Профессиональное общение в системе ЧеловекТехника

Найдено 1 определение:

Профессиональное общение в системе «ЧеловекТехника»

Картина мира, складывающаяся у представителей данного типа труда, связана, прежде всего, с видением технической оснащенности жизнедеятельности: Земля видится как источник тепла, энергии, поверхность земли (пустыни, горы, моря) - это место для прокладки кабелей, транспортных артерий, возведения жилья или производственных корпусов. История человечества, цивилизация, культура - это прежде всего достижения науч.-техн. революции (создание электродвигателей, радио, компьютеров и др.). Предметную область деятельности в системе «Ч.-Т.» характеризуют: физич. и химические процессы, макро- или микротехника, трассы; параметры, величины; показания приборов, к-рые могут выходить из строя и т. п. Профессиональное общение (П. о.) подчинено предметной деятельности и вместе они выступают детерминантами психич. процессов. При взаимодействии людей в системе «Ч.-Т.» осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т. п. В П. о. конкретный индивид овладевает «фондом духовного богатства», созданного др. людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем он вносит в этот «фонд» то, что создал сам. Именно этим определяется значение П. о. в жизни индивида. Языком технономических профессий являются чертежи и спецификации. В П. о. фиксируются предмет, средства и продукт деятельности, характер деятельности показывает степень детализации усилий в труде. Здесь люди выступают в функц.-ролевом взаимодействии как подчиненные, окружающие, бригада, экипаж, летный состав, личный состав, бригадир, начальник, командир. Нормативное П. о. происходит в контексте требований технологии производства. Личное П. о. проходит в форме производственных собраний - «летучек», «совещаний», «науч.-техн. советов». Наиболее эффективными методами П. о., способствующими безопасному труду, являются беседа и плакат. В условиях личного П. о. у каждого из его участников активнее протекают процессы самоконтроля, совместно ведется поиск решения. Широкое распространение микропроцессорной техники привело к появлению новой области «речевой технологии», к-рая включает задачи компьютерного синтеза речи, распознавания речи и личности диктора в П. о. Для определения качества передачи речи по каналу связи пользуются понятиями «разборчивость» и «артикуляция». При проектировании многих систем, в к-рых используется речевой канал связи, важен учет человеческого фактора и специфики П. о. Особо это необходимо в работе со сложными техническими системами и аппаратами (атомный реактор, гидроэлектростанция, космический корабль, подводная лодка и т. п.). Лит.: Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995; Котик М. А. Психология и безопасность. Таллин, 1987; Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991; Соркин Р., Кантович Б. Речевое общение // Человеческий фактор. Т. 1, М., 1991. В. В. Пчелинова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Взаимообусловленность личности и общения в системе современного психологического знания о человеке

Танасов Георгий Георгиевич
Статья посвящена взаимосвязи и взаимообусловленности феноменов «личность» и «общение». Заявленная тема рассматривается с позиций принципа «личностности», субъектного подхода и идеологии диалогизма. Принцип «личностности» акцентирует внимание на том, что феноменология и закономерности общения, его психологическая составляющая и его иные аспекты должны исследоваться с позиции личностной обусловленности, рассмотрения личности как субъекта общения, реализующего в этом специфическом виде активности значимые для личности функции и ориентированного на достижение значимых для личности целей. Используемая в статье категория «субъект» привлечена для обоснования качества и направленности активности личности (особым видом которой является общение) на изменение внешнего мира с целью поддержки внутреннего. Включение идеологии диалогизма призвано сделать акцент на необходимости контактов с Иным, с Другим для поиска и определения личностью самой себя, для обретения идентичности. В заключение сделан вывод об обусловленности развития личности процессуальными и содержательными характеристиками общения, теми ролями, которые личность принимает на себя, начиная от рождения до зрелости на продолжении всего жизненного пути человека.
Скачать PDF

Проблема общения сотрудников ОВД с жертвами преступных посягательств в системе правоотношений

Е.А.Костыря, А.Прокофьева
Скачать PDF

Пенитенциарный моббинг как особая форма межличностного конфликтного взаимодействия в системе общения

Маняхин А. В.
В статье вводится новое понятие - пенитенциарный моббинг. Данное негативное социально-психологическое явление анализируется с позиции психологии общения как форма межличностного конфликтного взаимодействия, обусловленного профессиональной деятельностью, личностными особенностями, доминирующими стратегиями поведения в конфликтной ситуации. Излагаются основные цели, причины, виды и последствия пенитенциарного моббинга.
Скачать PDF

Формирование навыков конструктивного общения у медицинских специалистов в системе непрерывного образ

Григорьева Нина Владимировна
Введение. Недостаточная психологическая компетентность в сфере профессиональной коммуникации является для медицинского специалиста фактором риска ухудшения здоровья и снижения личностного благополу‐ чия. Психологической подготовки в этой сфере, проводимой в вузе, недос‐ таточно для эффективной профессиональной деятельности. Она должна быть продолжена на последипломном этапе образования. Материал и методы. В обучении по программе дополнительного об‐ разования участвовали 326 врачей и медицинских сестер. Обучение про‐ водилось в группах численностью 25‐30 человек на протяжении недели. Задачи коррекционно‐развивающей работы реализовывались в форме специального психологического тренинга. Результаты и обсуждение. Причины конфликтов в здравоохранении несколько отличаются в зависимости от выполняемых функций. Для ме‐ дицинских сестер наиболее актуальна ситуация соперничества. Для руко‐ водителей подразделений характерны конфликты, связанные с неудов‐ летворенностью пациентов и срабатываемостью персонала. Среди уни‐ версальных причин конфликтов: различие потребностей, вступающих во взаимодействие; экономические и социальные факторы; проблема спра‐ ведливости распределения. Актуальными являются и гендерные вопро‐ сы. На основе анализа конфликтов разработана программа обучающего тренинга, представленная как практическими упражнениями для отра‐ ботки эффективных навыков бесконфликтного общения, так и заданиями по осознанию участниками своих слабых сторон, препятствующих эффек‐ тивному общению в целом. Описаны методические подходы и практиче‐ ские приемы, реализуемые в образовательной программе. Заключение. В результате освоения образовательного курса обучаю‐ щиеся осознали наиболее распространённые механизмы и причины воз‐ никновения конфликтов в профессиональной деятельности, стратегии поведения в ситуации конфликта. Обучающиеся смогли приобрести сле‐ дующие навыки: толерантность к индивидуальным особенностям собе‐ седника, конструктивность в разрешении конфликтов с применением разнообразных способов и приемов, навыки саморегуляции эмоциональ‐ ных состояний. Определены дальнейшие образовательные траектории по развитию навыков коммуникативной компетентности в системе непре‐ рывного образования как на базе образовательных учреждений, так и в системе медицинских организаций.
Скачать PDF

Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя

Романова М. В.
Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик. По результатам исследований было установлено, что небольшая доля учителей владеют своей жестикуляцией, адекватно и уместно способны использовать различные средства невербального общения в ходе урока. Однако эти недостатки и трудности легко устраняются при целенаправленной работе над невербальной стороной педагогического общения, при проведении ряда специальных тренингов и глубоком самоанализе.
Скачать PDF

Особенности проявления самоконтроля в профессиональном общении врача-стоматолога

Кипиани А.И.
Скачать PDF

О профессиональной подготовке в системе дистанционного обучения

Полякова Н.В.
Скачать PDF

Психолого-педагогические основы проектирования системной модели мотивации профессионального выбора с

Лопаткин Е. В.
В статье мотивация рассматривается как стержневой компонент деятельности человека, обеспечивающий качественность и результативность, проанализирован механизм формирования методологии личностно-мотивационного подхода, определены его базовые принципы. Определены концептуальные и структурно-содержательные характеристики модели мотивации профессионального выбора, показана эффективность ее экспериментальной апробации в условиях педагогического вуза.
Скачать PDF

Методы подготовки к профессиональному общению будущих специалистов с использованием современных ауди

Савин А.В.
Проблема профессионального общения занимает одно из ведущих мест в жизни человека. Исследуя процесс подготовки к профессиональному общению будущих специалистов в контексте профессиональной деятельности нами были обоснованы три метода такой подготовки, основанные на использовании современных аудиовизуальных средств. Данные методы направлены на развитие социально-перцептивных, коммуникативных и интерактивных умений субъекта профессиональной деятельности, реализуемой в процессе общения. В нашем исследовании мы определили их как аудиовизуальные методы подготовки к профессиональному общению. К таковым мы относим: методы аудиовизуальной перцепции, аудиовизуальной рефлексии и аудиовизуальноудаленной коммуникации.
Скачать PDF

Психологическое обеспечение в МВД России как система профессиональной деятельности

Петров В. И.
В статье систематизированы научные подходы психологического обеспечения профессиональной деятельности органов, подразделений и учреждений внутренних дел, внутренних войск МВД России. Рассмотрены методолого-концептуальные, понятийно-категориальные, организационно-содержательные и критериальные основы системы психологического обеспечения профессиональной деятельности. Дано понятие психологической службы МВД России. Обоснована полисубъектность и стратификация психологической работы.
Скачать PDF

Система информационного контроля формирования профессионально важных психологических качеств сотрудн

Шленков Алексей Владимирович, Табанова Елена Виловна
Рассмотрена проблема информационного психологического обеспечения формирования профессионально важных психологических качеств (ПВПК), с точки зрения системного подхода. Опора на данный подход позволяет более точно определить качество подготовки выпускников вуза к предстоящей профессиональной деятельности, степень овладения ПВПК и соответствие их профессиограммам должностей по которым ведется подготовка в вузе.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: