ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Профессиональное самоопределение
(походы к изучению), дифференциально-диагностический, типологический, мотивационный, динамически-аналитический.

Источник: Психология человека в организации: схемы таблицы тесты тезаурус. Учебно-методическое пособие. -LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbrucken 2016

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
сознательный выбор человеком профессии. См. самоопределение, самоопределение нравственное (самоопределение моральное).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Профессиональное самоопределение

Особая форма самоопределения, направленная на принятие решения о выборе профессии и путях формирования личности как профессионала.

Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
степень самооценки себя как специалиста определенной профессии: содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием; важнейший объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

профессиональное самоопределение

одна из форм личностного самоопределения .Характеризует процесс поиска и приобретения профессии,осуществляется в результате анализа своих способностей,возможностей в соотнесении с требованиями профессии.Показатели профессионального самоопределения выступают:
· устойчивая профессиональная "Я-концепция".
· готовность совершить профессионально значимую деятельность,
· факты совершения этой деятельности,
· осознание личности значимости своей деятельности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности - кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать.
С.п. явление двустороннее: с одной стороны, тот кто выбирает (субъект выбора), с другой - то, что выбирают (профессия как объект выбора). И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.
С.п. - важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя многие стороны жизни. Наиболее изученными и признаваемыми факторами С.п. являются интересы субъекта, способности. С.п. отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей.
Решение о выборе профессии принимает активно действующая личность, осознающая свою ответственность за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей. Динамика С.п. детерминирована содержанием, методами и формами профессионального просвещения и консультации.

Источник: Акмеологический словарь.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией (см. Удовлетворенность трудом). В психологическом плане П. с. означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные ri: физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. П. с. начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности, реализуется через формирование у него отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации. Теоретически П. с. можно считать завершенным, когда человек начинает считать себя профессионалом. Однако реально процесс П. с. не может иметь конечной завершенности, так как по мере роста объективного уровня профессионализации растут и усложняются критерии оценки этого уровня.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
специфический вид рефлексивной деятельности, содержанием которой является достижение смысловой определенности в самоотношении и отношении к выполняемой деятельности, структурирование и интеграция своего профессионального будущего. П. С. является важным психологическим механизмом профессионального развития личности, обеспечивающим разрешение внутриличностных противоречий и переход на более высокий уровень профессионального самосознания. П. с. – явление двустороннее: с одной стороны, тот кто выбирает (субъект выбора), с другой – то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность выбора профессии. П. с. – важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя в конечном счете многие стороны жизни. Наиболее изученным и признаваемым фактором П. с. являются интересы субъекта. Не менее важный и в достаточной степени изученный фактор выбора профессии – способности. П. с. отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей. Решение о выборе профессии принимает активно действующая личность, осознающая свою ответственность за успешное выполнение деятельности и реализацию своих способностей. Динамика П. с. детерминирована в значительной мере содержанием, методами и формами профессионального просвещения и консультации.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
– специфический вид рефлексивной деятельности, содержанием которой является самостоятельное определение человеком себя относительно критериев профессионализма, ценностей, норм профессии и условий профессиональной деятельности, достижение смысловой определенности в самоотношении и отношении к избранному виду труда, структурирование и интеграция своего профессионального будущего. С. п. является важным психологическим механизмом профессионального развития личности, обеспечивающим разрешение внутриличностных противоречий и переход на более высокий уровень профессионального самосознания. В зависимости от преобладания внешних или внутренних детерминант, обусловливающих акт самоопределения, выделяются С. п. свободное (внутренне детерминированное) или вынужденное (детерминированное в большей степени внешними обстоятельствами); в зависимости от временного аспекта – С. п. актуальное, отсроченное (по отношению к состоявшимся событиям, поступкам и пр.) и проспективное (заблаговременное, прогностичное определение своей позиции); в зависимости от этапа профессионализации – С. п. первичное и последующее; в зависимости от субъекта – С. п. индивидуальное или групповое. Функциями профессионального самоопределения являются: соотнесение личностных смыслов выбираемой профессии со смыслами всей жизни, осуществление на этой основе выбора профессии; интеграция и структурирование представлений о профессии, профессиональном будущем и о себе как профессионале (достижение определенности в самоотношении, ясности профессионального Я-образа, коррекция самооценки, уяснение своего места и роли в системе профессионального взаимодействия); выработка профессиональной перспективы, построение планов, определение стратегий, путей и способов их реализации; оптимизация эмоционального модуса переживаний (за счет снижения внутриличностной конфликтности, связанной с неопределенностью выбора).

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРАФЕСІЙНАЕ САМАВЫЗНАЧЭННЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION– процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. П. с. является частью жизненного самоопределения, т. е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. П. с.– явление двустороннее: с одной стороны– тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой– то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность выбора профессии. П. с.– важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя многие стороны жизни. Наиболее изученным и признаваемым фактором П. с. являются интересы субъекта, следующий фактор– способности. П. с. также отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей. Условно можно выделить следующие этапы П. с.: дошкольный (формирование первоначальных трудовых навыков и умений); начальная школа (возникновение понимания роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой); первая ступень основной школы (осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии); вторая ступень основной школы (начало формирования профессионального самосознания); полное среднее учебное заведение (профессиональная ориентация на основе углубленного изучения отдельных учебных предметов); профессиональное учебное заведение (овладение профессией); профессиональная деятельность (повышение квалификации или переориентация на другую профессиональную деятельность). В П. с. большую роль играет взаимодействие между семьей, государственно-общественными структурами (общеобразовательными и профессиональными учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования детей и дополнительного образования взрослых, службой занятости и др.). Решение о выборе профессии принимает активно действующая личность, осознающая свою ответственность за успешное выполнение той или иной работы и реализацию своих способностей. П. с. детерминировано в значительной мере содержанием, методами и формами профориентации. Это направление активно развивалось в работах Е. А. Климова, Т. Ю. Ломакиной и М. Г. Сергеевой, Н. С. Пряжникова. Однако следует помнить, что профориентационная работа достигает своей цели только тогда, когда носит системный и целостный характер. Г. А. Фофанова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Профессиональное самоопределение
поиски, определение своего места в профессиональном мире. Основу для П. с. составляют формирование направленности личности, ее ценностей, интересов; развитие самосознания и потребность в профессиональной компетентности. Психологическими предпосылками выступают осознание ценности и необходимости труда, ориентировка в мире профессий и социально-экономической ситуации в целом, выделение профессиональной цели и ее согласование с другими жизненными целями (личностными, семейными и т. д.), осознание своих возможностей и способностей. Стадия П. с., «оптации», когда человек принимает решение о выборе пути профессионального развития, охватывает период от 11—12 до 14—18 лет.
Адекватный профессиональный выбор базируется на познавательных интересах и профессиональной направленности личности. Исследование развития интересов позволяет выделить 4 этапа в процессе их становления. На первом (в 12—13 лет) интересы очень переменчивы, слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических особенностей, по преимуществу познавательные. На втором этапе (в 14—15 лет) отмечается тенденция к их большей сформированности, интегрированности, включенности в общую структуру индивидуальных и личностных особенностей. На третьем этапе (в 16—17 лет) усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом, происходит объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи их с индивидуально-психологическими свойствами. На четвертом этапе — начальной профессионализации — познавательные интересы сужаются, что определяется сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии.
Интересы, достигшие высокого уровня развития, представляют собой основу для формирования профессиональной направленности личности и адекватного, зрелого профессионального выбора. Профессиональная направленность опирается на индивидуально-психологические особенности, систему потенциалов личности и имеет достаточно выраженную половую специфику: у мальчиков чаще встречается техническая направленность, у девочек — социальная и художественная.
Процесс П. с. проходит ряд этапов. Первый — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем привлекательной для него профессии. Третий этап, охватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, — предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с учетом интересов подростка («Я люблю историю, стану-ка я историком!»), далее с акцентированием его способностей («У меня хорошо с математикой, не заняться ли ею?») и, наконец, системы ценностей («Я хочу помогать больным, стану врачом»). Четвертый этап — практическое принятие решения, собственно выбор профессии, включает в себя два главных аспекта: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности необходимой подготовки к нему и выбор конкретной специальности. Следует отметить, что ориентация на определенный уровень образования, в частности на поступление в вуз, формируется раньше, чем выбрана конкретная специальность.
Кроме интересов, способностей и ценностных ориентаций важную роль в принятии решения играет оценка объективных возможностей — материальных условий семьи, уровня учебной подготовки, состояния здоровья и пр.
Важнейшие психологические предпосылки успешного П. с. — сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.
В условиях современного школьного обучения, когда большая часть школьников должна выбирать будущую профессию или профиль обучения в возрасте 13—14 лет, подростки зачастую оказываются неготовыми к самостоятельному выбору и обнаруживают низкую активность в П. с. Это свидетельствует о необходимости внедрения в школах и других учебных заведениях профессионального ориентирования и психологического консультирования при выборе профессии.
Литература
Климов Е. А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.; Воронеж, 1996.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
223.29 кб

Профессиональное самоопределение личности

Кретова Н. А.
Целью профессионального образования, определенной в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответ
Читать PDF
3.44 мб

Профессиональное самоопределение школьников

Федорова Людмила Дмитриевна
В статье рассматриваются вопросы профессионального самоопределения школьников.
Читать PDF
249.66 кб

Готовность к профессиональному самоопределению

Веселкова Елена Александровна, Веселков Алексей Владимирович
В статье рассматриваются механизмы формирования готовности к профессиональному самоопределению. Важно учитывать индивидуальные потребности личности.
Читать PDF
563.58 кб

Профессиональное самоопределение старшеклассника

Джумалиева Джаныл Мусабековна
Цель данной статьи раскрыть вопросы становления профессионального самоопределения у старшеклассника в процессе использования психологических способов личностной активизации, ведущей к самооценке, самопознанию.
Читать PDF
227.53 кб

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Екатерина Александровна Слесарева, Светлана Юрьевна Михайлова, Нина Владимировна Задохина
Приводятся результаты проведенного исследования, направленного на изучение особенностей смысложизненных ориентаций индивидов юношеского возраста, а именно курсантов Московского университета МВД России имени В.Я.
Читать PDF
65.66 кб

Теория профессионального самоопределения личности

Н. Д. Хмель, Б. Г. Сарсенбаева
Читать PDF
278.32 кб

Факторы профессионального самоопределения личности

Кретова Наталья Анатольевна, Вершинин Сергей Иванович
Достойная работа дает человеку большие возможности: она позволяет ему самореализовать себя, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности, поддерживает психическое здоровье и что очень важно дает
Читать PDF
559.22 кб

Профессиональное самоопределение учащейся молодежи

Кондратенко Наталья Александровна, Шашкова Светлана Николаевна
Рассматривается процесс профессионального самоопределения учащейся молодежи; анализируются факторы, влияющие на выбор направления обучения и профессии в целом; анализируются изменения, происходящие с молодыми людьми в период обуче
Читать PDF
2.57 мб

Проблемы профессионального самоопределения молодежи

Семина Ольга Алексеевна, Клименко Наталья Сергеевна
В статье рассматриваются противоречия при решении вопросов профессионального самоопределения; факторы, организационно-педагогические и социально-педагогические условия профессионального самоопределения, а также предпосылки его фор
Читать PDF
504.26 кб

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

Избасарова Н.Ю., Летучева Л.А.
В статье раскрывается актуальность проблемы профессионально-личностного самоопределения молодежи, выделяются основные периоды развития педагогических представлений о сущности профессионально-личностного самоопределения, выделяются
Читать PDF
327.34 кб

Профессионально-личностное самоопределение молодежи

Шайдурова О. В., Гончаревич Н. А.
Авторы считают, что важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального самоопределения личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать свою профессион
Читать PDF
261.41 кб

Социально-профессиональное самоопределение личности

Жигулин А.А.
В статье рассматриваются проблемы социально-профессионального самоопределения личности.
Читать PDF
294.01 кб

Проблема профессионального самоопределения молодежи

Авакова Элина Борисовна
В статье приведены тенденции выбора студенческой молодежью престижных и прибыльных профессий, отмечены положительные и отрицательные стороны раннего профессионального становления, подчеркнута необходимость проведения профконсульта
Читать PDF
452.15 кб

Профессиональное самоопределение как научное понятие

Буров Константин Сергеевич
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в современном социуме все острее проявляется противоречие между личностными предпочтениями и социальными запросами, что приводит к появлению социально значимых проблем профессиональног
Читать PDF
181.31 кб

Социально-профессиональное самоопределение подростков

Александрова Ольга Владимировна
В статье раскрывается актуальность и сущность проблемы социально-профессионального самоопределения подростка, а также возможности детской общественной организации в ее решении.

Похожие термины: