Профессиональное общение : коммуникативные барьеры
Профессиональное общение : коммуникативные барьеры
В рамках профессионального общения (П. о.) существуют коммуникативные барьеры (К.б.) - мотивационные, интеллектуальные, эмоциональные, социально-культурные и др. Определяющее влияние на процесс и результативность П. о. оказывают интеллектуальные барьеры (И. б.), - их причиной является неравномерность развития разл. сторон интеллекта у коммуникатора и реципиента. В зависимости от ситуации и психол. особенностей участников О. это может быть фонетическое непонимание, семантические, стилистические, логические барьеры, поскольку коммуникаторы могут владеть разл. объемами исходной информации и выбирать разл. критерии для доказательства. Эмоциональные барьеры выступают не только как самост. явление в П. о., но и как своеобразный катализатор, усиливающий влияние др. К.б. Для преодоления влияния отрицательных эмоций на П. о. необходимо учитывать требования: при организации разл. форм О. следует создавать спокойную деловую атмосферу; не считать полностью достоверной информацию, сообщенную коммуникатором в эмоционально неуравновешенном состоянии; если субъект П. о. переживает отрицательные эмоции, ему не следует оценивать информацию и категорически отрицать аргументы собеседника, принимая решения. Положительные эмоции в целом повышают коммуникативные качества человека, способствуют устранению интеллектуальных, социально-культурных и др. барьеров. Вместе с тем, положительные эмоции снижают объективность коммуникатора, провоцируют одностороннее освещение фактов, преувеличение своих возможностей. Эстетические барьеры связаны, в первую очередь, с внеш. видом, в частности, с одеждой участников П. о. Социальнопсихол. барьеры возникают вследствие неприятия формы О. и из-за разности знаний о предмете О. и его психол. оценок, а также при несоответствии ролевой компетенции личности и той системы О., в к-рую она включается. Эффективности П. о. могут препятствовать коммуникативные барьеры: недостаточное понимание важности О.; неправильные установки сознания; социально-ролевая оппозиция между субъектами О.; социально-ролевое несоответствие ситуации О.; информационное несоответствия позиций субъектов О.; барьер, возникающий из-за разности социального опыта партнеров и различия уровней образования и т. д. Преодолению К.б. в П. о. способствует овладение профессиональным мастерством и самовоспитание профессионала. Лит.: Андреева Г. М. Психология социального познания: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. второе, перераб. и доп. М., 2000; Битянова М. Р. Социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 2000 ; Руденский Е. В. Основы психологии общения менеджера: Учеб. пособие. М.-Новосибирск, 1997; Потеряхин А. Л. Психология управления. Основы межличностного общения. К., 1999. Е. В. Селезнева
Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011