ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА
ПРАФЕСІЙНАЯ ГАТОЎНАСЦЬ СТУДЭНТА / PROFESSIONAL READINESS OF A STUDENT– 1) активное состояние личности, вызывающее деятельность; 2) следствие деятельности; 3) личностное качество, определяющее установки на профессиональные ситуации и задачи; 4) предпосылка к целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости, эффективности; 5) форма деятельности субъекта, которая включается в общий поток его условий после окончания вуза. П. г. с. помогает молодому специалисту успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, сохранять самоконтроль и перестраиваться при появлении непредвиденных препятствий. П. г. с.– решающее условие быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального их совершенствования и повышения квалификации. Как профессионально важное качество личности П. г. с. является сложным психологическим образованием, носит интегративный характер, проявляющийся в упорядоченности внутренних структур, согласованности основных компонентов личности профессионала, в устойчивости, стабильности и преемственности их функционирования и включает в себя мотивационный, ориентационный, операционный, волевой, оценочный компоненты (см. Готовность). Достаточная развитость и выраженность этих компонентов и их целостного единства– показатель высокого уровня П. г. с. к труду. Структура П. г. с.: 1) психологическая готовность (выступает как в виде устойчивых установок, мотивов, черт характера, так и в виде психического состояния): социально-перцептивный компонент; мотивационно-ценностный; когнитивно-оценочный; организационно-личностный; эмоционально-чувственный; 2) деятельностная готовность. Психическое состояние готовности не является качеством личности, но может характеризовать возможности студента решать в условиях обучения задачи, близкие к реальным условиям профессиональной деятельности, а после распределения успешно включиться в работу по специальности и представляет собой внутреннюю настроенность студента на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, ориентированность на активные и целесообразные действия во время обучения и с началом работы после вуза. Оба вида готовности студента к труду– профессиональная и психологическая– находятся в единстве и взаимодействуют в ходе его деятельности. Одним из показателей П. г. с. является профессиональная мобильность (см. Профессиональная мобильность), которая зависит от подготовленности студента к различным видам деятельности; к пониманию принципов функционирования различных социальных общностей; к координации различных типов деятельности при сохранении своего «Я» одновременно в различных социальных общностях и в конечном счете влиянию на развитие этих общностей; к созданию в случае практической необходимости новых социальных общностей и проектированию соответствующих им видов деятельности. Профессиональная мобильность должна стать результатом овладения не одним видом подготовленности к деятельности, а исторически сложившимися обобщенными формами и способами деятельности. Для этого нужно в процессе обучения реализовать диалог различных культур, создать культурно-исторический тип школы, вуза. Психодиагностика П. г. с. может осуществляться с помощью следующих методик: «Профессиональная готовность» А. П. Чернявской, «Экспертная оценка уровня исследовательской деятельности студентов», «Реальная профессиональная занятость студентов во внеучебное время». Е. Н. Зуева