Профессиональное общение: воздействие психологическое

Найдено 1 определение
Профессиональное общение: воздействие психологическое
В процессе профессионального общения (П. о.) возможно проявление воздействия психологического (В. п.), состоящего в изменении психич. регуляторов активности реципиентов (адресатов В. п.). Эти изменения каузально взаимосвязаны с отражением полученной в процессе О. информации, условий и обстоятельств самого процесса взаимодействия. В кач. реципиентов могут выступать как др. профессионалы, деловые партнеры, так и лица, пользующиеся услугами профессионалов для решения собственных проблем, реализации собственных целей. Проблему В. п. в деятельности разл. групп профессионалов исследовали с нач. ХХ в.: Г. Мюнстерберг (Основы психотехники, 1914) представил мат-лы, раскрывающие принципы и особенности применения психол. знания в разл. областях жизни общества; С. Г. Геллерштейн в статье «Проблемы психотехники на пороге второй пятилетки» (1932) назвал «воздейственную психотехнику» наиболее развитым ее разделом. В отеч. психологии широко представлены исследования возможностей и особенностей применения В. п. в сфере рекламы (В. Г. Зазыкин, А. Н. Лебедев, А. К. Боковиков и др.), пропаганды (Ю. А. Шерковин, Н. Н. Богомолова, Л. Войтасик, С. Жамц, Е. В. Селезнева и др.), в пед. практике (Ю. А. Макаров, А. В. Визгина и др.), в условиях военных действий (И. Панарин), в практике управления (А. Л. Журавлев, Е. В. Таранов), в психокоррекционной и психотерапевтической деятельности (Ф. Е. Василюк, А. А. Гостев, Р. М. Грановская, В. Д. Карвасарский и др.). Установлено, что В. п. обслуживает не только реализацию целей профессиональной деятельности, но и сам процесс П. о. В. п. выступает осн. механизмом реализации ряда функций О.: контактной, побудительной, амотивной и собственно функции оказания влияния, чем обусловлено значение В. п. для всех групп профессионалов. В. п. - фактор становления и развития профессиональных общностей, обеспечивая реализацию инструментальной, трансляционной и интегративной функции П. о. Именно В. п. позволяет изменять групповые нормы, уровень сплоченности, степень доверия, характер идентичности членов коллективов. В. п. в П. о. может быть произвольным, целенаправленным, а также непроизвольным. В последнем случае в процессе О. возможно возникновение заранее не планируемого эффекта В. п., т. е. непреднамеренно провоцируются изменения в регуляторах поведения партнеров по взаимодействию. Эти изменения могут иметь как позитивный, так и негативный характер, обуславливая снижение эффективности П. о. Наиболее ярко роль В. п. проявляется в П. о. представителей социономических профессий, при осуществлении пед., лечебной деятельности, управления (в т. ч., организационного, военного, экономического, политическо-правового), а также в деятельности специалистов, реализующих коммуникативные технологии. Выделяются общие характеристики В. п. и характеристики применяемых средств, приемов и технологий воздействия. Одни и те же результаты в воздейственной практике могут быть достигнуты за счет разл. комбинаций приемов воздействия. Наиболее эффективно В. п., отвечающее признакам системности, комплексности, непротиворечивости и минимизации воздействия. Возможности использования В. п. для решения задач профессиональной деятельности определяются особенностями трудовых постов и организационных систем, в рамках к-рых профессионал осуществляет свою деятельность. К числу характеристик трудовых постов, определяющих возможности применения В. п., относят наличие ресурса нормативной власти, степень стандартизированности технологии профессиональной деятельности, возможность применения разнообразных средств воздействия и их комплексного использования, и др. Чем шире возможности применения всего комплекса средств В. п. в структуре П. о., чем ограниченнее внеш. контроль и свобода доступа в систему извне, тем актуальнее проблема этического регулирования деятельности профессионалов, поддержания психол. безопасности партнеров по взаимодействию и профилактики деформации профессиональной деятельности на уровне П. о. Лит.: Грачев Г. В. Личность и общество: Информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М., 2003; Душкина М. Р. Психология влияния. СПб., 2004; Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия. М., 2000; Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия // Вопр. психологии. № 3, 1987; Куликов В. Н. Психологическое воздействие: методологические принципы исследования // Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия. Иваново, 1982; Шейнов В. П. Психологическое влияние. Минск, 2007. Т. С. Кабаченко

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011