ПРОФЕССИОГРАММА СПЕЦИАЛИСТА

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОГРАММА СПЕЦИАЛИСТА
СХЕМА ПРАФЕСІЯГРАМЫ СПЕЦЫЯЛІСТА / PROFESSIOGRAM SCHEME OF A SPECIALIST– обобщенная психологическая характеристика профессии в зависимости от условий и задач труда. Содержание С. п. с. определяется целью, с которой производится профессиографический анализ: оценка персонала, профессиональное обучение, профориентация, оптимизация режима труда, средств деятельности или условий трудовой ситуации, нормирование труда, выявление причин дисфункционального трудового поведения и организационных патологий, разработка или систематизация должностных инструкций и др. В психологии вопросы, связанные с разработкой схем профессиографирования, попадали в фокус рассмотрения таких ученых, как Е. М. Иванова, Э. Ф. Зеер, В. Е. Гаврилов, А. К. Маркова, Е. С. Романова, О. Г. Мотовилин, И. А. Мотовилина и др. Выделяют различные подходы к разработке С. п. с. В рамках аналитического подхода Е. М. Ивановой профессиограмма раскрывает не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики труда и его психологическая характеристика, что в итоге и позволяет выделять профессионально-важные качества, соответствующие данным задачам. Е. М. Иванова определяет две основные составляющие профессиограммы: субъект и объект труда. Для субъекта труда важны: объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы); социальная когнитивно-мотивационная структура (осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности); профессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса); психологическая структура конкретной деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции); эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности, функциональное состояние субъекта труда). Для объекта труда значимы: история и перспективы развития данного трудового процесса; социальная структура и направленность объекта труда; сама структура трудового процесса, позволяющая выделить предмет труда, средства труда, трудовую задачу, структуру условий труда (микроклимат и гигиенические условия, социально-психологические условия, организацию труда); операционально-техническая структура труда. В рамках модульного подхода В. Е. Гаврилова под модулем профессии подразумевается типовой элемент профессии, включающий в себя объективную характеристику профессиональной деятельности, свойственную нескольким близким специальностям, общие требования, предъявляемые этими специальностями к качествам профессионала. Таким образом, каждую профессию можно описать с помощью нескольких базовых модулей. Задачно-личностный подход А. К. Марковой строится на анализе профессии посредством выделения профессиональных задач. Модуль профессии понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». Состав модуля представляет собой определенную задачу труда, связанные с ней предмет, условия, действия, результаты (левая часть модуля), а также ряд психологических качеств (правая часть модуля). При этом целесообразно выделять приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи; производные, вспомогательные задачи. Е. С. Романова и Г. А. Суворова предложили ориентировочную схему экспресс-изучения профессии, включающую следующие элементы: 1) технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, оплата труда); 2) организация и условия труда (социальные и физические условия, освещенность, температура, влажность, профессиональные вредности, режим труда); 3) документация по текучести кадров, сбоям в работе и т. п.; 4) подробное описание самой трудовой деятельности (основные операции и действия); 5) психофизиологическая характеристика трудовой деятельности. С. п. с., создаваемая в целях рационализации режима труда, должна включать информацию о специфике и колебаниях нагрузки в течение рабочей смены, временных характеристиках процесса деятельности и нормах труда, наиболее динамичных индивидуальных параметрах, изменение которых выступает в роли индикатора состояния профессионала. С. п. с., применяемая в подборе и оценке персонала, помимо указания профессионально важных качеств должна содержать информацию о некомпенсируемых и желательных характеристиках.

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.