ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
профессионализмы
специфические особенности произношения,характерные обороты,нелитературные формы речи,свойственные для группы,объединенной профессиональной деятельностью.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. Профессионализм дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. Профессионализм специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
специальное слово или выражение, характерное для какой-то профессиональной группы, напр., "на-гора" (у шахтеров), "вира", "майна" (у грузчиков), "автоматчик", "моторщик", "шассист" (работник автоматного цеха, моторного цеха, цеха шасси у автомобилестроителей), "квантовый переход" у физиков, "фонема", "морфема" у лингвистов, "полевое исследование" у социологов, "собачка" (листок со спецификацией публикуемого материала в редакциях газет и журналов) и т. д. Некоторые П. попадают в фонд общей речи, напр., "накладка" в значении "ошибка" (из языка актеров). Ср. ЖАРГОН, ЖАРГОНИЗМЫ, СЛЕНГ.
Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
совокупность субъектно-личностных характеристик человека, формирующихся в процессе профессионального обучения и деятельности и обеспечивающих ее высокую эффективность и надежность в разнообразных условиях, а также профессиональное саморазвитие специалиста. Профессионализм рассматривается как психологическая составляющая того, что должно быть сформировано и развито в ходе профессионализации. П. дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. П. специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры. Предпосылкой достижения П. является достаточно высокое развитие профессионально важных качеств личности, ее специальных способностей.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности. П. дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. П. специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1996). П. конфликтолога проявляется, во-первых, в его умении предупреждать конфликты в личной жизнедеятельности, а если они все же возникли – в конструктивном их разрешении. Во-вторых, в способности его в роли третьего лица оказать помощь в профилактике реальных конфликтов, их конструктивном урегулировании. В-третьих, в знании методологии, теории, методов и методик конфликтологии, прежде всего отечественной, умении проводить эффективные исследования реальных конфликтов.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
(от лат. profession профессия < profiteer объявлять своим делом) - интегральная характеристика человека труда, включающая в себя его сформированность как субъекта профессиональной деятельности, профессионального общения, зрелость личности как профессионала. Психологическими показателями П. являются: владение профессиональными духовными ценностями ориентации (менталитетами) и следование им; усвоение на уровне высших образцов средств труда, выработанных в профессии (профессионатьных знаний, способов и действий, профессиональных «техник» и технологий, приемов профессионального мышления, способов профессионального самосознания и др.); достижение человеком высоких профессиональных результатов в соответствии с эталонами профессии (профессиональное мастерство); обогащение опыта профессии своим оригинальным индивидуальным вкладом (профессиональное творчество); развитие себя как личности средствами профессии; овладение несколькими специализациями внутри профессии (универсальность профессионала); стремление и умение повысить социальный престиж профессии в обществе, усилить интерес общества к результатам своего труда в своей профессии и др.
Представители разных профессий могут обладать различными сторонами профессионализма; у успешных профессионалов признаки профессионализма могут проявляться в разных сочетаниях и формах индивидуальных профилей; у одного и того же специалиста на разных ступенях его развития профессионализм достигается за счет усиления различных качеств.
Представители разных профессий могут обладать различными сторонами профессионализма; у успешных профессионалов признаки профессионализма могут проявляться в разных сочетаниях и формах индивидуальных профилей; у одного и того же специалиста на разных ступенях его развития профессионализм достигается за счет усиления различных качеств.
Источник: Акмеологический словарь.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
ПРАФЕСІЯНАЛІЗМ / PROFESSIONALISM– совокупность элементов, отражающих высокую продуктивность профессиональной деятельности. П. дает возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. Предпосылкой достижения П. является достаточно высокое развитие профессионально важных качеств личности, ее специальных способностей. Подходы к определению П.: 1) как интегральное свойство: а) совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человека-профес сионала, обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень его профессиональной деятельности; б) результат онтогенеза человека в процессе его профессионализации; 2) как процесс (основывается на выделении временных характеристик– допрофессионализм, собственно П., суперпрофессионализм, послепрофессионализм); 3) как состояние человека-профессионала (активизирует регулятивные функции в адаптации субъекта к компонентам профессиональной среды).
Критерии П.: 1) объективные (внешние по отношению к человеку) и субъективные (внутренние); 2) критерий профессиональной продуктивности (количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной дея тельности и т. д., включает экономическую, социальную, психологическую и «клиентоцентрированную» эффективность); критерий профессиональной идентичности (значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своего индивидуального ресурса); критерий профессиональной зрелости (способность человека соотносить свои профессиональные возможности и потребности с профессиональными требованиями и включает профессиональную самооценку, уровень притязаний, способность к саморегуляции и др.).
Структура П.: 1) подсистема профессиональной продуктивности (состоит из профессионально важных качеств (ПВК) и профессиональных отношений, непосредственно влияющих на производительность, качество и надежность деятельности); 2) подсистема профессиональной идентичности (включает ПВК и профессиональные отношения, обеспечивающие принятие профессии как личностно значимой– профессиональная направленность, удовлетворенность профессией и профессиональная деятельность); 3) подсистема профессиональной зрелости (включает ПВК профессионала и его профессиональные отношения, обеспечивающие саморегуляцию и самодетерминацию становления П. человека– профессиональное самосознание). П. специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры. П. следует рассматривать как определенную системную организацию психики, а не просто высокий уровень знаний, умений и результатов в конкретной области деятельности человека. Е. Н. Зуева
Критерии П.: 1) объективные (внешние по отношению к человеку) и субъективные (внутренние); 2) критерий профессиональной продуктивности (количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной дея тельности и т. д., включает экономическую, социальную, психологическую и «клиентоцентрированную» эффективность); критерий профессиональной идентичности (значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своего индивидуального ресурса); критерий профессиональной зрелости (способность человека соотносить свои профессиональные возможности и потребности с профессиональными требованиями и включает профессиональную самооценку, уровень притязаний, способность к саморегуляции и др.).
Структура П.: 1) подсистема профессиональной продуктивности (состоит из профессионально важных качеств (ПВК) и профессиональных отношений, непосредственно влияющих на производительность, качество и надежность деятельности); 2) подсистема профессиональной идентичности (включает ПВК и профессиональные отношения, обеспечивающие принятие профессии как личностно значимой– профессиональная направленность, удовлетворенность профессией и профессиональная деятельность); 3) подсистема профессиональной зрелости (включает ПВК профессионала и его профессиональные отношения, обеспечивающие саморегуляцию и самодетерминацию становления П. человека– профессиональное самосознание). П. специалиста проявляется в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры. П. следует рассматривать как определенную системную организацию психики, а не просто высокий уровень знаний, умений и результатов в конкретной области деятельности человека. Е. Н. Зуева