Профессиональное общение

Найдено 1 определение
Профессиональное общение
содержательный (смысловой) процесс взаимодействия субъектов как носителей профессионального опыта с целью: а) обмена информацией в производственной ситуации; б) достижения согласия (понимания); в) функционирования профессиональной общности (актуализация профессиональной идентичности). В широком трактовании П. о. - многоплановый процесс развития контактов между субъектами (людьми, группами), порождаемый мотивами совмест. трудовой деятельности. По аналогии с феноменом О. можно обозначить 3-компонентную структуру П. о. - коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны (аспекты). Специфика задач П. о.: передача информации; восприятие друг друга; взаимооценка; взаимовлияние; взаимодействие; управление деятельностью (индивидуальной, совмест.). Функции П. о.: инструментальная (П. о. выступает как социальный механизм управления и передачи информации в профессиональном сообществе); синдикативная (средство объединения людей в едином пространстве труда); самовыражение (как форма самоактуализации, самореализации, самопрезентации, как личностно-психол. контекст интенции взаимопонимания); трансляционная (передача конкретных знаний, умений, способов деятельности); экспрессивная (сопереживание, сочувствие); социального контроля (регламентация поведения и деятельности в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др. Особенности П. о. и его значение для разрешения рабочей ситуации, развития субъекта труда и профессионального сообщества выявляются через структурный анализ осн. компонентов П. о.: 1). Субъекты О. - наделенные сознанием, опытом, отношением к партнеру по коммуникативному процессу (другому); обладающие единым тезаурусом (схожей системой языка, понятий, смысловых значений) и принятыми в данном профессиональном сообществе нормативами О.; совершающие коммуникативные действия. Данные субъекты одновр. выступают как представители профессиональной группы (Я - социальное, профессиональное) и как Я - индивидуальность. Индивидуальное и социально-профессиональное как атрибутивность субъекта П. о. наиболее слитно и полно выражены в понятии «профессиональный опыт личности». 2) Коммуникативная ситуация П. о. - насущное актуальное, требующее осмысления и действий. Данная ситуация актуализируется извне - контекстом, а внутр. ее побудителями являются цели и мотивы субъектов П. о., к-рые побуждают обращаться другу к другу. Предикат «профессиональная» применительно к коммуникативной ситуации подчеркивает ее значимость в контексте профессиональной деятельности и профессионального опыта личности. 3) Текст (в широком смысле) - семиотическая система значений, отражающая актуальность ситуации, выражающая смысл и значение П. о. 4) Коммуникативные действия сознательно ориентированы на смысловое восприятие профессиональной информации др. субъектом. Здесь необходима обратная связь (как прямая, так и отсроченная): прямая непосредственная обратная связь существенна для осмысления актуальной ситуации П. о. «здесь-и-сейчас», отсроченная в будущее важна для становления профессионального опыта. Дополнительные компоненты П. о.: 1) Автокоммуникация - в общем смысле соотносима с рефлексией, иногда выступает в форме «внутр. диалога». Текст в П. о. направлен не только «слушающему», но и самому «говорящему». Возможна проблема «формального / личного» в профессиональном тексте (как при формировании сообщения, так и при его декодировании. 2) Коммуникативные барьеры, где к трудностям субъективного плана (неумение устанавливать контакт с собеседником и поддерживать продуктивное О.) добавляется профессиональная некомпетентность, волюнтаризм и пр. В профессиональном сообществе высшая форма П. о. предполагает учет оригинальности и различия точек зрения, что служит развитию профессионального мастерства. Профессиональное сообщество как социальная система имеет характерные признаки в П. о.: а) профессиональная идентичность субъектов О. (соотношение Я-индивидуальное / Я-профессиональное); б) эффективность разных типов коммуникативных действий в разл. ситуациях; в) степень «коммуникативности» того или иного профессионального сообщества (его открытость/закрытость); г) профессиональный язык (в т. ч. слэнг) - актуальна проблема его нормативности, автономности, освоения и функционирования (напр., нормативно заданный межд. правом профессиональный англ. язык транспортников летчиков, моряков; а профессиональное сообщество ученых отличают «трансцендентальные языковые игры науч. сообщества» (К. О. Апель); д) в П. о. обмен информацией между субъектами осуществляется прежде всего с целью взаимодействия, поэтому ее важнейшие функции: информативная (передача сообщений) и побудительная (от гибкого воздействия на взгляды и поведение другого до принуждения к опр. действиям через внушение, убеждение и аргументацию); е) при взаимодействии субъектов П. о. значим рефлексивный план коммуникативных действий и ситуации О., что является основополагающим для профессионального опыта личности; ж) функции и значение П. о. целесообразно рассматривать применительно к системе категорий «личностно-профессиональный опыт - время труда - профессиональная жизнь». М. Ю. Орлова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
406.22 кб

Компетенции профессионального общения менеджера

Короткова Екатерина Геннадьевна, Гафуров Наиль Шайхрамович
Исследование компетенций профессионального общения менеджера обусловлено появлением новой парадигмы менеджмента, а также требованиями многоуровневого профессионального образования к подготовке менеджеров.
Читать PDF
155.97 кб

Навыки профессионального общения в работе врача

Сонькина Анна Александровна
Читать PDF
283.93 кб

Общение как форма профессиональной культуры врача

Ковелина Т. А.
Читать PDF
576.27 кб

Культура профессионального общения: анализ понятий

Курилович Надежда Васильевна
В логике от общего через особенное к единичному в статье анализируются понятия «культура», «общение», «культура профессионального общения». С позиций различных подходов и концепций рассматривается содержание данных понятий.
Читать PDF
416.25 кб

Культура общения как часть профессиональной культуры

Тропина Вера Геннадьевна
В статье рассматривается проблема культуры общения, в широком ее понимании; это обусловлено необходимостью повышения качества подготовки специалистов, так как усвоение и применение студентами общечеловеческих, гуманистических, эти
Читать PDF
112.96 кб

Роль эмпатии в профессионально-педагогическом общении

Хусаинова Ф. Б.
Эмпатия имеет ряд уровней развития. Один из этих уровней это уровень рефлексии как логическая форма познания личностных особенностей людей и особенностей эмоциональных состояний, эмоционального восприятия людей.
Читать PDF
664.73 кб

Психология профессионального общения в суде присяжных

Соловьёва Ольга Владимировна
Профессиональное общение в суде присяжных рассматривается как общение юристов в сложном коммуникативном пространстве с двумя контурами и двумя фокусами.
Читать PDF
336.32 кб

Профессиональное общение на детском стоматологическом приеме

Терехова Тамара Николаевна, Ковальчук Наталия Валерьевна, Леонович Ольга Михайловна, Колокольцева Дарья Александровна
Эффективные коммуникации на стоматологическом приеме являются важной составляющей профессиональной компетентности детского врача-стоматолога, позволяя эффективно организовывать взаимодействие с маленькими пациентами и их родителям
Читать PDF
93.57 кб

Обучение профессионально ориентированному иноязычному общению

Сальная Л. К.
Читать PDF
291.08 кб

Профессиональное общение медицинских работников среднего звена

Митупов Михаил Батомункуевич, Беляева Лариса Николаевна
В статье рассмотрены основные понятия профессионального общения медицинских работников среднего звена с пациентами клиник, больниц.
Читать PDF
243.13 кб

Сущность и содержание понятия "профессионально-деловое общение"

Корепанова Вероника Витальевна
В статье проводится анализ понятий «деловое общение», «профессиональное общение». Дается характеристика термина «профессионально-деловое общение».
Читать PDF
1.18 мб

Компетентность в профессиональном общении у студентов-психологов

Рогатнева С.В.
Читать PDF
331.52 кб

Проблема методов обучения в становлении профессионального общения

Пафифова Бэла Казбековна
В данной статье рассматривается проблема методов обучения в становлении профессионального общения, формирования коммуникативной культуры, умений и навыков, у студентов социально-культурной сферы.
Читать PDF
119.17 кб

Проектная методика при обучении общению на профессиональном уровне

Воронова Елизавета Михайловна
Читать PDF
124.95 кб

Профессиональная подготовка студентов в условиях обучающего общения

Куриленко Л. В., Медведев В. М.
В статье рассматривается процесс профессиональной подготовки специалистов социальной работы, доказывается, что индивидуально-личностный подход предполагает диалоговое взаимодействие преподавателя и студента

Похожие термины:

  • Профессиональное общение: язык

    восприятие и понимание друг друга и предмета адекватно задаче, стоящей перед мастерами своего дела; два профессионала в одной сфере скорее поймут друг друга, даже если говорят на разных языках, по
  • Профессиональное общение: типы

    Выделяются след. осн. типы профессионального общения (П. о.), имеющие свою специфику: 1) Профессиональный договор - контракт, сделка, участники к-рой ограничены обоюдными обязательствами, они восприн
  • Профессиональное общение: виды

    Эффективность решения профессиональных задач в ходе профессионального взаимодействия во многом обеспечивается релевантностью О. субъектов деятельности. Релевантным (англ. relevant - существенный, у
  • Профессиональное общение: этика

    совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их профессиональных взаимодействий. Этика профессионального общения (Э. п. о.) - частный
  • Профессиональное общение: стили

    Целенаправленное управление целостной ситуацией профессионального общения (П. о.) может быть обеспечено в рамках разл. стилей О., к-рые выступают как целесообразная система взаимосвязанных своеоб
  • Профессиональное общение: этикет

    формализованные, согласованные, принятые в данном профессиональном сообществе или организационной структуре правила О., посредством к-рых выражается уважительное отношение к специалисту, его до
  • Профессиональное общение: функции

    Различают 4 осн. функции профессионального общения (П. о.): 1) инструментальная - характеризует П. о. как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для решения профессиональн
  • Профессиональное общение: специфика

    На основе выделенных Е. А. Климовым 5 осн. типов профессиональной деятельности - «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек-знак», «человек-образ» в каждом из них по разл. осно
  • Профессиональное общение: компоненты

    Професииональное общение (П. о.) - это специфическая деятельность в системе «субъект-субъект», возникающая на основе и по поводу производства какого-либо материального или идеального продукта, осн
  • Профессиональное общение: психотехника

    совокупность приемов, способствующих лучшему решению задач О. в конкретных профессиональных ситуациях. Профессиональное общение (П. о.) многообразно, и существующие общие приемы и правила следует
  • Профессиональное общение имиджформирующее

    разновидность профессионального О., в результате к-рого возникает новый имидж субъекта. Данный вид О. осуществляется имиджмейкером (специалистом в области имиджмейкинга) и используется для управ
  • Профессиональное общение в психологии труда

    Профессиональное общение (П. о.) - осн. функциональная система трудовой деятельности, к-рая включает в себя подсистему профессиональной коммуникабельности (П. к.). В П. о. выделяется неск. родов П. к.: П
  • Профессиональное общение: принципы и правила

    Принципы (от лат. principium - начало, основа) и правила профессионального общения (П. о.) - положения, в к-рых отражены закономерности О. в профессиональной среде, к-рые являются для данного типа О. основан
  • Профессиональное общение в системе Человек-Знак

    В профессиях сигнономических (от лат. signum знак) осн. объектом труда являются знаки и знаковые системы, - с ними имеют дело лингвистика, логика, математика, литературоведение, поэтика и эстетика, псих