ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
исследование и оценка свойств человека как индивидуальности в целях профотбора, профориентации, профессиональной подготовки для решения практических вопросов по оптимизации профессиональной деятельности. П. п. предполагает применение методик оценки особенностей нервной системы, психомоторики, интеллекта, темперамента, характера, мотивационной сферы личности. П. п. позволяет прогнозировать сохранность времени и затрат на профессиональное обучение, повысить его эффективность, снизить текучесть кадров, производственный травматизм, профессиональную заболеваемость.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
ПРАФЕСІЙНАЯ ПСІХА ДЫЯГНОСТЫКА / PROFESSIONAL PSYCHODIAGNOSTICS– один из компонентов сис - темы профессиональной ориентации, исследование и оценка психологических и психофизиологических свойств, качеств, черт, человека как индивидуальности, его задатков и способностей в целях профотбора, профориентации, профессиональной подготовки для решения практических вопросов по оптимизации профессиональной деятельности. П. п. предполагает применение методик оценки особенностей нервной системы, психомоторики, интеллекта, темперамента, характера, мотивационной сферы личности. П. п. позволяет прогнозировать сохранность времени и затрат на профессиональное обучение, повысить его эффективность, снизить текучесть кадров, производственный травматизм, профессиональную заболеваемость. Среди психодиагностических методик, предназначенных для П. п., можно выделить методики, направленные на диагностику профессиональной направленности. Это дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова (также имеется ДДО в модификации А. А. Азбель), в основу которого положена схема классификации профессий по предмету труда: «человек– природа», «человек– техника», «человек– человек», «человек– знаковая система», «человек– художественный образ»; ДДО используют для оценки профессиональной направленности на основе предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности. В основу методики изучения профессиональной направленности (определение профессионально ориентированного типа личности) Дж. Холланда (модификация А. А. Азбель) положена разработанная им психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии, согласно которой выделяют шесть профессионально ориентированных типов личности: 1) реалистический– направлен на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств; 2) интеллектуальный– ориентирован на умственный труд; 3) социальный– ориентирован на взаимодействие с социальной средой; 4) конвенциальный– направлен на четко структурированную деятельность; 5) предпринимательский– ориентирован на руководство людьми и бизнесом; 6) художественный– ориентирован на творчество. Также в П. п. используют методики для диагностики профессиональных способностей. Методика определения типа мышления и уровня креативности «Профиль мышления» (В. А. Ганзен, К. Б. Малышев, Л. В. Огинец) отображает доминирующие способы переработки информации и уровень креативности и является важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность. Краткий ориентировочный тест (КОТ) относится к категории тестов общих умственных способностей (IQ) и является российской адаптацией кадрового теста Вандерлика (Wonderlic Personnel Test), выполненной В. Н. Бузиным. Структура адаптированного теста соответствует структуре общих способностей. Помимо этого, в П. п. могут использоваться любые другие диагностические методики в зависимости от поставленных целей, выдвинутых гипотез, предположений о соответствии человека той или иной сфере профессиональной деятельности. Т. В. Разина