ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ это что такое ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: определение — Психология.НЭС
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Найдено 1 определение:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

важнейший и основной этап инженерно-психологического проектирования. Основная его задача — комплексное проектирование внешних средств деятельности (средств отображения информации, органов управления и др.) и формирование соответствующих интериоризированных средств ее выполнения (концептуальных моделей, программ, схем поведения и навыков оператора и т. п.). Однако на современном этапе развития инженерной психологии пока еще нет возможности сформулировать систему четких принципов и рекомендаций к П. д., подобно той, которая имеется у разработчиков техники и технологических процессов. Однако при этом необходимо отметить, что проектировщики, создавая новую технику и технологические процессы, осознанно или нет, но определяют условия деятельности людей, которые будут этой техникой управлять и обслуживать ее. Таким образом, создается проект будущей деятельности человека. И если техника окажется неудобной (будет создавать большие нагрузки на восприятие, память, внимание, вызывать при работе большое нервно-психическое напряжение у оператора; вызывать у него необходимость переработки больших потоков информации; затруднять принятие решения оператором и т. д.), то реальная эффективность ее применения окажется низкой. Поэтому техника и технологические процессы должны создаваться с учетом структуры деятельности и обеспечивать для человека возможность наиболее эффективного протекания психологических и других процессов, обеспечивающих качественное выполнение данной деятельности. В общем случае решение задачи П. д. предполагает получение ответа на следующие вопросы: где будет находиться человек? что и в какой последовательности он будет делать? как и какими средствами он будет выполнять свои функции? какими психическими и иными качествами он должен обладать для успешного выполнения своих функций? Для ответа на эти вопросы прежде всего необходимо обосновать требуемую степень автоматизации системы, т. е. провести распределение функций между человеком и техническим устройством. Для решения этой задачи используют специальные методы качественного и количественного характера. На основании Этого определяется круг задач, поручаемых оператору. Однако П. д. только к определению перечня задач не сводится. Важными задачами являются также описание психологических «составляющих» и определение в проектируемой СЧМ условий формирования образа-цели, концептуальной модели, предвидения хода событий, формирования гипотез и решения, планирования и сигналов обратной связи. На этой основе определяются состав действий, которые предстоит выполнить человеку, их виды и способы выполнения. В этой связи решаются также вопросы о том, какие из них следует довести до уровня навыка, а в отношении каких это нецелесообразно. Соответственно намечается программа обучения и тренировок операторов. Особенно важно выделить в деятельности те участки, которые требуют творческих решений. Проект должен также предусмотреть пути формирования у человека умения планировать собственную деятельность, осуществлять самоконтроль и управление собственными резервами, предусмотреть пути проведения психологической подготовки. На основе решения этих и ряда других вопросов можно приступить к решению вопроса о выборе технических средств деятельности оператора. Их нельзя рассматривать сами по себе, безотносительно к человеку. К ним нужно всегда подходить только как к средствам сознательной деятельности человека. При этом нужно иметь в виду, что окончательный вариант построения технических средств получается не сразу. Первоначальные варианты могут несколько раз уточняться в ходе проектирования по мере получения более точных характеристик деятельности оператора. Рассмотренная схема отражает лишь общий порядок проектирования деятельности и в каждом конкретном случае может претерпевать те или иные изменения. Среди методов П. д. ведущая роль принадлежит моделированию деятельности оператора (Б.Ф.Ломов).

Оцените определение:

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Найдено рефератов по теме ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Проектирование деятельности педагога как условие его профессионализации

Баранов Александр Аркадьевич, Шарафутдинов Ринат Наильевич
Скачать PDF

Проектирование эффективной профессиональной деятельности психолога в дошкольном учреждении

Масягин Владимир Павлович, Назаренко Виктория Леонидовна
Обсуждается необходимость проектирования деятельности психолога в дошкольном учреждении; дано определение эргономической целостности труда психолога в дошкольном учреждении; описан алгоритм проектирования эргатических функций психолога; выделены обязательные компоненты технологии психологического сопровождения.
Скачать PDF

Проектирование образовательной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей развития

Будаева Сэсэг Дагбадоржиевна
Рассмотрены особенности взаимосвязей личностных и интеллектуальных показателей подростков-бурят с целью проектирования образовательной деятельности.
Скачать PDF

Проектирование технологии развития индивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя в

Макарова Людмила Николаевна
Обоснована специфика проектирования технологии развития индивидуального стиля профессионально-педагогической деятельности (ИСПД) преподавателя вуза. Рассмотрено соотношение понятий «развитие» и «формирование», обоснована необходимость использования термина «формирующее развитие» применительно к реализации проектируемой технологии. Доказано, что нужный эффект достигается не воздействием, а синергетизмом взаимодействия преподавателя и помогающего ему педагога, который создает такие условия, при которых преподаватель включается в активную деятельность по достижению поставленной цели. Основная цель внешнего формирующего воздействия заключается в переводе преподавателя, а следовательно, и его ИСПД, в устойчивый режим саморегулируемого развития интенсивного типа, связанного с эффективным использованием внутренних ресурсов и возможностей внешней среды. Выбор данной стратегии предполагает обращение к рефлексии и саморегуляции педагога как осуществления им автономного личностного выбора на основе интеграции свободы и ответственности и приобретения новых ценностных ориентиров. Технология формирующего воздействия рассмотрена с синергетической позиции как взаимодействие двух самоорганизующихся систем «формирующего, воздействующего помощника» и «изменяющегося» (преподавателя, аспиранта), и эффективность проектируемой технологии тем выше, чем больше информационное взаимодействие данных саморегулирующихся систем. Процесс упорядоченности каждой из систем осуществляется благодаря именно информационному взаимодействию участников, поскольку каждая из систем друг для друга составляет источник организации своей деятельности и поведения. Подробно рассмотрены цели и содержание трех этапов технологии развития ИСПД преподавателя вуза: аналитико-рефлексивного, конструктивно-коррекционного и оценочно-стабилизирующего. Аналитико-рефлексивный этап дает возможность не только определить особенности индивидуальности преподавателя и его реальный ИСПД, но и способствует анализу существующего взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе. Конструктивно-коррекционное формирующее воздействие создает условия для перехода ИСПД преподавателя в неустойчивое состояние и способствует выбору им в этой ситуации траектории дальнейшего саморегулируемого развития. Осуществление оценочно-стабилизирующего этапа позволяет обеспечить устойчивое преобладание у преподавателя стремления к наиболее полному использованию внутренних и внешних возможностей при изменении ИСПД на бифуркационном этапе саморегулируемого развития.
Скачать PDF

Создание и функционирование личностно-деятельностной концепции обучения иностранным языкам И. А. Зим

Тылец В.Г.
Скачать PDF

К вопросу об изучении деятельности спортсменов в вероятностных условиях

Дебердеев М.П.
Скачать PDF

Проблема мотивации учебной деятельности студентов

Емалетдинов Б. М.
В статье с позиции деятельностного подхода рассматривается влияние различных факторов на мотивы учения студентов. Отмечается снижение силы внутренней мотивации учения под влиянием чрезмерно большого и мало структурированного учебного материала, дидактических конфликтов вследствие неадекватности оценок знаний, искажения мотивов обучения.
Скачать PDF

Динамика ценностных ориентаций преподавателя вуза в начале трудовой деятельности

Маслаков С.И.
Скачать PDF

Психологические особенности лиц различных когнитивных стилей интеллектуальной деятельности, определя

Вьюшкова С. С.
В статье показано, что существует устойчивая связь когнитивных стилей интеллектуальной деятельности с личностными особенностями и профессионально-важными качествами индивида, определяющая успешность профессионального обучения и дальнейшей деятельности. Изучение личностных особенностей основных когнитивных стилей поможет более точно относить кандидатов к тем или иным категориям профессиональной пригодности. Это может повысить надежность процедур профессионального психологического отбора будущих студентов к профессиональной деятельности.
Скачать PDF

Формирование осознанной саморегуляции педагогической деятельности как фактор становления профессиона

Белоус Ольга Валерьевна
Статья посвящена использованию регулятивных умений и составляющих саморегуляции в целях повышения готовности студентов педвуза к осуществлению профессиональной деятельности. В данном исследовании используется подход, разработанный в лаборатории осознанной саморегуляции ПИ РАО под руководством академика Конопкина О. А. Показано, что при условии формирования проявлений саморегуляции более оптимально происходит становление профессионала.
Скачать PDF

Психологические характеристики личности на уровне сопричастности к деятельности

Погорелов А.Г.
Скачать PDF

Деятельностное обучение в учреждениях начального профессионального образования как фактор развития с

Семечева М.К.
Скачать PDF

Похожие термины: