Профессиональное общение на борту воздушного судна: речевой аспект

Найдено 1 определение:

Профессиональное общение на борту воздушного судна: речевой аспект

Решать проблему безопасности полетов необходимо и с учетом закономерностей речевого О. в авиации. Профессиональное общение (П. о.) членов экипажей воздушных судов связано с устной и письменной речью. Письменная речь - это предоставление друг другу информации в полете с помощью естеств. и искусств. языковых систем на бумаге или на экранах компьютеров, локаторов. Устное речевое О. - лучший элемент взаимодействия в ситуациях полета членов экипажа самолета между собой, с членами экипажей др. самолетов и с авиадиспетчерами, поэтому к ней предъявляются опр. требования: речь применяется, когда необходимо: 1) срочно передать командные, оповещающие или предостерегающие сигналы, чтобы привлечь внимание к опр. ситуации; 2) получить от членов экипажа самолета или диспетчера немедленную реакцию в виде действий или побудить их к опр. действиям; 3) продублировать зрительные или звуковые сигналы; 4) подтвердить принятие речевого сообщения; 5) оценить действия; 6) не допускать речевой дезинформации внутри экипажа и с внеш. потребителями информации на родном и на англ. (международном) языке. По источникам возникновения устную речевую информацию в полете разделяют на внешнюю (она поступает от авиадиспетчера и экипажей др. самолетов о состоянии окружающей среды) и внутрикабинную (от систем с речевой сигнализацией и от членов экипажа сообщают о состоянии систем самолета и о программе полета). Поступление внешней и внутрикабинной информации не всегда рассредоточено по времени, что влияет на качество ее приема, вследствие чего возможны: а) наложение одних сообщений на другие при их параллельной передаче; б) объединение 2 сообщений от разных источников при их последовательной передаче; в) неправильное принятие сообщений; г) пропуск сообщения из-за сосредоточения внимания на побочной конкурирующей деятельности. Во избежание этого члены экипажа самолета должны определять моменты начала одновременных передач и прерывать свои передачи, связанные с внутрикабинными сообщениями. Диалогическая речь членов экипажей самолетов и авиадиспетчеров ситуативна и имеет нек-рую своеобразность: тесно связана с условиями, в к-рых происходит устное речевое О. Устная речь контекстна и сжата благодаря специальной профессиональной лексике и авиационной фразеологии. Осн. ее характеристики - подвижность, объем и выразительность. Монологической речью является сообщение командира воздушного судна, обращенное к пассажирам о параметрах полета. Как правило, эту информацию он должен сообщить на русском и англ. языках, соблюдая требования, предъявляемые к публичной речи. Членам экипажей самолетов и авиадиспетчерам рекомендуется использовать при построении предложений принципы экономичности и ясности (Ханин, 1980). Какие бы сложные ситуации ни встречались членам экипажей самолетов в полетах, какими бы условиями они ни отличались друг от друга, большей частью от членов экипажей требуется выполнение однотипных операций в опр. последовательности. Это позволяет предусматривать диалоги между членами экипажей и авиадиспетчерами с использованием профессиональной фразеологии и лексики, понятий, теснейшим образом связанных с действиями членов экипажей. Правильно сконструированные предложения повышают безошибочность действий членов экипажей. Нарушения в речи членов экипажей самолетов однотипны (повышенная громкость, неадекватность интонации и неправильная постановка ударения), повторяются от случая к случаю и приводят к летным происшествиям. Прекращение речевых диалогов между членами экипажа самолета, экипажами и авиадиспетчерами не означает прекращение между ними взаимодействия: П. о. продолжает осуществляться в неречевых формах. Средствами О. являются обмены глазными контактами в разл. ситуациях полета и при выполнении предметных действий членов экипажей. Визуальное наблюдение за приборами, индикаторными табло, показания к-рых раскрывают смысловую сторону информации, - все это мат-л для П. о. в полете. И здесь необходимо внимательное наблюдение за коллегами, одновр. являющимися партнерами в П. о. Перегрузки могут по-разному сказаться на их самочувствии - состояние ступора, появление тремора рук, ног и т. п., что требует мгновенной коррекции действий др. членов экипажа. В случаях штатного протекания полета могут быть периоды молчания, но и в это время члены экипажа непрерывно оценивают ситуации, сравнивают их с программой полета, положением самолета. Особое место при О. в полете принадлежит жестовым, мимическим и пантомимическим проявлениям, но они не могут заменить словесного О. Лит.: Горелов И. Н. Разговор с компьютером. Психолингвистический аспект проблемы. М., 1987; Пчелинов А. Ф. Профессиональное общение и безопасность полетов // Вопр. психологии. № 6, 1982; Пчелинов А. Ф., Майоров А. Г. Средства общения в полете // Гражданская авиация. № 7, 1983.; Пчелинов А. Ф. Способ регулирования совместной деятельности летного экипажа // Вопросы психологии. № 2. М., 1984; Он же. «Ловушки» для экипажа // Гражданская авиация. № 9. 1991; Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982. А. Ф. Пчелинов
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Теоретические аспекты обучения культуре профессионального общения переводчиков сферы юриспруденции н

Круговой И. А.
Данная статья посвящена проблеме профессионального обучения переводчиков сферы юриспруденции. Автор описывает основные принципы, подходы и средства обучения культуре профессионального общения.
Читать PDF

Теоретические аспекты обучения культуре профессионального общения переводчиков сферы юриспруденции н

Круговой И. А.
Данная статья посвящена проблеме профессионального обучения переводчиков сферы юриспруденции. Автор описывает основные принципы, подходы и средства обучения культуре профессионального общения.
Читать PDF

Социокультурный аспект анализа речевого конфликтного поведения

Белоус Наталья Анатольевна
Статья посвящена анализу типовой структуры конфликтного дискурса. Рассмотрен социокультурный аспект речевого конфликтного поведения.
Читать PDF

Некоторые аспекты понятия делового общения

Эксакусто Т.В.
Читать PDF

Личность как субъект затрудненного общения; тендерный аспект

Самохвалова Анна Геннадьевна, Нестерова Татьяна Александровна
Читать PDF

Психология детского затрудненного общения: онтогенетический аспект

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье рассмотрен феномен детского затрудненного общения; отражены основные причины и типология коммуникативных трудностей ребенка; выявлены обобщенные психологические характеристики затрудненного о
Читать PDF

Модель формирования готовности старших дошкольников к речевому общению

Лавлинская Ольга Игоревна
В работе рассмотрены взгляды известных отечественных педагогов и психологов на процесс моделирования.
Читать PDF

Психологические аспекты затрудненного общения в детстве

Самохвалова Анна Геннадьевна
Статья посвящена проблеме затрудненного общения в детском возрасте.
Читать PDF

Психологические аспекты обиды и прощения как феномена межличностного общения

Мкртчян Цовинар Ленвеловна
Феномен обиды и прощения проявляются в межличностных отношениях, в которые вовлечены двое – обидчик и жертва. Методика строится на сочетании лекционных, семинарских и практических занятий.
Читать PDF

Эмоциональный аспект межличностного общения умственно отсталых детей-сирот дошкольного возраста

Защиринская Оксана Владимировна
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно отсталых школьников»), проект № 07-06
Читать PDF

Психологические аспекты предпочтения реального и виртуального общения

Арсентьева Екатерина Владимировна, Чукмарова Юлия Мяксутовна
Общение является основой нашей жизнедеятельности, через него мы реализуем свои мысли, Чувства, желания, отношение к людям И многое другое.
Читать PDF

Влияние особенностей личности субъекта диалогического дискурса на сокращенные формы речевого общения

Доброва Виктория Вадимовна
Изучение реальных диалогов, важнейшую социальнопсихологическую компоненту которых составляют сокращенные формы общения, с учетом личностных особенностей общающихся, а также языковой культуры, семантик

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: