Профессиональная этика

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Этика профессиональная
особая отрасль прикладной этики, совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Регулирует те виды профессиональной деятельности, последствия или процессы которой оказывают особое воздействие на жизнь и судьбы других людей или человечества. Выделяются традиционные виды Э. п.: педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого и сравнительно новые: инженерная этика, биоэтика. Э. п. имеет ряд особенностей. 1. Высшие моральные ценности, сохраняя свое общечеловеческое значение, обретают в ней особые черты (добро и зло в медицине). 2. В недрах конкретной специальности формируются специально-профессиональные моральные нормы и ценности, характерные только (или особенно) для данного рода деятельности. 3. В сфере профессионального общения нарушается равенство взаимодействующих сторон, что обусловлено зависимостью от действий специалиста (врача) других людей, их жизни и здоровья. 4. Э. п. характеризуется корпоративностью. 5. Содержание и специфика конкретной профессии отражаются в основном в моральных кодексах данной специальности (Кодекс врачебной этики).

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

Профессиональная этика
professional ethics) Этика представляет собой совокупность норм, к-рые регулируют личное и профессиональное поведение и разраб. в большинстве случаев для защиты потребителей услуг, специалистов, орг-ций, участников исслед., профессиональных групп и об-ва в целом. Можно организовать этические нормы вокруг чел. или группы, по отношению к к-рым возникает ответственность специалиста, либо вокруг широких классиф. принципов. В любом случае нормы, как правило, яв-ся, скорее, общими направляющими линиями для принятия решений относительно этичных действий как до, так и после того, как они имеют место, чем набором правил для всех возможных профессиональных ситуаций. Когда этические нормы вырабатываются профессиональными орг-циями, то следование этим нормам становится одним из условий принадлежности к этим орг-циям. В таких случаях нормы становятся основой для официального рассмотрения вопросов предполагаемого неэтичного поведения. Системы этических принципов осн. на целях, задачах и фундаментальных ценностях конкретных профессий. Не столь весомые как гражданское или уголовное право, они все же могут служить руководящей линией для разраб. законодательства или для определения в ходе гражданского разбирательства, были ли нарушены принятые нормы практики. Этические принципы обычно периодически пересматриваются, отражая развитие профессии, изменение норм об-ва в целом или рез-ты судебных решений. В 1953 г. были опубликованы первые официальные этические стандарты Американской психол. ассоц. (АПА), к-рые с тех пор неск. раз пересматривались. Первая сфера - "ответственность" - обращает особое внимание на то, что психологи должны быть чрезвычайно чувствительны к потенциально возможным конечным рез-там своих профессиональных действий. Принцип "компетентности" подчеркивает, что психологи должны заниматься профессиональной деятельностью только в тех областях, в к-рых они, несомненно, обладают знаниями, умениями, подготовкой и опытом. Принцип "моральных и правовых норм" требует от психологов знания норм поведения, существующих в об-ве, и использования этой информ. при разраб. собственных систем личных и профессиональных ценностей и поведения. Принцип, управляющий "самопрезентациями", определяет способы предоставления орг-цией либо специалистами сведений о своей профессиональной квалификации, участии в профессиональных сообществах и своих функциях. Принцип "конфиденциальности" яв-ся неотъемлемой частью эффективной психол. практики. Сведения, предоставленные психологу в контексте профессиональных отношений, никоим образом не должны передаваться др. лицам в любой форме без согласия заинтересованного лица, если не возникает очевидной опасности для кого-либо др. В целях защиты прав тех, кто прибегает к психол. услугам, разраб. принцип, касающийся "благополучия потребителя". Принцип, касающийся "профессиональных взаимоотношений", обращает внимание на обязательства психологов при взаимодействии с др. специалистами. От психологов ожидается, что они будут принимать во внимание нужды и умения др. специалистов и гарантировать наилучшие из всех возможных услуги для клиентов. Принцип, регулирующий использование "методик оценки", требует от психологов соблюдения норм, относящихся к данным методикам в целях обеспечения их надежности и предотвращения неправильного использования. Принцип, касающийся "проведения исслед. с участием чел.", яв-ся столь сложным, что заслуживает отдельной большой публикации. Может иметь место непреодолимый этический конфликт, связанный с тем, что на одну чашу весов должна быть положена ценность исслед., а на др. - любой потенциально возможный риск для участников. Завершающий принцип охватывает "заботу о животных и обращение с ними". При использовании животных в целях исслед. следует позаботиться о гуманном обращении с ними и о соблюдении действующего законодательства. Эти этические разделы иллюстрируют типы проблем, с к-рыми сталкиваются психологи и др. специалисты. Ясно, что в центре внимания находится защита тех, с кем работают психологи. Это помогает тж защитить и самих психологов, предоставляя рамки, в к-рых проводится работа, и обеспечивая поддержку других коллег. Кроме того, такое внимание защищает от вмешательства непрофессионалов. В разраб. этических норм и следовании им существует неск. важных проблем. К одной из них относится сильное различие методов работы с клиентами, причем мн. из них не имеют четких стандартов в применении. Далее, поведение тех, кто ищет психол. помощь, часто находится в конфликте с соц. ожиданиями, и психолог несет ответственность за обе стороны. Третья проблема - интеграция целей и ценностей профессии с целями и ценностями об-ва в том виде, в каком они описаны в законодательстве. Еще одной проблемой яв-ся работа психологов в непсихологическом окружении (напр., бизнесе) с иными организационными стандартами. Это лишь малая часть того многообразия проблем, к-рое связано с разраб. четких этических директив. Существуют определенные группы клиентов, относительно к-рых психологам особенно трудно выносить суждения об этичности практики. Лица, страдающие психич. нарушениями, составляют одну из таких групп ввиду их неспособности самостоятельно принимать эффективные решения, что возлагает дополнительную нагрузку на психолога. Второй группой, требующей особого этического подхода, яв-ся дети вследствие их недостаточных навыков защиты себя. Права детей особенно уязвимы в отношении насилия, так как эти права ограничены законом. В семейной терапии тж возникают нестандартные трудности. Трудно поддерживать конфиденциальность в тех случаях, когда терапевты общаются с др. членами семьи за пределами сеансов терапии, и это общение, даже если оно приносит пользу, должно оставаться конфиденциальным. Особые этические проблемы возникают в терапевтических группах, так как их члены связаны только своими собственными моральными стандартами, а не формальными этическими или правовыми нормами. Вследствие этого члены группы могут потенциально нанести вред др. членам или же не смогут сохранять конфиденциальность. Еще одна группа проблем касается этических вопросов, связанных с клиентами, помощь которым оплачивают страховые компании. Если психолог принимает оплату от страховой компании, он должен предоставлять ей определенную информ. о клиенте (напр., диагноз, обоснование необходимости терапии, количество сеансов). Следовательно, такая информ. не будет больше конфиденциальной. Очевидно, что эти этические принципы не решают всех проблем, с к-рыми сталкиваются психологи. Исключения из типичных ситуаций этического суждения происходят по мере изменений в психол. теории и практике. Интеграция соц. и профессиональных ценностей с юридич. требованиями яв-ся непрерывным процессом. Следовательно, этические принципы - это не застывший набор правил, а скорее путеводные линии, следуя к-рым, каждый психолог должен, тем не менее, непрерывно выносить решения на благо всех заинтересованных сторон. См. также Конфиденциальные сообщения, защищенные свидетельской привилегией, Профессиональные консультации Т. С. Беннетт

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
207.02 кб

Профессиональная этика социолога

Цвык Владимир Анатольевич
Due to importance of science that rose substantially in the second half of 20 century and the strengthening of its role in the development of society, the ethics of science is constituting into a separate scientific disciplin.
Читать PDF
162.62 кб

Профессиональная этика как образовательная задача

Кузнецова Елена Викторовна
Читать PDF
179.61 кб

Профессиональная этика: проблемы теории и методологии

Цвык Владимир Анатольевич
В статье анализируются современные представления о понятии, сущности и структуре профессиональной этики, рассматриваются ее основные категории и проблемы, определяется взаимосвязь с общей теорией морали.
Читать PDF
653.81 кб

Профессиональная этика: современные ценности и смыслы

Мяготин Анатолий Валерьевич
В разнополярном, разнотемповом, противоречивом развитии социума формируются новые модусы морали (моральных отношений, моральных ценностей, моральной регуляции), отличные от традиционных типов, характеризующиеся высокой степенью эл
Читать PDF
114.06 кб

Профессиональная этика в контексте национальной культуры

Протанская Елена Сергеевна
Профессиональная этика рассматривается среди условий конкурентоспособности нации как показатель нравственного климата общества.
Читать PDF
274.99 кб

Экономическая этика: прикладной и профессиональный характер

Гордова Элла Евгеньевна
В данной статье экономическая этика рассматривается как совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному об
Читать PDF
357.92 кб

Профессиональная этика работников высшего учебного заведения

Петрова Татьяна Александровна
В данной статье проанализированы моральные нормы, которых придерживаются участники образовательного процесса в высшем учебном заведении, а также документы, определяющие нормы делового общения в вузе.
Читать PDF
3.93 мб

Профессиональная этика инженера в России: к истории дискуссий

Московчук Любовь Сергеевна
В статье рассматриваются ключевые идеи в формировании профессиональной этики инженера, выделяются ключевые ценности и проблемы, предопределившие развитие дискуссии о профессиональной этике в ХХ в.
Читать PDF
477.71 кб

Профессиональная этика педагога в контексте национальной культуры

Протанская Елена Сергеевна
Профессиональная этика рассматривается в контексте исторической роли педагогов в общественном развитии и диалоге с обществом.
Читать PDF
846.57 кб

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СФЕРЕ ГОСТЕПРИИМСТВА: ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ

Хильшер Виктория Арташесовна, Ананьев Егор Владимирович
В статье рассмотрено значение основ профессиональной этики для гостиничной сферы деятельности.
Читать PDF
207.16 кб

Профессиональная этика политика: политические и нравственные аспекты

Семенова Р. У.
В статье рассматривается одна из важнейших и дискутируемых тем современной политической теории проблема профессиональной этики политика.
Читать PDF
7.36 мб

Профессиональная этика журналиста : авторская позиция и субъективность

Артишевская Т. М.
Автор статьи рассматривает проблему объективной и субъективной подачи журналистского материала с точки зрения восприятия аудитории и этических принципов журналиста.
Читать PDF
517.44 кб

Современная деловая этика как синтез прикладной и профессиональной этики

Сафонов К. В.
Читать PDF
178.80 кб

Профессиональная этика государственных служащих муниципального управления

Ефимова Наталия Сергеевна
Рассмотрена актуальная проблема формирования профессиональной этики в сфере российского государственного и муниципального управления.
Читать PDF
223.34 кб

КОНТРОЛЬ И ЭТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ

Байтимерова Светлана Ильгизовна, Богомазова Людмила Вадимовна, Григорьева Евгения Александровна, Казун Анастасия Дмитриевна
Рассмотрена профессиональная деятельность экономических журналистов в России в условиях неблагоприятной институциональной среды.

Похожие термины:

  • этика психолога профессиональная

    реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с участниками его исследований,
  • ПСИХОДИАГНОСТИКА: ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    практическая психодиагностика - весьма сложная и ответственная область деятельности. Она требует соответственного образования, мастерства и может серьезно затрагивать судьбы людей, когда на ее