Профессиональная адаптация

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АДАПТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
процесс приспособления специалиста к требованиям и нормам профессии, конкретным условиям профессиональной среды.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
это приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность - производственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе).

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
адаптация субъекта к условиям профессиональной (социальной и физической) среды. Ее первый этап осуществляется в процессе профессионального обучения (в частности, производственной практики), второй – при работе на производстве.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
адаптация рабочих к условиям профессиональной (социальной и физической) среды. Ее первый этап осуществляется в процессе профессионального обучения (в частности, производственной практики), второй — при работе на производстве. Подготовка в профессионально-технических училищах не отдельных рабочих, а бригад ускоряет и упрощает, П. а.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Профессиональная адаптация
приспособление новых работников к условиям профессиональной деятельности: физическим (физическому окружению и орудиям труда), собственно профессиональным (содержанию труда, организации производства, системе оплаты, распорядку и инструкциям) и социальным (групповым ценностям и нормам, стилю руководства и межличностным отношениям).

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

профессиональная адаптация

приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность – проиводственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе). От профессиональной адаптации надо отличать социально-психологическую адаптацию как приспособление личности к условиям социальной сферы. В целом человек адаптируется как целостная структура: как организм (физическая адаптация), как индивид (психологическая адаптация), как личность (социальная адаптация), как субъект труда (профессиональная адаптация).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

адаптация профессиональная

1. Процесс активного приспособления индивида к условиям профессиональной деятельности. 2. Результат этого процесса. 3. Один из этапов профессионального становления. Профессиональную адаптацию связывают с периодом кардинальной смены профессиональной деятельности индивида и его социального окружения. Основные типы адаптационного процесса :
· тип,характеризующийся преобладанием активного воздействия на профессиональную деятельность,
· тип,определяющийся пассивным принятием целей и ценностей профессиональной деятельности.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Профессиональная адаптация
occupational adjustment) П. а. - сложный и длительный процесс, к-рый начинается со времени вступления в трудовую деятельность и продолжается на протяжении всей жизни. Прикл. психологи изучают мотивацию и потребности работника в связи с удовлетворенностью работой и исследуют влияние различных индивидуальных и организационных характеристик на его трудовую деятельность. Теории П. а. Для объяснения процесса П. а. был выдвинут ряд теорий. Теоретик в области профессионального развития, Д. Супер, и его коллеги выделяют 3 стадии в процессе П. а. (определение, поддержание и спад). Супер описал задачи развития, к-рые решаются индивидуумом на каждой из стадий. Осн. задача начальной фазы, или фазы определения карьеры, состоит в реализации профессиональных предпочтений и осознании потребности достижения стабильности в профессиональной карьере. На следующей фазе индивидуум либо действительно приобретает постоянную работу, либо оказывается вынужденным смириться с более или менее постоянной нестабильностью. Наконец, индивидуум закрепляется и прогрессирует в избранной профессиональной карьере. Др. стадии были предложены Миллером и Формом (пробный период, стабильный период, и период отхода от дел) и Р. Хэвигхерстом (становление, поддержание и раздумья [обозрение]). Изучались тж проблемы или стили адаптации к работе. Нефф выделил 5 типов нарушений, или патологии трудовой адаптации, включающих низкую рабочую мотивацию, страх или тревогу в ответ на требования к рабочей продуктивности, враждебность и агрессию, зависимость и соц. наивность. Наконец, Холланд и Шейн показали, как взаимодействие черт индивидуума и характеристик среды вызывают П. а. и профессиональный рост. Обстоятельная и эмпирически обоснованная теория П. а. была изложена Лофквистом и Дэвисом в их труде "Адаптация к работе" (Adjustment to work). Согласно этой теории, профессиональное окружение вырабатывает разнообразные паттерны подкрепления, к-рые вступают во взаимодействие с потребностями и способностями индивидуума. Соответствие, или гармония между индивидуумом и его рабочим окружением, будет приводить к удовлетворенности и удовлетворительности и, как следствие, к определенному уровню постоянства или трудовой стабильности. Удовлетворенность и удовлетворительность яв-ся комплементарными рез-тами адаптации к работе. Т. обр., в адаптацию к работе вносят вклад индивидуальные факторы и факторы среды. В соответствии с этой теорией были подобраны психол. опросники для измерения индивидуальных потребностей (Миннесотский опросник важности, Minnesota Importance Questionnaire [MIQ]) и составлены описания паттернов профессиональных подкрепляющих стимулов для различных профессий. Уорр и Уолл говорят о существовании тесной связи между общим психич. здоровьем и адаптацией к работе. Эта авторы сходятся в мнении о том, что удовлетворение индивидуальных потребностей в работе существенно для самооценки и, следовательно, для общего здоровья. В целом рез-ты исслед. подтверждают наличие связи между общей и П. а. Крайтс обращает внимание на то, что эта связь яв-ся сложной и, по-видимому, зависит от индивидуальных и организационных опосредующих переменных. Вмешательства в целях облегчения профессиональной адаптации. В промышленности применялись терапевтические и профилактические программы для содействия П. а. и психич. здоровью работников, включающие, помимо прочего, усовершенствования в процедурах отбора и обучения. В исслед. обнаружилось, что сбалансированная (позитивная и негативная) информ. о предстоящей работе, предоставляемая кандидату, приводила к более реалистическим ожиданиям и снижала число увольнений. Др. программы предназначались для обучения менеджеров более эффективному руководству в вопросах развития профессиональной карьеры работников. Кроме того, орг-ция консультационных центров и центров по оказанию помощи работникам стала приобретать все большую популярность в сфере бизнеса, в пром-сти и гос. учреждениях. Эти и др. подобные им программы повышают способность работника и орг-ции справляться с проблемами П. а. См. также Развитие профессиональной карьеры, Промышленная психология, Удовлетворенность работой А. Р. Споукейн

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Модели профессиональной адаптации студентов

Е. П. Александров
Читать PDF

О системе профессиональной адаптации студентов

Вражнова М.
Читать PDF

Учебно-профессиональная адаптация первокурсников

Чикина Т.
Читать PDF

Модель адаптации студентов к профессиональной среде

Муратова Евгения Ивановна, Федоров Игорь Викторович
Авторами предложена модель организации процесса профессиональной адаптации студентов технологических специальностей.
Читать PDF

Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов

Воронина Ольга Петровна
оптимизация методического сопровождения процесса профессиональной адаптации молодых учителей, повышение эффективности взаимодействия наставников и педагогов со стажем от нуля до 5 лет.
Читать PDF

Условия профессиональной адаптации начинающего учителя

Зубцова Людмила Кирамовна
Статья рассматривает вопросы профессиональной адаптации молодого специалиста к труду в школе; анализирует систему социально экономических и организационно-педагогических мер по стабилизации педагогических кадров; выделяет условия
Читать PDF

Копинг-стратегии как фактор профессиональной адаптации

Водопьянова Наталия Евгеньевна, Капустина Александра Николаевна
Статья содержит результаты эмпирического исследования моделей преодолевающего поведения и личностного адаптационного потенциала.
Читать PDF

Профессиональная адаптация личности в пожилом возрасте

Гребенникова Вероника Михайловна, Моцарь Лариса Степановна, Spulber Diana
В статье анализируется опыт образование пожилых людей в Краснодарском крае. Образование пожилых людей нуждается в правовой, методической, социальной и психологической поддержке.
Читать PDF

Копинг-стратегии как фактор профессиональной адаптации

Н. Е. Водопьянова, А. Н. Капустина
Статья содержит результаты эмпирического исследования моделей преодолевающего поведения и личностного адаптационного потенциала.
Читать PDF

Адаптация преподавателей к профессиональной деятельности

Петрова Н. В., Малышева Е. А., Малышева С. А.
Читать PDF

ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Килина Ирина Александровна, Осипова Наталия Владимировна, Бабуков Константин Валерьевич
Введение. В статье представлены результаты исследования по социально-профессиональной адаптации обучающихся на этапе выбора профессии.
Читать PDF

Проблемы социально-профессиональной адаптации детей-сирот

Лактионова Светлана Владимировна
Читать PDF

Адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности

Горькая Ж.В., Горький А.С.
Рассмотрено влияние особенностей целеполагания студентов профессионального колледжа на успешность учебной адаптации.
Читать PDF

Адаптация молодых педагогов к профессиональной деятельности

Полетаева Н.М., Родина Е.А.
Читать PDF

Образование и социально-профессиональная адаптация личности

Тарасенко Л. В.

Похожие термины:

  • СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

    процесс включения, приспособления человека к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда.