Профессиональное общение в системе «Человек Природа» это что такое Профессиональное общение в системе «Человек Природа»: определение — Психология.НЭС
Профессиональное общение в психологии труда Профессиональное общение в системе Человек-Знак

Профессиональное общение в системе Человек Природа

Найдено 1 определение:

Профессиональное общение в системе «Человек Природа»

Системная психол. типология субъективного отношения к природе была разработана в отеч. психологии В. А. Ясвиным. В ее основу положен ряд представлений, высказанных психологами и философами: а) о прагматическом или непрагматическом характере отношения к природе (Г. Гачев, М. Каган, А. Леопольд и др.); б) о субъектном или объектном характере ее восприятия (Г. Гачев, М. Каган, С. Дерябо); в) о типах экологических установок личности (А. Лазурский, С. Франк, В. Ясвин); г) о структурно-динамической характеристике субъективного отношения к природе (В. Ясвин). В результате были получены след. типы отношений к природе: 1) объектно-прагматическое связано с ее восприятием в кач. источников материальной пользы, поставщика ресурсов, т. е. природа воспринимается как объект, средство, лишенное самоценности. Человек полагает, что может ею полностью распоряжаться, покорять, оказывать на нее воздействие. В аспекте профессиональной деятельности такое отношение свойственно технократам; 2) субъектно-прагматическое - природные объекты могут восприниматься в кач. субъектов, партнеров взаимодействия. По отношению к ним возможны процессы эмпатии, идентификации, рефлексии, в то же время осн. мотивация взаимодействия с ними носит преим. прагматический характер. Такой тип отношений встречается у людей, занимающихся сельским хозяйством, у дрессировщиков и проводников служебных собак; 3) объектно-эстетическое - характеризуется доминированием перцептивно-аффективного компонента интенсивности отношения к природе и эстетическим типом установок личности. Отношение отличается особой сенситивностью к «чувственной выразительности природы». Это свойственно науч. работникам, художникам, цветоводам и особо доминирует в юношеском возрасте; 4) субъектно-эстетическое - восприятие эстетически переживаемого природного объекта как своего рода субъекта, т. е. к нему испытывается эмпатия, симпатия, признается его самоценность. Такое отношение наиболее выражено у писателей-натуралистов и художников-анималистов; 5) объектно-познавательное - характеризуется доминированием когнитивного компонента отношения к природе и когнитивным типом экологических установок. Природа воспринимается как объект изучения, рационально, при этом для получения соответствующих знаний природный объект может подвергаться деструктивному воздействию, иногда достаточно жесткому. Это отличает ученых-биологов, ученых-естественников; 6) субъектнопознавательное - направленность на изучение природы при осознании самоценности и неповторимости каждого природного объекта, признания за ним безоговорочного права на существование, возможности равноправного взаимодействия. Это характерно для многих ученых-зоологов, посвятивших себя этологическим исследованиям (Я. Линблад, К. Лоренц, Дж. Даррелл и др.); 7) объектно-практическое - отношение характеризуется преобладанием практического компонента интенсивности и доминирования практического типа экологических установок. Объект природы выступает как средство удовлетворения потребности личности в технол. и психол. вооруженности, не являясь самоцелью контактов с ним. Пример - аквариумисты, держатели экзотических животных; 8) субъектно-практическое - направленность практических действий человека непосредственно на природный объект, т. е. к нему прикладывается отношение «как к цели». Природный объект воспринимается в кач. полноправного партнера. Но такое отношение проявляется к любимому природному объекту, в то время как к остальной природе может носить объектно-прагматический характер; 9) объектно-охранное - природа воспринимается как собственность всего человечества, в т. ч. и будущих поколений, в интересах к-рых и требуется охрана природных объектов. Это тип отношения сознательный, ответственный, рациональный, он провозглашается целью экологического образования, встречается у активистов природоохранных движений, «зеленых», школьных учителей; 10) субъектно-этическое - доминирование поступочного компонента и этических экологических установок личности. За природой признаются качества и свойства субъекта, контакты между ней и человеком воспринимаются как взаимодействие вне зависимости от ее «полезности» или «бесполезности». Такой тип взаимоотношений провозглашается и пропагандируется философами-гуманистами (Л. Толстой, М. Ганди, А. Швейцер, Г. Гачев и др.). Субъективное отношение к природе динамично, но при этом субъектно-этическое взаимоотношение не должно стать препятствием для необходимой хозяйственной деятельности людей (В. А. Ясвин). Часто субъективное отношение личности к природе вступает в противоречие с профессиональным отношением к природным объектам, определяемым целями производственно-хозяйственной деятельности, связанной с ее разрушением или уничтожением. Эколог Г. Хардин выделил проблему: «трагедия общин» или «общественная дилемма», суть к-рой в том, что при использовании природных ресурсов разл. индивидуумы или разл. группы, преследуя свои узко эгоистические интересы, вредят интересам всего сообщества, разрушая, истощая природную среду и вызывая последствия, угрожающие будущему человечества. Лит.: Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М., 2005; Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996; Шмелева И. А. Психология экологического сознания. СПб., 2006; Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М., 2000; Hardin G. The Tragedy of the Commons // People, Penguins and Plastic Trees. Basic Issues in Environmental Ethics / Еd. by C. Pierce and D. Van DeVeer. 1995. И. А. Шмелева
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Профессиональное общение в системе Человек Природа — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ КОНСТРУКТОВ Дж. КЕЛЛИ

Дмитриева Л.Г., Солонина Е.Л.
Скачать PDF

Взаимообусловленность личности и общения в системе современного психологического знания о человеке

Танасов Георгий Георгиевич
Статья посвящена взаимосвязи и взаимообусловленности феноменов «личность» и «общение». Заявленная тема рассматривается с позиций принципа «личностности», субъектного подхода и идеологии диалогизма. Принцип «личностности» акцентирует внимание на том, что феноменология и закономерности общения, его психологическая составляющая и его иные аспекты должны исследоваться с позиции личностной обусловленности, рассмотрения личности как субъекта общения, реализующего в этом специфическом виде активности значимые для личности функции и ориентированного на достижение значимых для личности целей. Используемая в статье категория «субъект» привлечена для обоснования качества и направленности активности личности (особым видом которой является общение) на изменение внешнего мира с целью поддержки внутреннего. Включение идеологии диалогизма призвано сделать акцент на необходимости контактов с Иным, с Другим для поиска и определения личностью самой себя, для обретения идентичности. В заключение сделан вывод об обусловленности развития личности процессуальными и содержательными характеристиками общения, теми ролями, которые личность принимает на себя, начиная от рождения до зрелости на продолжении всего жизненного пути человека.
Скачать PDF

Природа гендерной маргинальности: опыт системного анализа

Антонова Наталья Викторовна
В статье осуществляется системный анализ природы гендерной маргинальности. Проводятся смысловые параллели и показываются системные взаимосвязи различных компонентов гендерной маргинальности на онтологическом, гносеологическом, экзистенциальном и социокультурном уровнях анализа.
Скачать PDF

Общепедагогическая природа готовности молодых людей к военному обучению (системный анализ опыта отеч

Вареев Игорь Михайлович
В данной статье будут рассмотрены различные научные подходы и направления в изучении готовности молодых людей к военной службе, определено содержание компонентов готовности к обучению. Сформулирован и рассмотрен ключевой вопрос - может ли процесс обучения и воспитания повысить уровень своей эффективности, если нам удастся выявить педагогическую природу познавательной позиции курсантов младших курсов и установить существенные взаимосвязи между познавательной позицией и компонентами готовности молодых людей к военному обучению.
Скачать PDF

Проблема общения сотрудников ОВД с жертвами преступных посягательств в системе правоотношений

Е.А.Костыря, А.Прокофьева
Скачать PDF

Пенитенциарный моббинг как особая форма межличностного конфликтного взаимодействия в системе общения

Маняхин А. В.
В статье вводится новое понятие - пенитенциарный моббинг. Данное негативное социально-психологическое явление анализируется с позиции психологии общения как форма межличностного конфликтного взаимодействия, обусловленного профессиональной деятельностью, личностными особенностями, доминирующими стратегиями поведения в конфликтной ситуации. Излагаются основные цели, причины, виды и последствия пенитенциарного моббинга.
Скачать PDF

Формирование навыков конструктивного общения у медицинских специалистов в системе непрерывного образ

Григорьева Нина Владимировна
Введение. Недостаточная психологическая компетентность в сфере профессиональной коммуникации является для медицинского специалиста фактором риска ухудшения здоровья и снижения личностного благополу‐ чия. Психологической подготовки в этой сфере, проводимой в вузе, недос‐ таточно для эффективной профессиональной деятельности. Она должна быть продолжена на последипломном этапе образования. Материал и методы. В обучении по программе дополнительного об‐ разования участвовали 326 врачей и медицинских сестер. Обучение про‐ водилось в группах численностью 25‐30 человек на протяжении недели. Задачи коррекционно‐развивающей работы реализовывались в форме специального психологического тренинга. Результаты и обсуждение. Причины конфликтов в здравоохранении несколько отличаются в зависимости от выполняемых функций. Для ме‐ дицинских сестер наиболее актуальна ситуация соперничества. Для руко‐ водителей подразделений характерны конфликты, связанные с неудов‐ летворенностью пациентов и срабатываемостью персонала. Среди уни‐ версальных причин конфликтов: различие потребностей, вступающих во взаимодействие; экономические и социальные факторы; проблема спра‐ ведливости распределения. Актуальными являются и гендерные вопро‐ сы. На основе анализа конфликтов разработана программа обучающего тренинга, представленная как практическими упражнениями для отра‐ ботки эффективных навыков бесконфликтного общения, так и заданиями по осознанию участниками своих слабых сторон, препятствующих эффек‐ тивному общению в целом. Описаны методические подходы и практиче‐ ские приемы, реализуемые в образовательной программе. Заключение. В результате освоения образовательного курса обучаю‐ щиеся осознали наиболее распространённые механизмы и причины воз‐ никновения конфликтов в профессиональной деятельности, стратегии поведения в ситуации конфликта. Обучающиеся смогли приобрести сле‐ дующие навыки: толерантность к индивидуальным особенностям собе‐ седника, конструктивность в разрешении конфликтов с применением разнообразных способов и приемов, навыки саморегуляции эмоциональ‐ ных состояний. Определены дальнейшие образовательные траектории по развитию навыков коммуникативной компетентности в системе непре‐ рывного образования как на базе образовательных учреждений, так и в системе медицинских организаций.
Скачать PDF

Проблема использования невербальных средств общения в профессиональной деятельности учителя

Романова М. В.
Мы попытались изучить проблему педагогического общения в профессиональной деятельности учителя с помощью различных методов и методик. По результатам исследований было установлено, что небольшая доля учителей владеют своей жестикуляцией, адекватно и уместно способны использовать различные средства невербального общения в ходе урока. Однако эти недостатки и трудности легко устраняются при целенаправленной работе над невербальной стороной педагогического общения, при проведении ряда специальных тренингов и глубоком самоанализе.
Скачать PDF

Особенности проявления самоконтроля в профессиональном общении врача-стоматолога

Кипиани А.И.
Скачать PDF

О профессиональной подготовке в системе дистанционного обучения

Полякова Н.В.
Скачать PDF

Влияние природных предпосылок на личностное и профессиональное самоопределение

Жамбеева З.З.
В статье рассматривается роль личностного самоопределения в подростковом возрасте. Целью данной работы является определение влияния личностных качеств на профессиональное самоопределение. Показано, что на профессиональный выбор решающее влияние оказывают не столько общие способности и успехи по школьным предметам, сколько личностные качества: при выборе профессии школьники в первую очередь ориентированы не на содержание конкретной профессии, а на легкость удовлетворения потребности в общении.
Скачать PDF

Психолого-педагогические основы проектирования системной модели мотивации профессионального выбора с

Лопаткин Е. В.
В статье мотивация рассматривается как стержневой компонент деятельности человека, обеспечивающий качественность и результативность, проанализирован механизм формирования методологии личностно-мотивационного подхода, определены его базовые принципы. Определены концептуальные и структурно-содержательные характеристики модели мотивации профессионального выбора, показана эффективность ее экспериментальной апробации в условиях педагогического вуза.
Скачать PDF

Похожие термины: