Проективные методики это что такое Проективные методики: определение — Психология.НЭС
ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ВОЛБЕРГА

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

Найдено 4 определения термина ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода; основаны на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

Frank L.K., 1939]. Понятие, введенное для объединения ряда психологических методик по общему для них принципу выявления специфических личностных особенностей в ситуации эксперимента, отличающейся неопределенностью стимульного материала. В соответствии с концепцией С.Л. Рубинштейна, по которой внешние причины действуют через внутренние условия, которые сами формируются в результате внешних воздействий на психику, проективные психологические методы можно рассматривать как приемы опосредованного изучения личности, базирующиеся на создании специфической пластической стимульной ситуации. Такого рода экспериментальная ситуация в силу активности процесса восприятия создает условия, благоприятные для проявления тенденций, установок, эмоциональных состояний и других особенностей личности [Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф., 1976, 1978]. По Е.Т. Соколовой [1980] проективный метод, ориентированный на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации, является чуть ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Различают следующие группы проективных методов: 1) методы структурирования (Роршаха тест); 2) методы конструирования (Шнейдермана тест составления картинки, Левенфельд-Бюлер тест миросозидания); 3) методы дополнения (Закса-Леви тест незаконченных предложений, Юнга ассоциативный эксперимент); 4) методы катарзиса (Морено психодрама); 5) методы изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого общения); 6) методы изучения продуктов творчества (Гуденах, Маховер тесты, Букка тест рисунка дома - дерева - человека).

Источник: Чуприков А.П., Пилягина Г.Я., Войцех В.Ф. Глоссарий суицидологических терминов. Киев, 1999 г.140

Проективные методики

projective techniques) Отличительные особенности П. м. можно охарактеризовать следующим образом. 1. П. м. осн. на предъявлении испытуемому стимульного материала сравнительно неопределенного содержания. 2. Это методики "свободного ответа" в том смысле, что в них нет правильных или неправильных ответов, и испытуемый волен выбирать любые ответы, кажущиеся ему подходящими. 3. Ответы интерпретируются как отражение осн. направленностей и аффективных состояний личности. 4. Полученные рез-ты в той или иной степени рассматриваются тж как отражения когнитивных процессов и личностного стиля субъекта. П. м., или проективные тесты, требуют предъявления испытуемым стандартного набора стимулов в точно определенных условиях, чтобы полученные ответы могли приписываться преимущественно личностным различиям. Проекцию личных потребностей и стилей можно наблюдать в поведении чел. и интерпретировать соотв. образом, но лишь ограниченное количество методов или ситуаций квалифицируется для обозначения их как собственно проективных тестов или методик. Нек-рые из ныне существующих П. м. относятся к эпохе, когда этот термин был еще неизвестен. Напр., метод словесных ассоциаций, впервые разраб. в лаборатории Вундта и впоследствии использовавшийся в клинических условиях Юнгом, является исторически "первой П. м.". Самая известная П. м. - тест Роршаха. Задача испытуемого - интерпретировать предъявляемые ему неструктурированные визуальные стимулы. Тест тематической апперцепции (ТАТ) - это тест на составление историй по картинкам, он состоит из 20 рисунков, часть к-рых предусматривает альтернативные варианты для женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Еще одной ил. проективного метода является методика завершения предложений. Это сравнительно структурированный вербальный метод, при к-ром испытуемому предъявляются основы предложений или незаконченные предложения и предлагается как можно быстрее их закончить. По сравнению с др. П. м., условие частичной сформулированности предложения накладывает гораздо больше ограничений на степени свободы респондента. Кроме того, респондент в значительно большей степени осознает значения своих ответов. Напротив, в методике Роршаха или даже в ТАТ респонденты не осознают, в какой степени их "внутренняя жизнь" проецируется в продуктах их деятельности. В этом смысле методика завершения предложений сближается с условиями опросника или структурированного интервью. В дальнейшем развитие области П. м. привело к созданию разнообразных их вариантов, наиболее известными из к-рых являются проективные рисунки, игры с куклами и завершение историй, а тж адаптации методики Роршаха (напр., метод чернильных пятен Хольтцмана) и CAT (Детский апперцептивный тест). Кроме того, опубликовано множество др. адаптированных и модифицированных известных П. м. За прошедшие годы П. м. неоднократно подвергались нападкам критиков, ориентированных на применение научных (объективных) методов. Они ставили под сомнение надежность и валидность этих методик. В рез-те были опубликованы буквально тысячи исслед. психометрических качеств теста Роршаха, ТАТ и др. методов. Мн. из этих исслед. подтверждают надежность методики Роршаха и нек-рых др. методов, но большая часть этой области остается спорной, несмотря на продолжающееся поступление свидетельств клинической полезности П. м. См. также Картинки Блекки, Ранние воспоминания, Тест скрытых фигур, Методика чернильных пятен Хольтцмана, Тест "дом - дерево - человек", Методика Роршаха, Тесты завершения предложений, Тест тематической апперцепции, Тест словесных ассоциаций А. И. Рабин

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

проективные методики (тесты)

(от лат. projectio – выбрасывание вперед) методики исследования личности, построенные главным образом на интерпретации ответов личности на внешне нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. По этим реакциям исследователь пытается понять глубинную сущность, психические особенности личности, например специфику мотивации или систему личностных смыслов и т.д. Наиболее известные проективные тесты – тест Роршаха, ТАТ (тематический апперцептивный тест), тест анализа продуктов творчества и др.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Проективные методики и особенности применения рисуночного метода диагностики

Кузьмина Софья Ивановна, Голубь М.С.
В статье рассматриваются особенности проективных методик и их применение в психологических исследованиях. В современной психологической практике особое распространение получил рисуночный метод диагностики: в данной статье рассмотрены его достоинства и недостатки.
Скачать PDF

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.
Скачать PDF

Проективная методика диагностики личности «Камни и минералы»

Гостева Галина Ивановна
Results of flight psychometric research constructive validity techniques are presented "Stones and minerals". Reaction, reaction and interrelations of elections and акцентуаций character, personal values on a presentation of semiprecious stones and minerals is considered
Скачать PDF

Исследование психометрической эквивалентности двух версий проективной психодиагностической методики

Кононова В. Н., Нахаева И.В.
В статье впервые упоминается модификация проективной методики «Цветовое зеркало» для Айпада, которая называется «Цветомер личности». Проведено исследование психометрической эквивалентности двух форм цветовой методики, бумажной и на Айпаде. Подробно освещены отличия и преимущества использования компьютерной версии. Описаны выборка, схема и процедура проведения. Получены показатели ретестовой надежности по интегральным шкалам (достоверность ответов, энергичность личности, стрессоустойчивость) и по другим показателям (предпочитаемые цвета, структура личности). Сопоставление результатов двойного тестирования в трех группах (на бумаге и на Айпаде; дважды на Айпаде; дважды на бумаге) свидетельствует в пользу однородности групп. Результаты тестирования на Айпаде следует считать сходными, хотя и не полностью эквивалентными результатам бумажного тестирования по методике «Цветовое зеркало».
Скачать PDF

Проективная методика оценки эффективности танцевальной психотерапии больных шизофренией

Оганесян Наталья Юрьевна, Риковская Вероника Брониславовна
Представлена разработанная Р.Б. Хайкиным проективная методика «Исследование рисунков больных шизофренией» и результаты исследования эффективности методики для оценки динамики воображения, цветового восприятия, образного и символического мышления, пространственной ориентации больных шизофренией на полученных в процессе курса танцевальной психотерапии материалах исследования 730 пациентов с диагнозами параноидной шизофрении галлюцинаторно-параноидный, аффективно-бредовый синдромы и простая шизофрения.
Скачать PDF

Проективная методика «Рисунок семьи в образах цветов» в психологическом консультировании

Лебедева Людмила Дмитриевна
Продемонстрирована диагностическая ценность рисуночных тестов при использовании их в психологической диагностике. Рассказывается об оригинальной авторской проективной методике «Рисунок семьи в образах цветов», которая может применяться как мягкий, гуманный способ психодиагностики.
Скачать PDF

Проективная методика изучения художественных предпочтений: теоретические основы, описание и опыт при

Даниленко Ольга Ивановна
Описана авторская методика, направленная на выявление типов смысловых диспозиций в отношении произведений художественной культуры, а также их субъективной иерархии. В основе методики лежит трактовка художественных предпочтений субъекта как проявления иерархии смыслов, которые имеют для него произведения искусства. Приводятся примеры использования методики в эмпирических исследованиях читательских и зрительских предпочтений
Скачать PDF

Использование проективной методики «Дерево» в диагностике дефицитарной социальной ситуации развития

Омарова Патимат Омароена, Гасанова Загидат Зайнулабидовна
В статье описываются результаты использования методики «Дерево» в диагностике дефицитарной ситуации развитии. На большой группе испытуемых была проведена апробация методики, что позволило прийти к выводу о необходимости использования ее в клинической практике.
Скачать PDF

Психометрический анализ проективной методики «Крик»

Агавелян Оганес Карапетович, Агавелян Рубен Оганесович, Перевозкин Сергей Борисович, Перевозкина Юлия Михайловна, Осколкова Мария Сергеевна
С татья носит эмпирический характер. Основной целью статьи является представление результатов окончательного исследования о разработке, апробации и психометрической проверки проективной методики «Крик». В основе методике положен голосовой стимул – крик, детерминирующий сочинение испытуемым рассказа. На основании рассказа определяются различные виды страхов и агрессии. Представленные результаты о надежности и валидности методики, демонстрируют, что методика «Крик», являясь надежным, валидным психометрическим инструментом, дает возможность комплексно выявить индикаторы страха и агрессии личности.
Скачать PDF

Типы рисунков в проективной методике «Нарисуй свою жизнь»

Султанова Зарина Вячеславовна
Автор представляет типы рисунков, которые выделены им при разработке проективной методики «Нарисуй свою жизнь». На основе имплицитного анализа рисунков выделены 14 основных типов и один смешанный. В статье приводятся описание процедуры тестирования; визуальная характеристика каждого из типов рисунка; результаты исследования конструктной валидности, которые впоследствии могут быть основой для интерпретации. Опираясь на итоги количественного анализа, автор приходит к мнению, что типы рисунка собственной жизни диагностируют особенности субъект-объектных ориентаций респондента в значительной степени
Скачать PDF

Разработка и апробация проективной версии методики «Локус жизнеобеспечения личности»

Богданова Мария Владимировна, Усольцева Олеся Александровна, Моргун Павел Игоревич
В статье описана процедура разработки проективной версии методики для определения локуса жизнеобеспечения человека, рассмотрены варианты стимульного материала методики. Дан анализ состояния дел в области психодиагностики в российской психологии, выделены проблемы, связанные с использованием устаревшего психометрического инструментария, а также проблемы диагностики непосредственно защитно-адаптационных механизмов. Приведены результаты первого этапа разработки, проведено сравнение результатов проективной и опросниковой версий «Локуса жизнеобеспечения», даны объяснения слабых корреляционных связей между уровнями системы жизнеобеспечения личности, диагностируемыми разными версиями методик. С помощью проективной версии методики было обнаружено, что значим для диагностики не только ведущий уровень системы жизнеобеспечения личности, но и следующий за ним по значимости (второстепенный). Исследована специфика динамики защитных реакций и стратегий на разных этапах развертывания фрустрирующей ситуации, обнаружены различные варианты динамики прямая динамика, обратная, непоследовательная и отсутствующая. Намечены дальнейшие шаги по разработке версий методики «Локус жизнеобеспечения» (опросниковой, проективной и психосемантической версий).
Скачать PDF

Применение проективной методики «Я-вуз» при исследовании конкурентоспособности вуза

Шевченко Юлия Александровна
При проведении исследований мы часто сталкиваемся с проблемой недостоверности ответов респондентов на прямые вопросы. Если речь идет о значимом явлении или объекте очень часто люди дают социально-ожидаемые ответы, которые продиктованы обстоятельствами, а не личным опытом человека. В данной статье описана проективная методика, которая позволяет выявить реальное отношение студента к вузу в целом, степень его лояльности. Методика является достаточно новой, может быть применена при массовых исследованиях и легко интерпретируется. Методика может быть применена не только для оценки конкурентоспособности вуза, но и для любых исследований, связанных с выявлением итоговой оценочной диспозиции человека по отношению к любому объекту.
Скачать PDF

Похожие термины: