Профессиональное общение на борту воздушного судна: речевой аспект это что такое Профессиональное общение на борту воздушного судна: речевой аспект: определение — Психология.НЭС
Профессиональное общение на борту воздушного судна Профессиональное общение: виды

Профессиональное общение на борту воздушного судна: речевой аспект

Найдено 1 определение:

Профессиональное общение на борту воздушного судна: речевой аспект

Решать проблему безопасности полетов необходимо и с учетом закономерностей речевого О. в авиации. Профессиональное общение (П. о.) членов экипажей воздушных судов связано с устной и письменной речью. Письменная речь - это предоставление друг другу информации в полете с помощью естеств. и искусств. языковых систем на бумаге или на экранах компьютеров, локаторов. Устное речевое О. - лучший элемент взаимодействия в ситуациях полета членов экипажа самолета между собой, с членами экипажей др. самолетов и с авиадиспетчерами, поэтому к ней предъявляются опр. требования: речь применяется, когда необходимо: 1) срочно передать командные, оповещающие или предостерегающие сигналы, чтобы привлечь внимание к опр. ситуации; 2) получить от членов экипажа самолета или диспетчера немедленную реакцию в виде действий или побудить их к опр. действиям; 3) продублировать зрительные или звуковые сигналы; 4) подтвердить принятие речевого сообщения; 5) оценить действия; 6) не допускать речевой дезинформации внутри экипажа и с внеш. потребителями информации на родном и на англ. (международном) языке. По источникам возникновения устную речевую информацию в полете разделяют на внешнюю (она поступает от авиадиспетчера и экипажей др. самолетов о состоянии окружающей среды) и внутрикабинную (от систем с речевой сигнализацией и от членов экипажа сообщают о состоянии систем самолета и о программе полета). Поступление внешней и внутрикабинной информации не всегда рассредоточено по времени, что влияет на качество ее приема, вследствие чего возможны: а) наложение одних сообщений на другие при их параллельной передаче; б) объединение 2 сообщений от разных источников при их последовательной передаче; в) неправильное принятие сообщений; г) пропуск сообщения из-за сосредоточения внимания на побочной конкурирующей деятельности. Во избежание этого члены экипажа самолета должны определять моменты начала одновременных передач и прерывать свои передачи, связанные с внутрикабинными сообщениями. Диалогическая речь членов экипажей самолетов и авиадиспетчеров ситуативна и имеет нек-рую своеобразность: тесно связана с условиями, в к-рых происходит устное речевое О. Устная речь контекстна и сжата благодаря специальной профессиональной лексике и авиационной фразеологии. Осн. ее характеристики - подвижность, объем и выразительность. Монологической речью является сообщение командира воздушного судна, обращенное к пассажирам о параметрах полета. Как правило, эту информацию он должен сообщить на русском и англ. языках, соблюдая требования, предъявляемые к публичной речи. Членам экипажей самолетов и авиадиспетчерам рекомендуется использовать при построении предложений принципы экономичности и ясности (Ханин, 1980). Какие бы сложные ситуации ни встречались членам экипажей самолетов в полетах, какими бы условиями они ни отличались друг от друга, большей частью от членов экипажей требуется выполнение однотипных операций в опр. последовательности. Это позволяет предусматривать диалоги между членами экипажей и авиадиспетчерами с использованием профессиональной фразеологии и лексики, понятий, теснейшим образом связанных с действиями членов экипажей. Правильно сконструированные предложения повышают безошибочность действий членов экипажей. Нарушения в речи членов экипажей самолетов однотипны (повышенная громкость, неадекватность интонации и неправильная постановка ударения), повторяются от случая к случаю и приводят к летным происшествиям. Прекращение речевых диалогов между членами экипажа самолета, экипажами и авиадиспетчерами не означает прекращение между ними взаимодействия: П. о. продолжает осуществляться в неречевых формах. Средствами О. являются обмены глазными контактами в разл. ситуациях полета и при выполнении предметных действий членов экипажей. Визуальное наблюдение за приборами, индикаторными табло, показания к-рых раскрывают смысловую сторону информации, - все это мат-л для П. о. в полете. И здесь необходимо внимательное наблюдение за коллегами, одновр. являющимися партнерами в П. о. Перегрузки могут по-разному сказаться на их самочувствии - состояние ступора, появление тремора рук, ног и т. п., что требует мгновенной коррекции действий др. членов экипажа. В случаях штатного протекания полета могут быть периоды молчания, но и в это время члены экипажа непрерывно оценивают ситуации, сравнивают их с программой полета, положением самолета. Особое место при О. в полете принадлежит жестовым, мимическим и пантомимическим проявлениям, но они не могут заменить словесного О. Лит.: Горелов И. Н. Разговор с компьютером. Психолингвистический аспект проблемы. М., 1987; Пчелинов А. Ф. Профессиональное общение и безопасность полетов // Вопр. психологии. № 6, 1982; Пчелинов А. Ф., Майоров А. Г. Средства общения в полете // Гражданская авиация. № 7, 1983.; Пчелинов А. Ф. Способ регулирования совместной деятельности летного экипажа // Вопросы психологии. № 2. М., 1984; Он же. «Ловушки» для экипажа // Гражданская авиация. № 9. 1991; Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982. А. Ф. Пчелинов
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Профессиональное общение на борту воздушного судна: речевой аспект — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Социокультурный аспект анализа речевого конфликтного поведения

Белоус Наталья Анатольевна
Статья посвящена анализу типовой структуры конфликтного дискурса. Рассмотрен социокультурный аспект речевого конфликтного поведения. Определены функциональные особенности конфликтного дискурса в рамках социальных институтов. Доказано, что признаком речевых действий инициатора конфликтного дискурса являются обязательные коммуникативные отклонения. Установление отрицательного денотативного пространства речевого общения выявило элементы различной номинации объекта конфликтного дискурса и актуализировало социальный аспект конфликтного дискурса в языке на уровне лексем и на уровне синтаксических конструкций.
Скачать PDF

Некоторые аспекты понятия делового общения

Эксакусто Т.В.
Скачать PDF

Личность как субъект затрудненного общения; тендерный аспект

Самохвалова Анна Геннадьевна, Нестерова Татьяна Александровна
Скачать PDF

Психология детского затрудненного общения: онтогенетический аспект

Самохвалова Анна Геннадьевна
В статье рассмотрен феномен детского затрудненного общения; отражены основные причины и типология коммуникативных трудностей ребенка; выявлены обобщенные психологические характеристики затрудненного общения детей различных возрастных групп старших дошкольников, младших школьников и подростков.
Скачать PDF

Модель формирования готовности старших дошкольников к речевому общению

Лавлинская Ольга Игоревна
В работе рассмотрены взгляды известных отечественных педагогов и психологов на процесс моделирования. На основе теоретического анализа, обобщения и систематизации научных подходов автор представил модель формирования готовности старшего дошкольника к речевому общению. Автором показана актуальнось и значимость процесса моделирования для процесса формирования речевого общения старших дошкольников.
Скачать PDF

Психологические аспекты затрудненного общения в детстве

Самохвалова Анна Геннадьевна
Статья посвящена проблеме затрудненного общения в детском возрасте. Описаны психологические характеристики ребенка как субъекта затрудненного и незатрудненного общения; дана классификация коммуникативных трудностей; выявлена специфика коммуникативного развития и затрудненного общения в разные периоды детства.This article deals with the problem of hindered communication in childhood. Psychological characteristics of a child as a subject of hindered and unhindered communication have been described; classification of communicative difficulties; specific character of communicative development and hindered communication in different periods of childhood have been identified.
Скачать PDF

Психологические аспекты обиды и прощения как феномена межличностного общения

Мкртчян Цовинар Ленвеловна
Феномен обиды и прощения проявляются в межличностных отношениях, в которые вовлечены двое – обидчик и жертва. Методика строится на сочетании лекционных, семинарских и практических занятий. У студентов переосмысление обидчивости отражается в сложных когнитивных процессах, в которых тесно переплетены внешние и внутренние факторы, влияющие на познание действительности и опредмечивание сформированных понятий.
Скачать PDF

Эмоциональный аспект межличностного общения умственно отсталых детей-сирот дошкольного возраста

Защиринская Оксана Владимировна
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно отсталых школьников»), проект № 07-06-00382а. Межличностное общение играет важную роль в психическом развитии умственно отсталых детей. В статье изложены результаты изучения особенностей эмоциональных проявлений умственно отсталых детей в общении. Показано значение общения с взрослыми, которые поддерживают положительный эмоциональный контакт с умственно отсталым ребенком. Приведены факты, свидетельствующие о значении эмоций в развитии межличностного общения со сверстниками.
Скачать PDF

Психологические аспекты предпочтения реального и виртуального общения

Арсентьева Екатерина Владимировна, Чукмарова Юлия Мяксутовна
Общение является основой нашей жизнедеятельности, через него мы реализуем свои мысли, Чувства, желания, отношение к людям И многое другое. Человек живет в реальном мире, зависим от реального мира, всю полноту общения он не сможет вместить в отдельную часть мира, называемую виртуальной. Познание реально существующего мира, его нераскрытых закономерностей требует реального присутствия человека.
Скачать PDF

Влияние особенностей личности субъекта диалогического дискурса на сокращенные формы речевого общения

Доброва Виктория Вадимовна
Изучение реальных диалогов, важнейшую социальнопсихологическую компоненту которых составляют сокращенные формы общения, с учетом личностных особенностей общающихся, а также языковой культуры, семантики и элементов речи говорящих является актуальным направлением в исследовании межличностного общения. Проведенное эмпирическое исследование позволило утверждать, что существует зависимость между личностными характеристиками (экстраверсия, интроверсия, импульсивность, рассудительность), мотивацией общения, коммуникативными способностями участников диалога и появлением в структуре диалога различных семантико-синтаксических типов сокращенных высказываний. Полученные в эксперименте данные позволяют утверждать, что структурно семантические особенности такой мало исследованной в психологии формы речевого диалога как монорематические высказывания зависят как от уровня языковой культуры, так и от личностных особенностей субъектов диалогического общения.
Скачать PDF

Философский и социально-психологический аспекты проблемы общения

Усмонов Аюб Исломович, Хошимова Наргис Мирхакимовна
Статья посвящена изучению и анализу философской и социальнопсихологической литературы, посвященной проблеме общения. Научно обоснованы роль и место общения в человеческом обществе. Проблема общения рассматривается в плане анализа межличностных отношений, восприятия людьми друг друга, структуры и динамики малых групп, механизмов социальной регуляции поведения людей, процессов массовой коммуникации.
Скачать PDF

Внутрисемейное общение в пространственно-временном аспекте

Юмкина Екатерина Анатольевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования пространственно-временных особенностей внутрисемейного общения, проведенного на выборке студенческой молодежи Санкт-Петербурга (116 человек, средний возраст 20 лет). В качестве метода исследования использовался опросник «Семейные отношения и дом», направленный на выявление сторон семейного уклада. Для анализа были выбраны характеристики общения (разрешения конфликтов, взаимопонимание, семейное согласие; пространства дома (организация интерьера, принадлежность пространства); временного аспекта (семейный сценарий, связь времен и поколений, праздники). В статье рассматриваются характеристики конструктивного и деструктивного внутрисемейного общения, проявляемые в восприятии дома, пространственных границах, преемственности поколений, соблюдении семейных традиций и др.
Скачать PDF

Похожие термины: