стороны– тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой– то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность выбора профессии. П. с.– важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя многие стороны жизни. Наиболее изученным и признаваемым фактором П. с. являются интересы субъекта, следующий фактор– способности. П. с. также отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей. Условно можно выделить следующие этапы П. с.: дошкольный (формирование первоначальных трудовых навыков и умений); начальная школа (возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой); первая ступень основной школы (осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии); вторая ступень основной школы (начало формирования профессионального самосознания); полное среднее учебное заведение (профессиональная ориентация на основе углубленного изучения отдельных учебных предметов); профессиональное учебное заведение (овладение профессией); профессиональная деятельность (повышение квалификации или переориентация на другую профессиональную деятельность). В П. с. большую роль играет взаимодействие между семьей, государственно-общественными структурами (общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования детей и дополнительного образования взрослых, службой занятости и др.). Решение о выборе профессии принимает активно действующая личность, осознающая свою ответственность за успешное выполнение той или иной работы и реализацию своих способностей. П. с. детерминировано в значительной мере содержанием, методами и формами профориентации. Это направление активно развивалось в работах Е. А. Климова, Т. Ю. Ломакиной и М. Г. Сергеевой, Н. С. Пряжникова. Однако следует помнить, что профориентационная работа достигает своей цели только тогда, когда носит системный и целостный характер. Г. А. Фофанова
Профессиональное самоопределение
поиски, определение своего места в профессиональном мире. Основу для П. с. составляют формирование направленности личности, ее ценностей, интересов; развитие самосознания и потребность в профессиональной компетентности. Психологическими предпосылками выступают осознание ценности и необходимости труда, ориентировка в мире профессий и социально-экономической ситуации в целом, выделение профессиональной цели и ее согласование с другими жизненными целями (личностными, семейными и т. д.), осознание своих возможностей и способностей. Стадия П. с., «оптации», когда человек принимает решение о выборе пути профессионального развития, охватывает период от 11—12 до 14—18 лет.
Адекватный профессиональный выбор базируется на познавательных интересах и профессиональной направленности личности. Исследование развития интересов позволяет выделить 4 этапа в процессе их становления. На первом (в 12—13 лет) интересы очень переменчивы, слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей, по преимуществу познавательные. На втором этапе (в 14—15 лет) отмечается тенденция к их большей сформированности, интегрированности, включенности в общую структуру индивидуальных и личностных особенностей. На третьем этапе (в 16—17 лет) усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом, происходит объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи их с индивидуально-психологическими свойствами. На четвертом этапе — начальной профессионализации — познавательные интересы сужаются, что определяется сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии.
Интересы, достигшие высокого уровня развития, представляют собой основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора. Профессиональная направленность опирается на индивидуально-психологические особенности, систему потенциалов личности и имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек — социальная и художественная.
Процесс П. с. проходит ряд этапов. Первый — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии. Третий этап, охватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, — предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с учетом интересов подростка («Я люблю историю, стану-ка я историком!»), далее с акцентированием его способностей («У меня хорошо с математикой, не заняться ли ею?») и, наконец, системы ценностей («Я хочу помогать больным, стану врачом»). Четвертый этап — практическое принятие решения, собственно выбор профессии, включает в себя два главных аспекта: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему и выбор конкретной специальности. Следует отметить, что ориентация на определенный уровень образования, в частности на поступление в вуз, формируется раньше, чем выбрана конкретная специальность.
Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций важную роль в принятии решения играет оценка объективных возможностей — материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и пр.
Важнейшие психологические предпосылки успешного П. с. — сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.
В условиях современного школьного обучения, когда большая часть школьников должна выбирать будущую профессию или профиль обучения в возрасте 13—14 лет, подростки зачастую оказываются неготовыми к самостоятельному выбору и обнаруживают низкую активность в П. с. Это свидетельствует о необходимости внедрения в школах и других учебных заведениях профессионального ориентирования и психологического консультирования при выборе профессии.
Литература
Климов Е. А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.
Адекватный профессиональный выбор базируется на познавательных интересах и профессиональной направленности личности. Исследование развития интересов позволяет выделить 4 этапа в процессе их становления. На первом (в 12—13 лет) интересы очень переменчивы, слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей, по преимуществу познавательные. На втором этапе (в 14—15 лет) отмечается тенденция к их большей сформированности, интегрированности, включенности в общую структуру индивидуальных и личностных особенностей. На третьем этапе (в 16—17 лет) усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом, происходит объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи их с индивидуально-психологическими свойствами. На четвертом этапе — начальной профессионализации — познавательные интересы сужаются, что определяется сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии.
Интересы, достигшие высокого уровня развития, представляют собой основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора. Профессиональная направленность опирается на индивидуально-психологические особенности, систему потенциалов личности и имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек — социальная и художественная.
Процесс П. с. проходит ряд этапов. Первый — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии. Третий этап, охватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, — предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с учетом интересов подростка («Я люблю историю, стану-ка я историком!»), далее с акцентированием его способностей («У меня хорошо с математикой, не заняться ли ею?») и, наконец, системы ценностей («Я хочу помогать больным, стану врачом»). Четвертый этап — практическое принятие решения, собственно выбор профессии, включает в себя два главных аспекта: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему и выбор конкретной специальности. Следует отметить, что ориентация на определенный уровень образования, в частности на поступление в вуз, формируется раньше, чем выбрана конкретная специальность.
Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций важную роль в принятии решения играет оценка объективных возможностей — материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и пр.
Важнейшие психологические предпосылки успешного П. с. — сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.
В условиях современного школьного обучения, когда большая часть школьников должна выбирать будущую профессию или профиль обучения в возрасте 13—14 лет, подростки зачастую оказываются неготовыми к самостоятельному выбору и обнаруживают низкую активность в П. с. Это свидетельствует о необходимости внедрения в школах и других учебных заведениях профессионального ориентирования и психологического консультирования при выборе профессии.
Литература
Климов Е. А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.