ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ
совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода; основаны на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Проективные методики
(лат. ргogectio - выбрасывание вперед) - совокупность методик, направленных на исследование личности и образованных в рамках проективного диагностического подхода.
Наиболее существенным признаком П. м. является использование в них неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, дополнять, развивать, интерпретировать. В соответствии о проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несу на себе отпечаток его личности.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

проективные методики (тесты)

(от лат. projectio – выбрасывание вперед) методики исследования личности, построенные главным образом на интерпретации ответов личности на внешне нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. По этим реакциям исследователь пытается понять глубинную сущность, психические особенности личности, например специфику мотивации или систему личностных смыслов и т.д. Наиболее известные проективные тесты – тест Роршаха, ТАТ (тематический апперцептивный тест), тест анализа продуктов творчества и др.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ
Frank L.K., 1939]. Понятие, введенное для объединения ряда психологических методик по общему для них принципу выявления специфических личностных особенностей в ситуации эксперимента, отличающейся неопределенностью стимульного материала. В соответствии с концепцией С.Л. Рубинштейна, по которой внешние причины действуют через внутренние условия, которые сами формируются в результате внешних воздействий на психику, проективные психологические методы можно рассматривать как приемы опосредованного изучения личности, базирующиеся на создании специфической пластической стимульной ситуации. Такого рода экспериментальная ситуация в силу активности процесса восприятия создает условия, благоприятные для проявления тенденций, установок, эмоциональных состояний и других особенностей личности [Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф., 1976, 1978]. По Е.Т. Соколовой [1980] проективный метод, ориентированный на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации, является чуть ли не единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Различают следующие группы проективных методов: 1) методы структурирования (Роршаха тест); 2) методы конструирования (Шнейдермана тест составления картинки, Левенфельд-Бюлер тест миросозидания); 3) методы дополнения (Закса-Леви тест незаконченных предложений, Юнга ассоциативный эксперимент); 4) методы катарзиса (Морено психодрама); 5) методы изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого общения); 6) методы изучения продуктов творчества (Гуденах, Маховер тесты, Букка тест рисунка дома - дерева - человека).

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ
ПРАЕКТЫЎНЫЯ МЕТОДЫКI / PROJECTIVE TECHNIQUES– совокупность методик, разработанных в рамках проективного метода исследования. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности. Стимулы проективных методик приобретают смысл не столько в силу их объективного содержания, сколько в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. Отсюда– характерное для проективных методик отсутствие оценки ответов-реакций как правильных или ошибочных, ограничений в их выборе. Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит Г. Мюррею. Положения Г. Мюррея, в которых проекция рассматривается как единственная тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психологической организации, являются наиболее ранним приложением понятия проекции к психологическому исследованию. По его мнению, защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не проявляться. До этого времени теоретическая концепция проекции в том виде, как она применима к исследованию личности, не формировалась (тест Роршаха не был задуман в качестве П. м. и в этом аспекте не разрабатывался на протяжении почти двух десятков лет своего практического применения). Различают следующие группы П. м.: 1) конститутивные– структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (например, тест Роршаха); 2) конструктивные– создание из оформленных деталей осмысленного целого (например, тест мира); 3) интерпретативные– истолкование какого-либо события, ситуации (тематический апперцептивный тест, тест детской апперцепции, Hand-test Э. Вагнера, тест тревожности Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки и др.); 4) катартические– осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (см. Психодрама); 5) экспрессивные– рисование на свободную или заданную тему (тесты «Дом– дерево– человек» Дж. Бука, «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бэнса и С. Кауфмана, «Несуществующее животное», «Свободный рисунок», «Семейная социограмма» и др.); 6) импрессивные– предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (тест цветового выбора М. Люшера, отечественный тест юмористических фраз А. Г. Шмелева, тест восьми влечений Л. Сонди); 7) аддитивные– завершение предложения, рассказа, истории (группа методик «Завершение предложения»). (Все перечисленные выше методики иностранных авторов имеют русскоязычную адаптацию и данные об исследованиях на отечественной выборке.) Применение проективных методик имеет ряд преимуществ, обусловленных особенностями П. м., которые в полной мере реализуются при соблюдении процедур и требований к исследователю. Е. А. Бакланова

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Проективные методики
projective techniques) Отличительные особенности П. м. можно охарактеризовать следующим образом. 1. П. м. осн. на предъявлении испытуемому стимульного материала сравнительно неопределенного содержания. 2. Это методики "свободного ответа" в том смысле, что в них нет правильных или неправильных ответов, и испытуемый волен выбирать любые ответы, кажущиеся ему подходящими. 3. Ответы интерпретируются как отражение осн. направленностей и аффективных состояний личности. 4. Полученные рез-ты в той или иной степени рассматриваются тж как отражения когнитивных процессов и личностного стиля субъекта. П. м., или проективные тесты, требуют предъявления испытуемым стандартного набора стимулов в точно определенных условиях, чтобы полученные ответы могли приписываться преимущественно личностным различиям. Проекцию личных потребностей и стилей можно наблюдать в поведении чел. и интерпретировать соотв. образом, но лишь ограниченное количество методов или ситуаций квалифицируется для обозначения их как собственно проективных тестов или методик. Нек-рые из ныне существующих П. м. относятся к эпохе, когда этот термин был еще неизвестен. Напр., метод словесных ассоциаций, впервые разраб. в лаборатории Вундта и впоследствии использовавшийся в клинических условиях Юнгом, является исторически "первой П. м.". Самая известная П. м. - тест Роршаха. Задача испытуемого - интерпретировать предъявляемые ему неструктурированные визуальные стимулы. Тест тематической апперцепции (ТАТ) - это тест на составление историй по картинкам, он состоит из 20 рисунков, часть к-рых предусматривает альтернативные варианты для женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Еще одной ил. проективного метода является методика завершения предложений. Это сравнительно структурированный вербальный метод, при к-ром испытуемому предъявляются основы предложений или незаконченные предложения и предлагается как можно быстрее их закончить. По сравнению с др. П. м., условие частичной сформулированности предложения накладывает гораздо больше ограничений на степени свободы респондента. Кроме того, респондент в значительно большей степени осознает значения своих ответов. Напротив, в методике Роршаха или даже в ТАТ респонденты не осознают, в какой степени их "внутренняя жизнь" проецируется в продуктах их деятельности. В этом смысле методика завершения предложений сближается с условиями опросника или структурированного интервью. В дальнейшем развитие области П. м. привело к созданию разнообразных их вариантов, наиболее известными из к-рых являются проективные рисунки, игры с куклами и завершение историй, а тж адаптации методики Роршаха (напр., метод чернильных пятен Хольтцмана) и CAT (Детский апперцептивный тест). Кроме того, опубликовано множество др. адаптированных и модифицированных известных П. м. За прошедшие годы П. м. неоднократно подвергались нападкам критиков, ориентированных на применение научных (объективных) методов. Они ставили под сомнение надежность и валидность этих методик. В рез-те были опубликованы буквально тысячи исслед. психометрических качеств теста Роршаха, ТАТ и др. методов. Мн. из этих исслед. подтверждают надежность методики Роршаха и нек-рых др. методов, но большая часть этой области остается спорной, несмотря на продолжающееся поступление свидетельств клинической полезности П. м. См. также Картинки Блекки, Ранние воспоминания, Тест скрытых фигур, Методика чернильных пятен Хольтцмана, Тест "дом - дерево - человек", Методика Роршаха, Тесты завершения предложений, Тест тематической апперцепции, Тест словесных ассоциаций А. И. Рабин

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ
(лат. выбрасывание вперед) – совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Понятие проекции для обозначения этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939) и, несмотря на неоднократные попытки изменить их название, закрепилось и является общепринятым в психологической диагностике. Наиболее существенным признаком П. м. является использование в них неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности. Стимулы П. м. приобретают смысл не столько в силу их объективного содержания, сколько в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. Отсюда – характерное для П. м. отсутствие оценки ответов-реакций правильных или ошибочных, ограничений в их выборе. Такое понимание проекции в корне отлично от ее психоаналитического истолкования. Психоанализ считает проекцию одним из защитных механизмов, посредством которого внутренние импульсы и чувства, неприемлемые для «Я», приписываются внешнему объекту и тогда проникают в сознание как измененное восприятие окружающего мира. Механическое перенесение порожденного психоанализом понимания проекции на сущность процесса, реализующегося в П. м., долгое время препятствовало научной разработке и использованию этих методик в советской психодиагностике. Разумеется, нельзя отрицать значительного влияния психоанализа на интерпретацию данных, полученных с помощью П. м. Это влияние сохраняется и поныне. Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит Г. Мюррею. Положения Г. Мюррея, в которых проекция рассматривается как единственная тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психологической организации, являются наиболее ранним приложением понятия проекции к психологическому исследованию. По его мнению, защитные механизмы в процессе проекции могут проявляться, а могут и не проявляться. До этого времени теоретическая концепция проекции в том виде, как она применима к исследованию личности, не формировалась (тест Роршаха не был задуман в качестве проективной методики и в этом аспекте не разрабатывался на протяжении почти двух десятков лет своего практического применения). В начале 40-х гг. «проективное движение» в западной психологии набирает значительную силу. П. м. становятся едва ли не самым «популярным» в психодиагностике, оттеснив на второй план традиционные психометрические тесты. Ныне они занимают лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности, прежде всего в области клинической психодиагностики. Свидетельство тому – специальные научные институты и общества, созданные во многих странах мира, посвященные исключительно П. м. периодические издания, сборники и монографии, регулярно проводимые международные конгрессы. Различают следующие группы П. м.: 1) конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла; 2) конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого; 3) интерпретативные – истолкование какого-либо события, ситуации; 4) катартические – осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях; 5) экспрессивные – рисование на свободную или заданную темы; 6) импрессивные – предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим; 7) аддитивные – завершение предложения, рассказа, истории. Несмотря на давнее и широкое использование, П. м. – предмет непрекращающихся споров между их сторонниками и противниками. Критики П. м. указывают на то, что они недостаточно стандартизованы, почти целиком отданы на откуп опыту и знаниям экспериментатора, вследствие чего полученные результаты скорее проясняют личность исследователя, а не обследуемого. Неоднократно отмечалось пренебрежение нормативными данными. Особо подчеркивалась неподатливость П. м. традиционным способам определения надежности и валидности (в имеющейся литературе приведено немало противоречивых результатов). Критическое отношение к данным, полученным в результате применения П. м., необходимо (как, впрочем, и к данным любого психодиагностического обследования). В то же время надо учитывать то, что желание оценить в параметрах валидности и надежности все проявления личности, обнаруживаемые П. м., вряд ли вообще может быть удовлетворено. Для многих из этих методик характерен глобальный подход к оценке личности, что, естественно, приводит к снижению достоверности информации. А. Анастази (1982) права в том, что вопрос о ценности П. м. более уместно ставить при их рассмотрении как качественных клинических процедур, а не при количественной оценке их показателей, как это осуществляется в психометрических тестах. По этой причине термин «тест» (в строгом смысле этого слова) не подходит для обозначения П. м. Сказанное выше определяет значение обязательного соотнесения проективного материала с результатами, полученными в других исследованиях, с информацией о жизненном пути обследуемого. Слепое следование различным интерпретационным схемам, взятым безотносительно к обследуемому, а тем более исходящим из психоаналитического истолкования показателей П. м., ведет не только к дискредитации методик, но прежде всего к ложным диагностическим результатам.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ
(лат. projec-tio — выбрасывание вперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности и образованных в рамках проективного диагностического подхода (см. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МЕТОД). Понятие проекции для обозначения
этих методик было впервые использовано Л. Франком (1939) и, несмотря на неоднократные попытки изменить их название, закрепилось; является общепринятым в психологической диагностике.
Наиболее существенным признаком П. м. является использование в них неопределенных, неоднозначных (слабоструктурированных) стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соответствии с проективной
гипотезой каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности.
Стимулы П. м. приобретают смысл не только в силу их объективного содержания, сколько в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. Отсюда — характерное для П. м. отсутствие оценки ответов-реакций как «правильных» или «ошибочных»,
ограничений в их выборе.
Такое понимание проекции в корне отлично от ее психоаналитического истолкования. Психоанализ считает проекцию одним из защитных механизмов, посредством которого внутренние импульсы и чувства, неприемлемые для «Я», приписываются внешнему объекту
и тогда проникают в сознание как измененное восприятие окружающего мира. Механическое перенесение порожденного психоанализом понимания проекции на сущность процесса, реализующегося в П. м., долгое время препятствовало научной разработке и
использованию этих методик в отечественной психодиагностике. Разумеется, нельзя отрицать значительного влияния психоанализа на интерпретацию данных, полученных с помощью П. м. Это влияние сохраняется за рубежом и поныне.
Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит Г. Мюррею. Положения Г. Мюррея, в которых проекция рассматривается как естественная тенденция людей действовать под влиянием своих
потребностей, интересов, всей психической организации, являются наиболее ранним приложением понятия проекции к психологическому исследованию. По его мнению, защитные механизмы в процессе проекции могут проявиться, а могут и не проявиться.
До этого времени теоретическая концепция проекции, в том виде, как она применима к исследованию личности, не формулировалась (Роршаха тест не был задуман в качестве проективной методики и в этом аспекте не разрабатывался на протяжении почти
двух десятков лет своего практического применения).
В начале 40-х гг. «проективное движение» в западной психологии набирает значительную силу. П. м. становятся едва ли не самыми популярными в психодиагностике, оттеснив на второй план традиционные психометрические, тесты. Ныне они занимают лидирующее
положение в зарубежных исследованиях личности, прежде всего в области клинической психодиагностики. Свидетельство тому — специальные научные институты и общества, созданные во многих странах мира; посвященные исключительно П. м. периодические
издания, сборники и монографии; регулярно проводимые международные конгрессы (последний, XII международный конгресс по П. м. состоялся в 1987 г.).
Следует различать следующие группы П. м.:
Развивая теорию П. м. Л. Франка различают:
конститутивные — структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (см. РОРШАХА ТЕСТ);
конструктивные—создание из оформленных деталей осмысленного целого (см. МИРА ТЕСТ);
 
интерпретативные — истолкование какого-либо события, ситуации (см. ТЕМАТИЧЕСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ ТЕСТ);
катартические — осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях (см. «ПСИХОДРАМА»);
экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему (см. «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК» ТЕСТ);
импрессивные — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (см. Л ЮШ ЕРА ЦВЕТА ВЫБОРА ТЕСТ);
аддитивные — завершение предложения, рассказа, истории (см. «ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗАВЕРШЕНИЕ» МЕТОДИКИ).
Несмотря на давнее и широкое использование, П. м.— предмет непрекращающихся споров между их сторонниками и противниками. Критиками П. м. указывается на то, что они недостаточно стандартизованы, почти целиком отданы на откуп опыту и знаниям экспериментатора,
вследствие чего полученные результаты скорее проясняют личность исследователя, а не обследуемого. Неоднократно отмечалось пренебрежение нормативными данными. Особо подчеркивается неподатливость П. м. традиционным способам определения надежности
и солидности (в имеющейся литературе приведено немало противоречивых результатов).
Критическое отношение к данным, полученным в итоге применения П. м., необходимо (как, впрочем, и к данным любого психодиагностического обследования). В то же время нужно учитывать то, что желание оценить в параметрах ва-лидности и надежности все
проявления личности, обнаруживаемые П. м., вряд ли вообще может быть удовлетворено. Для многих из этих методик характерен глобальный подход к оценке личности, что, естественно, приводит к снижению достоверности информации. Л. Лнастази (1982)
права в том, что вопрос о ценности П. м. более уместно ставить при их рассмотрении как качественных клинических процедур, а не при количественной оценке их показателей, как это осуществляется в психометрических тестах. По этой причине термин
«тест» (в строгом смысле этого слова) не подходит для обозначения П. м.
Сказанное выше определяет значение обязательного соотнесения «проективного материала» с результатами, полученными в других исследованиях, информацией о жизненном пути обследуемого. Слепое следование различным интерпретационным схемам, взятым безотносительно
к личности обследуемого, а тем более исходящим из психоаналитического истолкования показателей П. м., ведет не только к дискредитации методик, но прежде всего к ложным диагностическим результатам.
Присущая П. м. направленность на раскрытие целостности созвучна ныне разрабатываемым в советской психологии системно-структурным принципам анализа личности. Отечественными исследователями уделяется значительное внимание вопросам теоретического
обоснования П. м. (Л. Ф. Бурлачук, 1979; Е. Т. Соколова, 1980 и др.). Для понимания механизма, реализующегося в П. м., привлекается понятие установки (В. Г. Норакидзе, 1975). Иную позицию занимают последователи теории деятельности, опирающиеся
на категорию «личностного смысла» (Е. Т.Соколова, 1980). В этом случае спецификой П. м. полагается их направленность на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений. Очевидно, что тем самым заметно сужается сфера проявлений личности,
обнаруживаемых с помощью П. м.
Основным принципом объяснения и анализа феномена проекции является разработанное в советской психологии понимание процесса восприятия как активного, носящего личностный характер. В ситуации проективного обследования как личностный смысл, так и
отношения, установки обнаруживаются в особенностях перцептивной (перцептивно-моторной) деятельности, которая и должна стать предметом дальнейшего изучения. Разработка интерпретационных схем П. м. должна осуществляться в двух направлениях:
«личностном» и «перцептивном», слияние которых по мере их развития неизбежно.
В ведущихся сегодня в нашей стране исследованиях осуществляется дальнейшая разработка теории П. м., изучаются их диагностические возможности. Эти исследования, е особенности в области клинической психологии, углубляют имеющиеся представления о
влиянии на личность психических заболеваний, позволяют наметить адекватные терапевтические и реабилитационные мероприятия. С помощью П. м. начаты также исследования нормальных лиц (психологические портреты, по В. Г. Норакидзе, сбор нормативных
данных на различных выборках и т. д.). Методологическое значение имеют работы, обращенные к проблеме изучения бессознательного психического (Л. Ф. Бурлачук, 1979; Ю. С. Савенко, 1979; Е. Т. Соколова, 1979). П. м. помогают исследователям проникнуть
в трудно объективируемые, ускользающие при использовании традиционных психодиагностических методик особенности личности.

Источник: Словарь-справочник по психологической диагностике 1989 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
294.75 кб

Психометрический анализ проективной методики «Крик»

Агавелян Оганес Карапетович, Агавелян Рубен Оганесович, Перевозкин Сергей Борисович, Перевозкина Юлия Михайловна, Осколкова Мария Сергеевна
С татья носит эмпирический характер. Основной целью статьи является представление результатов окончательного исследования о разработке, апробации и психометрической проверки проективной методики «Крик».
Читать PDF
136.14 кб

Типы рисунков в проективной методике «Нарисуй свою жизнь»

Султанова Зарина Вячеславовна
Автор представляет типы рисунков, которые выделены им при разработке проективной методики «Нарисуй свою жизнь». На основе имплицитного анализа рисунков выделены 14 основных типов и один смешанный.
Читать PDF
215.90 кб

Проективная методика диагностики личности «Камни и минералы»

Гостева Галина Ивановна
Results of flight psychometric research constructive validity techniques are presented "Stones and minerals".
Читать PDF
83.85 кб

Применение проективных методик в маркетинговых исследованиях

В статье раскрываются понятия «проективные методики» и «проективный метод», дается краткий обзор истории создания проективных методик, приводится их классификация и описание применения в различных видах маркетинговых исследований.
Читать PDF
339.78 кб

Применение проективных методик в преподавании курса психологии

К. В. Тахтуева
Рассматривается описание проективных диагностических методик, их особенности и специфика, применение данных методик в изучении курса «Психологии» в рамках практических занятий для формирования нужных навыков у учащихся.
Читать PDF
142.48 кб

Проективная методика обучения студентов по курсу «История информатики»

Виденин С. А.
Описываются составляющие готовности учителей к профессиональной деятельности.
Читать PDF
251.46 кб

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДИКИ "ТЕСТ РУКИ"

Гунашева Мадина Абдурагимовна
Цель настоящего эмпирического исследования состоит в изучении диагностических возможностей проективной методики «Тест руки» по выявлению агрессивных тенденций в поведении, и перспектив использования этой методики в практике работы
Читать PDF
1.16 мб

Проективные методики и особенности применения рисуночного метода диагностики

Кузьмина Софья Ивановна, Голубь М.С.
В статье рассматриваются особенности проективных методик и их применение в психологических исследованиях.
Читать PDF
238.74 кб

Методика исследования дискурсивно-проективной компетентности будущих учителей

Никулина Оксана Юрьевна
Одним из средств, обеспечивающих индивидуальное развитие, личностное становление и позитивную самореализацию будущего учителя, является педагогический дискурс, создаваемый субъектами образовательного процесса в коммуникативно-рече
Читать PDF
380.67 кб

Теоретический анализ проективных методик и современного рисуночного теста "Птица"

Абакарова Э.Г.
Статья посвящена сравнительному анализу проективных методик, применяемых в настоящее время. Показано, как при помощи проективных тестов выявляются основные функции личности, отклонения в эмоциональной и когнитивной сферах.
Читать PDF
223.58 кб

Применение проективной методики «Я-вуз» при исследовании конкурентоспособности вуза

Шевченко Юлия Александровна
При проведении исследований мы часто сталкиваемся с проблемой недостоверности ответов респондентов на прямые вопросы.
Читать PDF
669.91 кб

Проективная методика оценки эффективности танцевальной психотерапии больных шизофренией

Оганесян Наталья Юрьевна, Риковская Вероника Брониславовна
Представлена разработанная Р.Б.
Читать PDF
89.77 кб

Проективная методика «Рисунок семьи в образах цветов» в психологическом консультировании

Лебедева Людмила Дмитриевна
Продемонстрирована диагностическая ценность рисуночных тестов при использовании их в психологической диагностике.
Читать PDF
879.38 кб

Теоретические подходы к применению проективных методик в диагностике личности дошкольников

Петрайтене М.В.
В статье рассматривается проблема диагностики личностного развития дошкольников. Изложены возможности применения проективных методик в диагностике личностного развития дошкольников
Читать PDF
111.40 кб

Возрастные закономерности использования цвета в проективной методике Несуществующее животное

Адмакина Татьяна Анатольевна
В статье рассматривается возрастной аспект использования цвета в рисунке, что обуслов-лено запросами клинико-психологической практики, так как определение возрастных осо-бенностей колористических предпочтений позволит с большей то

Похожие термины:

  • ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ВОЛБЕРГА

    Эти методики, предложенные Волбергом (Wolberg A., 1973), представляют собой один из немногих подходов, специально ориентированных на психотерапию больных с пограничным синдромом (borderline syndrome), работа с ко