ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ВОЛБЕРГА

Найдено 1 определение:

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ВОЛБЕРГА

Эти методики, предложенные Волбергом (Wolberg A., 1973), представляют собой один из немногих подходов, специально ориентированных на психотерапию больных с пограничным синдромом (borderline syndrome), работа с которыми требует специфических модификаций обычных приемов, используемых при психотерапии больных неврозами.

1. "Использование других". Психотерапевт опирается на тенденцию больных с пограничным синдромом отрицать свои собственные чувства и идеи и проецировать их на окружающих. Когда такие пациенты говорят о других, они часто на самом деле имеют в виду себя, маскируя таким образом самораскрытие, чтобы избежать страха оценки со стороны. Тактика интерпретации такой проекции и конфронтации с этим видом психологической защиты, используемая обычно в сходных случаях при неврозах, у больных с пограничным синдромом чревата усилением сопротивления и угрозой потери контакта с психотерапевтом. Поэтому рекомендуется следующая тактика: интерпретировать не проекции самого больного, а патологическую защиту "других людей", о которых он говорит. В этих случаях он будет или переносить содержание интерпретаций на себя, или отрицать наличие связи патологии у "других" с собственными переживаниями. Этот прием помогает укрепить терапевтический контакт с больным. Таким же образом анализируется и содержание снов. Высказываются предположения о возможных мотивах поведения "других людей".

Психотерапевт не отягощает пациента констатацией факта, что он такой же, как "другие". Он признает это лишь со временем, когда больной будет готов это принять. Каждый раз, когда пациент говорит: "Это похоже на меня", психотерапевт соглашается с тем, что это может соответствовать действительности, и, поскольку это не столь очевидно проявляется в поведении больного во время сеанса психотерапии, ему предлагается исследовать данный механизм в своих собственных реальных жизненных ситуациях.

2. "Терапия установок". Прием, облегчающий выявление бессознательных установок, на которых строятся отношения больного с окружающими. В рассказе пациента об отношениях с другими людьми всплывают детали, отражающие установки, определяющие взаимоотношения, но неосознаваемые в силу их неприемлемости для больного. Обычная психотерапевтическая тактика, используемая при неврозах, не дает эффекта, так как выведение в сознание истинной установки вызывает у человека с пограничным синдромом резкую реакцию сопротивления, обычно в силу мобилизующегося чувства его вины перед другими. Поэтому задача психотерапевта - продолжать осторожное накопление нужных деталей взаимоотношений, не переходя границы, за которой сопротивление принимает открытый характер. В этом случае расспрос прекращается с объяснением, что его продолжение чревато чрезмерным повышением уровня напряжения больного. В ходе эксплорации постепенно накапливается критическая масса материала, содержащего фрагменты неосознаваемых фантазий и установок, определяющих собой манифестное поведение, выявляются устойчиво повторяющиеся стереотипы их действия. На данном этапе фокусирование на этих стереотипах, интерпретации, позволяющие увязать мысли, чувства, фантазии - с одной стороны, и реальное коммуникативное поведение, с другой, создают предпосылки для появления инсайта у больных относительно своих бессознательных установок. Для психотерапевта предпочтительно формулировать вопросы таким образом, чтобы ассоциации между установками и поведением исходили от самого пациента.

3. "Позитивная конструкция "Я"". Больным с пограничным синдромом часто трудно принять наличие каких-либо положительных аспектов своей личности или использовать конструктивные возможности своего мышления без излишней тревоги. Это, как правило, вызывает у них чувство вины, поскольку они приучены родителями не доверять своим положительным качествам. В детстве они обучаются неэффективному поведению, для того чтобы исполнять в семье соответствующие предназначенные им роли.

Целью методики является снижение чувства вины без анализа его происхождения. Данная техника представляет собой сочетание психоаналитического, клиент-центрированного и поведенческого подходов. Психотерапевт является объектом для проекции положительных качеств больного и отражения их ему. Например, пациент рассказывает о том, что пытался получить работу, но потерпел неудачу, намеренно заявив потенциальному работодателю, что он не обладает достаточной для этой работы квалификацией. Свой рассказ он завершает словами: "Вообще-то мне надо было сказать, что я знаю об этой работе достаточно, чтобы быстро освоить недостающие детали, ведь это на самом деле так". На это психотерапевт может заметить: "Я безусловно уверен, что вы в состоянии быстро освоить эту работу". Фразы, сказанные больным, формулируются врачом иными словами и преподносятся как мнение самого психотерапевта. В сеансе психотерапии далее может быть использован ролевой тренинг, в ходе которого пациент и врач по очереди исполняют роли поступающего на работу и работодателя. После ролевого проигрывания ряда ситуаций со сходным дефектом проблемно-решающего поведения в сознание больного выводится наличие и устойчивость такого дезадаптивного стереотипа в его поведенческом репертуаре. Когда пациент окажется способным брать на себя ответственность за свои действия без чрезмерной тревоги или демонстрации привычных дезадаптивных защит, психотерапия принимает характер обычной работы с больными неврозами.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Проективная методика «Квартира» как диагностика эмоционально-мотивационных компонентов общения в мал

Перевозкин Сергей Борисович
Рассматривается роль психометрических показателей в проективных методиках. Предложена рисуночная методика «Квартира», предназначенная для диагностики эмоционально-мотивационных компонентов общения в малой группе. Осуществлена психометрическая проверка методики, приводятся результаты данной проверки.
Скачать PDF

Проективная методика диагностики личности «Камни и минералы»

Гостева Галина Ивановна
Results of flight psychometric research constructive validity techniques are presented "Stones and minerals". Reaction, reaction and interrelations of elections and акцентуаций character, personal values on a presentation of semiprecious stones and minerals is considered
Скачать PDF

Исследование психометрической эквивалентности двух версий проективной психодиагностической методики

Кононова В. Н., Нахаева И.В.
В статье впервые упоминается модификация проективной методики «Цветовое зеркало» для Айпада, которая называется «Цветомер личности». Проведено исследование психометрической эквивалентности двух форм цветовой методики, бумажной и на Айпаде. Подробно освещены отличия и преимущества использования компьютерной версии. Описаны выборка, схема и процедура проведения. Получены показатели ретестовой надежности по интегральным шкалам (достоверность ответов, энергичность личности, стрессоустойчивость) и по другим показателям (предпочитаемые цвета, структура личности). Сопоставление результатов двойного тестирования в трех группах (на бумаге и на Айпаде; дважды на Айпаде; дважды на бумаге) свидетельствует в пользу однородности групп. Результаты тестирования на Айпаде следует считать сходными, хотя и не полностью эквивалентными результатам бумажного тестирования по методике «Цветовое зеркало».
Скачать PDF

Проективная методика оценки эффективности танцевальной психотерапии больных шизофренией

Оганесян Наталья Юрьевна, Риковская Вероника Брониславовна
Представлена разработанная Р.Б. Хайкиным проективная методика «Исследование рисунков больных шизофренией» и результаты исследования эффективности методики для оценки динамики воображения, цветового восприятия, образного и символического мышления, пространственной ориентации больных шизофренией на полученных в процессе курса танцевальной психотерапии материалах исследования 730 пациентов с диагнозами параноидной шизофрении галлюцинаторно-параноидный, аффективно-бредовый синдромы и простая шизофрения.
Скачать PDF

Проективная методика «Рисунок семьи в образах цветов» в психологическом консультировании

Лебедева Людмила Дмитриевна
Продемонстрирована диагностическая ценность рисуночных тестов при использовании их в психологической диагностике. Рассказывается об оригинальной авторской проективной методике «Рисунок семьи в образах цветов», которая может применяться как мягкий, гуманный способ психодиагностики.
Скачать PDF

Проективная методика изучения художественных предпочтений: теоретические основы, описание и опыт при

Даниленко Ольга Ивановна
Описана авторская методика, направленная на выявление типов смысловых диспозиций в отношении произведений художественной культуры, а также их субъективной иерархии. В основе методики лежит трактовка художественных предпочтений субъекта как проявления иерархии смыслов, которые имеют для него произведения искусства. Приводятся примеры использования методики в эмпирических исследованиях читательских и зрительских предпочтений
Скачать PDF

Использование проективной методики «Дерево» в диагностике дефицитарной социальной ситуации развития

Омарова Патимат Омароена, Гасанова Загидат Зайнулабидовна
В статье описываются результаты использования методики «Дерево» в диагностике дефицитарной ситуации развитии. На большой группе испытуемых была проведена апробация методики, что позволило прийти к выводу о необходимости использования ее в клинической практике.
Скачать PDF

Психометрический анализ проективной методики «Крик»

Агавелян Оганес Карапетович, Агавелян Рубен Оганесович, Перевозкин Сергей Борисович, Перевозкина Юлия Михайловна, Осколкова Мария Сергеевна
С татья носит эмпирический характер. Основной целью статьи является представление результатов окончательного исследования о разработке, апробации и психометрической проверки проективной методики «Крик». В основе методике положен голосовой стимул – крик, детерминирующий сочинение испытуемым рассказа. На основании рассказа определяются различные виды страхов и агрессии. Представленные результаты о надежности и валидности методики, демонстрируют, что методика «Крик», являясь надежным, валидным психометрическим инструментом, дает возможность комплексно выявить индикаторы страха и агрессии личности.
Скачать PDF

Типы рисунков в проективной методике «Нарисуй свою жизнь»

Султанова Зарина Вячеславовна
Автор представляет типы рисунков, которые выделены им при разработке проективной методики «Нарисуй свою жизнь». На основе имплицитного анализа рисунков выделены 14 основных типов и один смешанный. В статье приводятся описание процедуры тестирования; визуальная характеристика каждого из типов рисунка; результаты исследования конструктной валидности, которые впоследствии могут быть основой для интерпретации. Опираясь на итоги количественного анализа, автор приходит к мнению, что типы рисунка собственной жизни диагностируют особенности субъект-объектных ориентаций респондента в значительной степени
Скачать PDF

Разработка и апробация проективной версии методики «Локус жизнеобеспечения личности»

Богданова Мария Владимировна, Усольцева Олеся Александровна, Моргун Павел Игоревич
В статье описана процедура разработки проективной версии методики для определения локуса жизнеобеспечения человека, рассмотрены варианты стимульного материала методики. Дан анализ состояния дел в области психодиагностики в российской психологии, выделены проблемы, связанные с использованием устаревшего психометрического инструментария, а также проблемы диагностики непосредственно защитно-адаптационных механизмов. Приведены результаты первого этапа разработки, проведено сравнение результатов проективной и опросниковой версий «Локуса жизнеобеспечения», даны объяснения слабых корреляционных связей между уровнями системы жизнеобеспечения личности, диагностируемыми разными версиями методик. С помощью проективной версии методики было обнаружено, что значим для диагностики не только ведущий уровень системы жизнеобеспечения личности, но и следующий за ним по значимости (второстепенный). Исследована специфика динамики защитных реакций и стратегий на разных этапах развертывания фрустрирующей ситуации, обнаружены различные варианты динамики прямая динамика, обратная, непоследовательная и отсутствующая. Намечены дальнейшие шаги по разработке версий методики «Локус жизнеобеспечения» (опросниковой, проективной и психосемантической версий).
Скачать PDF

Применение проективной методики «Я-вуз» при исследовании конкурентоспособности вуза

Шевченко Юлия Александровна
При проведении исследований мы часто сталкиваемся с проблемой недостоверности ответов респондентов на прямые вопросы. Если речь идет о значимом явлении или объекте очень часто люди дают социально-ожидаемые ответы, которые продиктованы обстоятельствами, а не личным опытом человека. В данной статье описана проективная методика, которая позволяет выявить реальное отношение студента к вузу в целом, степень его лояльности. Методика является достаточно новой, может быть применена при массовых исследованиях и легко интерпретируется. Методика может быть применена не только для оценки конкурентоспособности вуза, но и для любых исследований, связанных с выявлением итоговой оценочной диспозиции человека по отношению к любому объекту.
Скачать PDF

Особенности использования проективной методики «Эмоциональное переживание себя и своё окружение»

Хаяйнен Е.В.
Рисуночная диагностика, эмоциональное переживание, техника попадание в эпицентр глубинной проблемы, консультирование.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: