Профессиональное консультирование

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
(ориентирование профессиональное) предварительное ознакомление человека, делающего свой профессиональный выбор, с особенностями разных профессий, с требованиями, которые эти профессии предъявляют людям, с профессиограммами соответствующих профессий, а также предложение этому человеку рекомендаций по поводу того, насколько успешно он, находясь на данном уровне психологического развития и обладая соответствующими личными качествами, мог бы справляться с той или иной профессиональной деятельностью. См. профессиограмма, профессиональный отбор.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Профессиональное консультирование
occupational counseling) П. к. лучше всего разграничивается с др. близкими формами оказания помощи в области профессий и карьеры (напр., профориентационным консультированием, консультированием по вопросам карьеры, профориентацией) по его целям и содержанию. П. к. фокусируется на подготовке клиентов к вхождению в профессию и последующим шагам по ступеням карьеры, наряду с традиционным акцентом на проблемах профессионального выбора, характерным для др. родственных ему форм консультирования. Кроме того, профессиональные консультанты работают с клиентами всех уровней профессиональной структуры (напр., квалифицированными рабочими). Трудоустройство и последующее сопровождение клиента яв-ся, т. о., важными дополнительными функциями консультанта в П. к. Задача П. к. заключается в том, чтобы помочь чел. сформулировать свои профессиональные цели, определить область возможных профессий, согласующихся с этими целями, и реализовать свой выбор в условиях реально сложившейся рыночной ситуации. Поиск работы как задача консультирования и использование информ. о профессии как инструмент консультирования отличают П. к. от его более ориентированных на выбор аналогов. П. к. уходит своими корнями в движение соц. реформ конца 1800-х гг. Его формальным основателем считается Фрэнк Парсонс. Парсонс описал трехшаговый процесс, в ходе к-рого клиент узнает о себе и о профессиях и затем объединяет то и др. в процессе "принятия выверенного решения". Профессиональные консультанты работают в разнообразных структурах и орг-циях, в т. ч. в школах, органах соц. реабилитации отбывших наказание преступников, консультационных центрах, центрах по планированию карьеры, Ведомстве по делам ветеранов (Veterans Administration), гос. бюро по трудоустройству, общественных объединениях и, все чаще, в органах исполнительной власти, сфере бизнеса и промышленном пр-ве. Теория и методы П. к. опирается отчасти на теории выбора профессии. Крайтс делит существующие теории на непсихологические, включающие: а) теорию случайного выбора; б) экономическую теорию; в) культурную и социологическую теории; и психол., включающие: а) факторные теории черт; б) психодинамические теории; в) теории развития; г) теории принятия решений. В большинстве случаев, однако, деятельность консультантов определяется практ. проблемами, возникающими при оказании помощи клиенту в принятии и реализации обоснованных решений о выборе профессии. Наиболее распростр. формой П. к. яв-ся индивидуальное консультирование, предполагающее взаимодействие одного консультанта и одного клиента. Однако сравнительно недавно появилась все усиливающаяся тенденция к использованию др. стратегий. Эти популярные процедуры, по-видимому, содержат ряд общих элементов, к-рые делают их успешными и к-рые могут применяться в любой из форм работы с клиентами. 1. Информирование о себе и о мире труда. 2. Поддержка, включающая соц. поддержку, обеспечиваемую консультантом, друзьями и семьей, или деловые контакты. 3. Когнитивная структура, или выработка определенной схемы для понимания себя и мира труда, а тж для реализации связанных с профессией выборов. 4. Репетиция намерений с целью уточнения и подкрепления выборов и стимуляции изучения профессии. Информирование как инструмент воздействия. Информ. о мире труда может извлекаться из печати или др. СМИ, она тж может собираться в процессе поиска работы, связанного с посещением предприятий или орг-ций, в ходе личных бесед, комбинированных образовательных программ, сочетающих в себе учеб. и производственную деятельность, и собственного опыта трудовой деятельности. Психологи, занимающиеся вопросами выбора профессии, указывают тж на необходимость формирования представлений о самом себе как одной из целей консультирования. Д. Супер наз. это Я-концепцией, Холланд - профессиональной идентичностью, а Тайлер - профессиональным конструктом. Клиент использует информ. о профессиональных интересах, ценностях, умениях и способностях с целью выработки представлений о наиболее приемлемых вариантах профессий. Затем он подвергает эти варианты проверке путем их непосредственного изучения. Оценка. Было обнаружено, что в П. к. могут оказываться полезными стандартизованные процедуры измерения способности. В целом были выявлены умеренные корреляции между способностью и успешностью в обучении профессии (0,39) и способностью и выполнением работы (0,22). Множественные тесты или комбинации тестов (батареи) демонстрируют лучшую прогностическую валидность в сравнении с единичными тестами. Однако в П. к. чаще используются методики измерения профессиональных интересов. К числу наиболее популярных и тщательно валидизированных опросников интересов относятся: Инвентарь интересов Стронга - Кэмпбелла (SCI), Обозрение профессиональных интересов Кьюдера (KOIS) и Самоанализ профессиональных склонностей (SDS). Были тж разраб. перечни ценностей и рабочих умений, однако процесс их валидизации еще не завершен. В настоящее время существуют компьютерные версии нек-рых опросников интересов, к-рые могут использоваться в сочетании с интерактивными программами компьютерного консультирования. Рез-ты исслед. свидетельствуют о том, что примерно 50% из тех, кто использует опросники интересов, через 10-15 лет после того как они прошли этот тест, занимаются теми видами профессиональной деятельности, к-рые прогнозировались опросником. В целом, однако, характер взаимосвязи между интересами, способностями и выборами профессии все еще остается неясным. Одна из областей оценки, определение состояния способности принять решение, продолжает привлекать растущее внимание исследователей. Три опросника, разраб. Самюэлем Осиповым, Джоном Холландом и Винсентом Херреном (Шкала принятия решений о карьере, Career Decision Scale; Моя профессиональная ситуация, My Vocational Situation; Оценка принятия решений о карьере, Assessment of Career Decision-Making), измеряют состояние способности клиента принимать решения. Все три перечисленные шкалы непосредственно связаны с процедурами вмешательства П. к. Поиск/нахождение работы. То, как люди находят и приобретают работу, яв-ся важной, но зачастую обойденной вниманием темой П. к., о к-рой сравнительно мало что известно. Бекер классифицирует стратегии поиска работы на формальные (объявления о вакансиях, бюро трудоустройства, школы, профсоюзы), неформальные (контакты с друзьями, родственниками, сослуживцами) и прямые обращения (в фирмы). Бекер приходит к заключению, что молодые люди склонны при поиске работы прибегать к помощи со стороны друзей или родственников либо напрямую обращаться в фирмы. При обучении умениям поиска и нахождения работы наиболее популярными и эффективными яв-ся поведенческие подходы. С этой целью широко применяется моделирование ситуаций собеседования при приеме на работу с использованием видеозаписи для обратной связи, а тж тренировка в написании резюме. Один из особенно эффективных способов орг-ции деятельности по поиску работы разраб. Эзрин. Назв. Клубами работы (Job Clubs), эти структурированные вмешательства предоставляют информ., обеспечивают групп. поддержку и обучение навыкам. Тщательные оценочные исслед. показали, что подобные группы оказываются чрезвычайно эффективными в отношении широкого круга популяций клиентов. Помощь наемным работникам. Большинство работодателей в гос. орг-циях, бизнесе и пром-сти сегодня создают для своих работников различного рода центры по оказанию услуг в области психич. здоровья. Поскольку злоупотребление алкоголем, наркотиками и супружеские, семейные и личные проблемы могут приводить к снижению продуктивности, прогулам или стрессу, на решение таких проблем направлено консультирование по оказанию помощи работникам. Роль профессионального консультанта сегодня расширяется за счет включения задач, связанных с подобным консультированием на рабочем месте. Кроме того, П. к. охватывает тж круг проблем, возникающих в процессе развития карьеры и при завершении трудовой деятельности перед выходом на пенсию. См. также Развитие профессиональной карьеры, Консультирование, Промышленная психология А. Р. Споукейн

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
312.88 кб

Консультирование по профессиональной ориентации: вчера, сегодня, завтра

Пиликян Карина Георгиевна
В статье рассматриваются основные теоретические подходы в профориентационном консультировании и практика данной деятельности в России.
Читать PDF
246.52 кб

Педагогическое консультирование как форма профессионального взаимодействия

Пулина Анжелика Анатольевна
В статье проанализированы современные подходы к процедуре педагогического консультирования.
Читать PDF
343.99 кб

Современные аспекты врачебного профессионального консультирования подростков

Казаева О.В., Сучкова О.Н.
Помощь подростку в рациональном выборе сферы деятельности, определение его профессиональной пригодности к выбранной профессии один из путей сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности.
Читать PDF
96.12 кб

Профессиональное самоопределение: проблема метода диагностики и консультирования

Иванова Наталья Львовна, Котова Светлана Аркадьевна
Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения, расширения диагностического и консультационного инструментария, содержит описание проективной методики генограммы, используемой в психологическом консультировании в целя
Читать PDF
439.87 кб

Профессиональная ориентация: консультирование с применением соционических подходов

Пиликян Каринэ Георгиевна
Читать PDF
754.92 кб

Карьерное консультирование — инструмент прогнозирования профессионального будущего

Дикова Виктория Вячеславовна
Статья посвящена проблеме прогнозирования профессионального будущего молодого специалиста, выпускника вуза.
Читать PDF
216.58 кб

Академическое консультирование в условиях модернизации высшего профессионального образования

Ворон И. А.
В вузах молодые люди проходят важнейший этап профессионального становления.
Читать PDF
885.22 кб

Профессиональная ориентация и личностное карьерное консультирование воспитателей детского сада

Пчелинова Вера Владимировна
В статье и докладе могут быть представлены основные положения консультативной работы психолога с персоналом детского сада на основе 8-ми факторной модели осознания своего профессионального выбора и требований трудовой деятельности
Читать PDF
4.36 мб

Психологическое консультирование как форма содействия в становлении профессиональной идентичности

Горнякова Мария Валерьевна
В статье рассматриваются вопросы становления и развития профессиональной идентичности современного человека.
Читать PDF
485.63 кб

Особенности профессионального врачебного консультирования подростков с дисплазией соединительной тка

Плотникова О. В., Демченко В. Г., Иванова Е. А., Глотов А. В.
Обоснована необходимость профессионального врачебного консультирования подростков с дисплазией соединительной ткани.
Читать PDF
322.77 кб

Теоретические основы академического консультирования как условия профессионального развития студенто

Попова Е. В.
Статья посвящена проблеме профессионального развития студентов университета, при этом академическое консультирование рассматривается в качестве условия профессионального развития.
Читать PDF
514.84 кб

Технология формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагого

Гольцева Юлия Валерьевна
Рассмотрены подходы к определению понятия «педагогическая технология». Представлен обзор существующих технологий формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов.
Читать PDF
514.84 кб

Технология формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагого

Гольцева Юлия Валерьевна
Рассмотрены подходы к определению понятия «педагогическая технология». Представлен обзор существующих технологий формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов.
Читать PDF
95.32 кб

Реализация модульной программы формирования профессиональных умений психологического консультировани

Гольцева Ю. В.
Статья посвящена актуальной проблеме формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов.
Читать PDF
194.41 кб

Состояние профессиональной подготовки специалистов в сфере школьного консультирования в высших учебн

Тичинская Ольга Викторовна
В статье рассматривается состояние профессиональной подготовки специалистов в сфере школьного консультирования в высших учебных заведениях Украины.

Похожие термины: