ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА
ПВК) - индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
профессионально-важные качества
совокупность психических,психофизиологических свойств человека необходимых для успешного овладения данной профессией.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА
свойства личности, совокупность которых является потенциальными или актуальными способностями к данной деятельности, а ослабление их приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем к снижению эффективности определенной профессиональной деятельности.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Профессионально важные качества
ПВК) — способности человека к деятельности в широком смысле слова, выступающие в роли внутренних психологических характеристик субъекта, в которых выражаются внешние специфические воздействия факторов трудового процесса как форма профессиональных требований к человеку. В ПВК проявляются все основные характеристики структуры личности: мотивационно-потребностные, когнитивно-психомоторные, эмоционально-волевые.
Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г
Профессионально важные качества
качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда. В качестве П. в. к. выступают психические процессы (сенсорные, мнемические, аттенционные, мыслительные, речевые, эмоциональные), психические состояния; отношения (к труду, к людям); интересы, мотивы деятельности. В структуру П. в. к. входят способности к труду, основу которых составляют общечеловеческие (жизнеспособность, трудоспособность) и общие способности. Последние — это такие индивидуально-психологические качества, которые обеспечивают продуктивность деятельности и ее творческий характер (нейродинамические, психомоторные качества, интеллект, активность, саморегуляция и др.). На фоне общих способностей формируются специальные профессиональные (математические, организаторские, педагогические и др.) качества, обеспечивающие успешность выполнения конкретных видов профессиональной деятельности.
Требования к П. в. к. человека увеличиваются по мере усложнения профессиональной деятельности. В тех профессиях, где деятельность осуществляется в усложненных условиях, при высоком темпе, необходимости быстрого принятия решений и постоянно меняющейся ситуации, высокой степени ответственности (спасатели, военные специалисты, операторы, руководители и др.), требования к П. в. к. очень жесткие и, как правило, здесь проводится профессиональный психологический отбор.
Литература
Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
Требования к П. в. к. человека увеличиваются по мере усложнения профессиональной деятельности. В тех профессиях, где деятельность осуществляется в усложненных условиях, при высоком темпе, необходимости быстрого принятия решений и постоянно меняющейся ситуации, высокой степени ответственности (спасатели, военные специалисты, операторы, руководители и др.), требования к П. в. к. очень жесткие и, как правило, здесь проводится профессиональный психологический отбор.
Литература
Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ (ЗНАЧИМЫЕ) КАЧЕСТВА
отдельные динамические свойства личности, отдельные психические и психомоторные свойства (выраженные уровнем развития соответствующих процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку со стороны определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией. П. в. (з.) к. являются одним из важнейших факторов профессиональной пригодности, они не только косвенно характеризуют определенные способности, но и органически входят в их структуру, развиваясь в процессе обучения и деятельности. Определение и оценка П. в. (з.) к. имеют большое психодиагностическое значение, они оказывают существенное влияние на результаты деятельности, поэтому их обязательно следует учитывать при профессиональном отборе. По изменению уровня П. в. (з.) к. можно судить о функциональном состоянии оператора, поэтому они являются одним из его показателей. При изучении П. в. (з.) к. следует учитывать, что некоторые из них могут быть природными и относительно стабильными (напр., типологические свойства нервной системы), другие наоборот, подлежат развитию и тренировке (многие психические качества). Поэтому специально направленное формирование и совершенствование таких П. в. (з.) к. и их коррегирование (коррегирующая тренировка) могут активно проводиться при подготовке к будущей деятельности. Целесообразность проведения такой тренировки особенно возрастает в тех случаях, когда достаточно высокая мотивация к овладению профессиональной деятельностью противостоит низкому развитию П. в. (з.) к. В ряде других случаев низкий уровень П. в. (з.) к. может быть нейтрализован путем производственной компенсации. Однако часто бывают случаи, когда недостаточно выраженные П. в. (з.) к. не подлежат ни тренировке, ни компенсации. Тогда нужно вести речь о непригодности данного человека к данному виду деятельности, хотя на другой работе он может быть хорошим специалистом.