Профессиональное общение это что такое Профессиональное общение: определение — Психология.НЭС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Профессиональное общение : коммуникативная компетентность

Профессиональное общение

Найдено 1 определение:

Профессиональное общение

содержательный (смысловой) процесс взаимодействия субъектов как носителей профессионального опыта с целью: а) обмена информацией в производственной ситуации; б) достижения согласия (понимания); в) функционирования профессиональной общности (актуализация профессиональной идентичности). В широком трактовании П. о. - многоплановый процесс развития контактов между субъектами (людьми, группами), порождаемый мотивами совмест. трудовой деятельности. По аналогии с феноменом О. можно обозначить 3-компонентную структуру П. о. - коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны (аспекты). Специфика задач П. о.: передача информации; восприятие друг друга; взаимооценка; взаимовлияние; взаимодействие; управление деятельностью (индивидуальной, совмест.). Функции П. о.: инструментальная (П. о. выступает как социальный механизм управления и передачи информации в профессиональном сообществе); синдикативная (средство объединения людей в едином пространстве труда); самовыражение (как форма самоактуализации, самореализации, самопрезентации, как личностно-психол. контекст интенции взаимопонимания); трансляционная (передача конкретных знаний, умений, способов деятельности); экспрессивная (сопереживание, сочувствие); социального контроля (регламентация поведения и деятельности в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др. Особенности П. о. и его значение для разрешения рабочей ситуации, развития субъекта труда и профессионального сообщества выявляются через структурный анализ осн. компонентов П. о.: 1). Субъекты О. - наделенные сознанием, опытом, отношением к партнеру по коммуникативному процессу (другому); обладающие единым тезаурусом (схожей системой языка, понятий, смысловых значений) и принятыми в данном профессиональном сообществе нормативами О.; совершающие коммуникативные действия. Данные субъекты одновр. выступают как представители профессиональной группы (Я - социальное, профессиональное) и как Я - индивидуальность. Индивидуальное и социально-профессиональное как атрибутивность субъекта П. о. наиболее слитно и полно выражены в понятии «профессиональный опыт личности». 2) Коммуникативная ситуация П. о. - насущное актуальное, требующее осмысления и действий. Данная ситуация актуализируется извне - контекстом, а внутр. ее побудителями являются цели и мотивы субъектов П. о., к-рые побуждают обращаться другу к другу. Предикат «профессиональная» применительно к коммуникативной ситуации подчеркивает ее значимость в контексте профессиональной деятельности и профессионального опыта личности. 3) Текст (в широком смысле) - семиотическая система значений, отражающая актуальность ситуации, выражающая смысл и значение П. о. 4) Коммуникативные действия сознательно ориентированы на смысловое восприятие профессиональной информации др. субъектом. Здесь необходима обратная связь (как прямая, так и отсроченная): прямая непосредственная обратная связь существенна для осмысления актуальной ситуации П. о. «здесь-и-сейчас», отсроченная в будущее важна для становления профессионального опыта. Дополнительные компоненты П. о.: 1) Автокоммуникация - в общем смысле соотносима с рефлексией, иногда выступает в форме «внутр. диалога». Текст в П. о. направлен не только «слушающему», но и самому «говорящему». Возможна проблема «формального / личного» в профессиональном тексте (как при формировании сообщения, так и при его декодировании. 2) Коммуникативные барьеры, где к трудностям субъективного плана (неумение устанавливать контакт с собеседником и поддерживать продуктивное О.) добавляется профессиональная некомпетентность, волюнтаризм и пр. В профессиональном сообществе высшая форма П. о. предполагает учет оригинальности и различия точек зрения, что служит развитию профессионального мастерства. Профессиональное сообщество как социальная система имеет характерные признаки в П. о.: а) профессиональная идентичность субъектов О. (соотношение Я-индивидуальное / Я-профессиональное); б) эффективность разных типов коммуникативных действий в разл. ситуациях; в) степень «коммуникативности» того или иного профессионального сообщества (его открытость/закрытость); г) профессиональный язык (в т. ч. слэнг) - актуальна проблема его нормативности, автономности, освоения и функционирования (напр., нормативно заданный межд. правом профессиональный англ. язык транспортников летчиков, моряков; а профессиональное сообщество ученых отличают «трансцендентальные языковые игры науч. сообщества» (К. О. Апель); д) в П. о. обмен информацией между субъектами осуществляется прежде всего с целью взаимодействия, поэтому ее важнейшие функции: информативная (передача сообщений) и побудительная (от гибкого воздействия на взгляды и поведение другого до принуждения к опр. действиям через внушение, убеждение и аргументацию); е) при взаимодействии субъектов П. о. значим рефлексивный план коммуникативных действий и ситуации О., что является основополагающим для профессионального опыта личности; ж) функции и значение П. о. целесообразно рассматривать применительно к системе категорий «личностно-профессиональный опыт - время труда - профессиональная жизнь». М. Ю. Орлова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Профессиональное общение — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Профессиональное общение врача: психологическая наука — практике высшего медицинского образования

Урванцев Л.П.
Проблема общения врача с пациентом остаётся одной из наиболее актуальных в современных условиях. Это объясняется неполнотой профессиональной подготовки медицинских кадров, выражающейся в неспособности установления врачом эмпатической связи с пациентом, а также в не достаточно развитом профессиональном самосознании специалиста, слабом осознании необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности качеств и их самооценки.
Скачать PDF

Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя

Романова М. В.
Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик. По результатам исследований было установлено, что небольшая доля учителей владеют своей жестикуляцией, адекватно и уместно способны использовать различные средства невербального общения в ходе урока. Однако эти недостатки и трудности легко устраняются при целенаправленной работе над невербальной стороной педагогического общения, при проведении ряда специальных тренингов и глубоком самоанализе.
Скачать PDF

Особенности проявления самоконтроля в профессиональном общении врача-стоматолога

Кипиани А.И.
Скачать PDF

Методы подготовки к профессиональному общению будущих специалистов с использованием современных ауди

Савин А.В.
Проблема профессионального общения занимает одно из ведущих мест в жизни человека. Исследуя процесс подготовки к профессиональному общению будущих специалистов в контексте профессиональной деятельности нами были обоснованы три метода такой подготовки, основанные на использовании современных аудиовизуальных средств. Данные методы направлены на развитие социально-перцептивных, коммуникативных и интерактивных умений субъекта профессиональной деятельности, реализуемой в процессе общения. В нашем исследовании мы определили их как аудиовизуальные методы подготовки к профессиональному общению. К таковым мы относим: методы аудиовизуальной перцепции, аудиовизуальной рефлексии и аудиовизуальноудаленной коммуникации.
Скачать PDF

Типы коммуникативного взаимодействия в сфере профессионального общения медицинских работников

Аборина Марина Владимировна
В статье рассматриваются типы коммуникативного взаимодействия в профессиональном общении медицинских работников с пациентами. Уточнены характеристики типов взаимодействия, обусловленные психологическими особенностями коммуникативного взаимодействия медицинских работников, необходимые для совершенствования профессиональной подготовки и обеспечения высокого качества кадрового потенциала, повышающего эффективность работы и конкурентоспособность медицинских учреждений
Скачать PDF

Развитие профессионального общения курсантов образовательных учреждений правоохранительных органов

Скляренко Инна Сергеевна
Экономические, политические, социальные изменения в стране привели к возрастанию роли коммуникационных технологий в профессиональной подготовке. Для обучающихся в образовательных учреждениях МВД России важно научиться организовывать рабочее пространство совместно с коллегами и гражданами, научиться эффективному профессиональному общению. Это является определяющим фактором профессиональной компетентности, основу которой составляет коммуникативная компетентность.
Скачать PDF

Профессионально-педагогическое общение преподавателя современной высшей школы

Ларионова Марина Александровна
В статье рассматривается возможность повышения качества высшего профессионального образования за счет овладения вузовскими преподавателями приемами и методами субъектно-ориентированного профессионально-педагогического общения со студентами, коллегами и т. д. Приводятся данные изучения личностно-профессиональных особенностей преподавателей высшей школы.
Скачать PDF

Сотрудник правоохранительных органов как субъект профессионального общения

Кудермина Елена Ивановна
Деятельности правоохранительных органов имманента социальность: обеспечение правопорядка реализуется в условиях социального взаимодействия и влияет непосредственно на протекание социальных процессов в обществе. Указанное определяет сквозной характер проблемы общения для анализа психологических особенностей личности сотрудника правоохранительных органов. Статья посвящена анализу теоретических основ изучения психологических особенностей сотрудника правоохранительних органов в качестве субъекта профессионального общения. Предложеный аналитический каркас наиболее полно отображает особенности профессионального общения сотрудника правоохранительных органов.Он представляет собой вариант классификации его функций как субъекта общения. Приведенная аналитическая схема позволяет обобщить большинство явлений человеческой психики согласно логике их функционирования в процессе общения и может служить основой для проведения последующего экспериментального исследования.
Скачать PDF

Психодиагностика профессионально важных качеств оперативных cотрудников полиции для общения с гражда

Човдырова Гульшат Сулейменовна
Статья посвящена психодиагностике коммуникативных способностей сотрудников полиции в соответствии с требованиями профессии. При общении с гражданами необходимо получить от них скрываемую информацию в целях расследования и раскрытия преступлений.
Скачать PDF

Роль эмпатии в профессионально-педагогическом общении

Хусаинова Ф. Б.
Эмпатия имеет ряд уровней развития. Один из этих уровней это уровень рефлексии как логическая форма познания личностных особенностей людей и особенностей эмоциональных состояний, эмоционального восприятия людей. Эмпития предполагает умение слышать и слушать.
Скачать PDF

Педагогические условия формирования опыта иноязычного профессионально-делового общения (на материале

Болгова Вера Владимировна
В данной статье рассматриваются педагогические условия формирования опыта иноязычного профессионально-делового общения слушателей в рамках «Президентской программы». Опыт не статичная категория, опыт можно формировать и развивать под воздействием внешних и внутренних факторов. Нами выделен ряд педагогических условий, соблюдение которых способствует формированию высокого уровня опыта иноязычного профессионально-делового общения.
Скачать PDF

Культура профессионального общения государственных служащих как культура профессиональной группы и к

Улунова А. Е.
В статье анализируется культура профессионального общения государственных служащих в широком и узком значении понятия. Культура профессионального общения государственных служащих как культура профессиональной группы конкретизируется с точки зрения деятельностного, дидактического и компетентностного подходов к её изучению. Культура профессионального общения государственных служащих как культура личности рассматривается с точки зрения акмеологического, психологического и личностного подходов к ее изучению.
Скачать PDF

Похожие термины: