ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
элемент самосознания, отражающий качественно определенную и устойчивую профессионально-ментальную позицию специалиста. П. и. является компонентом идентичности личностной и социальной.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
ПРАФЕСІЙНАЯ ІДЭНТЫЧНАСЦЬ / PROFESSIONAL IDENTITY– важнейший аспект самосознания, который является наиболее востребованным видом социальной идентичности в современных условиях и изучение которого необходимо для оптимизации функционирования человека в сфере профессиональной деятельности. Отечественные исследователи обратились к изучению данного феномена в конце 90-х гг. прошлого столетия, и на сегодняшний день в психологии не существует единого подхода в его определении. Под П. и. понимают: 1) продукт длительного личностного и профессионального развития, который складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса, а именно согласование реальных и идеальных профессиональных представлений индивида о себе; 2) «характеристику субъекта, выбирающего и реализующего способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности»; 3) самостоятельное и ответственное построение своего профессионального будущего, что предполагает высокую готовность смысловых и регуляторных основ поведения в ситуации неопределенности приближающегося профессионального будущего осуществлять личностное самоопределение, интегрировать в профессиональное сообщество и формировать представление о себе как о специалисте. Следует разделять понятия П. и. студента и специалиста. П. и. студента связана с приобретением профессии, на основе чего и появляется чувство тождественности с самим собой как с будущим специалистом. П. и. специалиста характеризуется степенью погружения в профессиональное сообщество, идентификации с профессией и успешностью в ней. П. и. формируется поэтапно. Л. Б. Шнейдер выделяла следующие ее статусы: достигнутая идентичность, мораторий, преждевременная идентичность, диффузная идентичность и псевдоидентичность. Н. А. Аринушкина выделяет иные этапы: обучение (процесс накопления теоретического опыта); наблюдение, усвоение и представление себя и своей будущей профессии; саморефлексия (осознание своего положения в профессиональном сообществе). На формирование П. и. оказывают влияние специальная программа обучения, а также ряд факторов: государственные стандарты профессионального образования, типичные варианты профессиональной карьеры, устоявшаяся система профессиональных знаний, терминов, средств, профессиональных ценностей и норм, положительные переживания, сопровождающие процесс получения профессиональных знаний, представлений о себе как о профессионале, поиск путей профессионального совершенствования и пр. П. и. формируется в процессе обучения (в том числе диалогического) и практики в течение многих лет, но может измениться достаточно резко и быстро, если меняются базовые ее компоненты– дело, «другие» (профессиональное сообщество, общение), образ «Я» или какой-либо один из них. Наиболее распространенные методики диагностики П. и.: методика изучения профессиональной идентичности» (МИПИ) Л. Б. Шнейдер, опросник «Профессиональная идентичность студентов» У. С. Родыгиной. Г. А. Фофанова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.