ПРОЕКТИВНЫЙ ПРИЕМ Проективный тест Семейная социограмма

ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК

Найдено 1 определение:

ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК

Один из методов групповой психотерапии. Ряд авторов не выделяют П. р. в самостоятельный метод, а включают в комплекс, обозначаемый как "проективная арттерапия" (предполагает использование не только рисунка, но и лепки, моделирования и др.). Основная задача П. р. состоит в получении дополнительной информации о проблемах отдельных пациентов или группы в целом. Так же как психодрама и психогимнастика, П. р. способствует выявлению и осознанию трудновербализуемых проблем и переживаний пациентов. Занятие строится обычно следующим образом: каждый пациент получает лист бумаги, цветные мелки (можно использовать краски, цветные карандаши) и рисует на заданную тему. Для П. р. качество не имеет существенного значения. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем. Обычно темы охватывают три основные категории: 1) прошлое, настоящее и будущее пациента (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое приятное или неприятное воспоминание и др.); 2) общие понятия (любовь, ненависть, болезнь, здоровье, страх, зависимость, ответственность и др.); 3) отношение в группе (я глазами группы, мое положение в группе, моя группа и др.). Применяется также свободное (каждый член группы рисует то, что хочет) или совместное рисование (вся группа рисует на одном листе бумаги, например, портрет группы). На рисование обычно отводится 30 минут.

После этого группа переходит к обсуждению рисунков каждого пациента.

Обсуждение П. р., как правило, начинается с высказываний членов группы о том, что хотел изобразить автор рисунка, как они понимают его замысел, что он хотел выразить, какие чувства вызывает рисунок. Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и своем понимании. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретациях членов группы и рисовавшего, которые могут быть обусловлены как наличием в рисунке неосознаваемых автором элементов, так и проекцией проблем других пациентов. При интерпретации П. р. обращается внимание на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного пациента специфические особенности. В П. р. находят отражение непосредственное восприятие пациентом той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые. Например, пациент, который говорит, что он глава семьи и удовлетворен своим положением, выполняя рисунок на тему "Моя семья", рисует яркие и крупные фигуры жены и детей в центре листа и себя самого, лежащего на кровати; при этом себя он рисует черным цветом и помещает свою крошечную фигурку в нижнем углу листа. В дальнейшем оказалось, что рисунок гораздо более точно отражал ситуацию и, что самое главное, истинные переживания пациента в связи со своим положением в семье.

При совместном рисовании дискуссия дополняется обсуждением участия каждого пациента в групповой работе, характера его вклада в общую деятельность и особенностей взаимоотношений членов группы в процессе совместной работы.

Оцените определение:

Источник: Словарь-справочник политической психологии (azps.ru).

Найдено научных статей по теме — 12

Проективная методика «Рисунок семьи в образах цветов» в психологическом консультировании

Лебедева Людмила Дмитриевна
Продемонстрирована диагностическая ценность рисуночных тестов при использовании их в психологической диагностике. Рассказывается об оригинальной авторской проективной методике «Рисунок семьи в образах цветов», которая может применяться как мягкий, гуманный способ психодиагностики.
Скачать PDF

Проективная методика «Рисунок успешной женщины и успешного мужчины» в диагностике гендерных особенно

Лопухова Ольга Геннадьевна, Беглова Эльмира Ильдусовна
В статье представлены результаты валидизации проективной методики «Рисунок успешной женщины и успешного мужчины», предназначенной для диагностики гендерных особенностей субъективного образа «успешной личности».
Скачать PDF

Проективные методики и особенности применения рисуночного метода диагностики

Кузьмина Софья Ивановна, Голубь М.С.
В статье рассматриваются особенности проективных методик и их применение в психологических исследованиях. В современной психологической практике особое распространение получил рисуночный метод диагностики: в данной статье рассмотрены его достоинства и недостатки.
Скачать PDF

Оценка валидности проективного теста «Рисунок несуществующего животного»

Щербатых Ю.В., Ермоленко П.И.
Целью работы было проведение исследования валидности теста «Рисунок несуществующего животного» с помощью теста на агрессивность Басса-Дарки и теста на личностную тревожность Спилбергера-Ханина. Рисунок несуществующего животного анализировался по 18 показателям, в числе которых было количество зубов, когтей, глаз, крыльев, хвостов, конечностей, рогов (с учетом их направленности) и т.д. Затем с помощью статистической программы STATGRAPHICS Plus for Windows, фиксировались корреляционные связи параметров рисунка с показателями тревожности и агрессивности с уровнем значимости p
Скачать PDF

Применение рисуночных методов в диагностике невынашиваемости беременности

Миронова Е. С., Чуйкова Т. С.
В статье представлены результаты эмпирического исследования беременных женщин с угрозой прерывания беременности и беременных женщин без угрозы невынашиваемости, обследованных с помощью рисуночных методов. Проанализированы возможности применения методов рисования в работе с беременными, выделены типы рисунков, соответствующих особенностям переживания беременности в ситуации материнства, согласно концепции Г. Г. Филипповой. Проведен сравнительный анализ результатов исследования беременных женщин с угрозой прерывания беременности и беременных женщин без угрозы невынашиваемости.
Скачать PDF

Рисуночные тесты в диагностике психоэмоционального состояния ребенка

Анисимова Надежда Викторовна
Среди разнообразных методов педагогической психологии особое место занимают рисуночные тесты. Символическое изображение является по своей психологической функции своеобразнографической формой речи.
Скачать PDF

Метод качественного анализа в работе с тестом рисуночной фрустрации С. Розенцвейга I. мотивационный

Виноградова Марина Геннадьевна, Рыжов Андрей Леонидович
Рассматриваются возможности использования метода рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в клинической психологии. Предлагается и обосновывается применение метода качественного анализа к материалам методики, что подразумевает отход от формальной схемы, внимание к способам выполнения задания, учет последовательности ответов, контекста и модификации инструкции. В соответствии с традициями отечественной патопсихологии при рассмотрении особенностей и нарушений психической деятельности, выявляемых методикой, выделаются четыре аспекта: мотивация, контроль и критичность, динамика, а также инструментальный аспект. Подробно описываются феномены, наблюдаемые при рассмотрении мотивационного аспекта
Скачать PDF

Метод качественного анализа в работе с тестом рисуночной фрустрации С. Розенцвейга II. Контроль и кр

Виноградова Марина Геннадиевна, Рыжов Андрей Леонидович
Авторы продолжают рассматривать возможности метода качественного анализа данных теста «Рисуночная фрустрация» С. Розенцвейга. Подробно описываются феномены, проявляющиеся при анализе контроля и критичности, динамики, а также инструментального аспекта деятельности испытуемого. Обсуждаются ограничения интерпретации результатов методики в терминах гипотезы фрустрации-агрессии.
Скачать PDF

Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников

Грозина Василиса Александровна
В статье доказывается необходимость разработки и внедрения в образовательные программы дошкольных учреждений модуля, ориентированного на развитие эмоционального интеллекта посредством рисуночных и игровых техник как наиболее соответствующих возрастным особенностям дошкольников. Представлен опыт реализации такой программы. В результате анализа данных входящей и итоговой диагностики детей в экспериментальной и контрольной группах автор приходит к выводу, что в дошкольном возрасте эмоциональный интеллект активно развивается, особенно под влиянием рисуночных и игровых техник, что выражается в формировании способности вербализировать эмоции, опознавать лицевую экспрессию.
Скачать PDF

Диагностика эмоциональных и когнитивных особенностей личности с помощью рисуночных тестов

Зинченко Елена Валерьевна
В данной статье в фокусе внимания автора оказывается психодиагностика эмоциональных и когнитивных особенностей личности с помощью рисуночного теста Сильвер и цветограммы «Моя жизнь». Эмпирическим путем определены различия в эмоциональной и когнитивной сферах подростков и юношей, установлены половые различия по критерию гибкости мышления в юношеском возрасте. Выявлены значимые жизненные сферы подростков и юношей, которые подробно описаны с точки зрения их цветовых предпочтений и эмоционального отношения к ним. В целом автор раскрывает широкие возможности применения арт-терапевтических методик для диагностики эмоциональных и когнитивных особенностей российских школьников разного возраста.
Скачать PDF

Исследование образа матери у дошкольников посредством методики «Рисунок семьи»

Пономарева Елена Витальевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования образа матери у старших дошкольников через анализ изображения ребенком собственной матери.
Скачать PDF

Анализ показателей психологических рисуночных тестов

Зобнина Людмила Яковлевна
В статье рассматриваются результаты и ряд ключевых показателей психологических рисуночных тестов; на основе факторного анализа устанавливается связь между ними. Приводится анализ механизмов создания изображения в психологических рисуночных тестах.
Скачать PDF