ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Найдено 1 определение
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
важнейший и основной этап инженерно-психологического проектирования. Основная его задача — комплексное проектирование внешних средств деятельности (средств отображения информации, органов управления и др.) и формирование соответствующих интериоризированных средств ее выполнения (концептуальных моделей, программ, схем поведения и навыков оператора и т. п.). Однако на современном этапе развития инженерной психологии пока еще нет возможности сформулировать систему четких принципов и рекомендаций к П. д., подобно той, которая имеется у разработчиков техники и технологических процессов. Однако при этом необходимо отметить, что проектировщики, создавая новую технику и технологические процессы, осознанно или нет, но определяют условия деятельности людей, которые будут этой техникой управлять и обслуживать ее. Таким образом, создается проект будущей деятельности человека. И если техника окажется неудобной (будет создавать большие нагрузки на восприятие, память, внимание, вызывать при работе большое нервно-психическое напряжение у оператора; вызывать у него необходимость переработки больших потоков информации; затруднять принятие решения оператором и т. д.), то реальная эффективность ее применения окажется низкой. Поэтому техника и технологические процессы должны создаваться с учетом структуры деятельности и обеспечивать для человека возможность наиболее эффективного протекания психологических и других процессов, обеспечивающих качественное выполнение данной деятельности. В общем случае решение задачи П. д. предполагает получение ответа на следующие вопросы: где будет находиться человек? что и в какой последовательности он будет делать? как и какими средствами он будет выполнять свои функции? какими психическими и иными качествами он должен обладать для успешного выполнения своих функций? Для ответа на эти вопросы прежде всего необходимо обосновать требуемую степень автоматизации системы, т. е. провести распределение функций между человеком и техническим устройством. Для решения этой задачи используют специальные методы качественного и количественного характера. На основании Этого определяется круг задач, поручаемых оператору. Однако П. д. только к определению перечня задач не сводится. Важными задачами являются также описание психологических «составляющих» и определение в проектируемой СЧМ условий формирования образа-цели, концептуальной модели, предвидения хода событий, формирования гипотез и решения, планирования и сигналов обратной связи. На этой основе определяются состав действий, которые предстоит выполнить человеку, их виды и способы выполнения. В этой связи решаются также вопросы о том, какие из них следует довести до уровня навыка, а в отношении каких это нецелесообразно. Соответственно намечается программа обучения и тренировок операторов. Особенно важно выделить в деятельности те участки, которые требуют творческих решений. Проект должен также предусмотреть пути формирования у человека умения планировать собственную деятельность, осуществлять самоконтроль и управление собственными резервами, предусмотреть пути проведения психологической подготовки. На основе решения этих и ряда других вопросов можно приступить к решению вопроса о выборе технических средств деятельности оператора. Их нельзя рассматривать сами по себе, безотносительно к человеку. К ним нужно всегда подходить только как к средствам сознательной деятельности человека. При этом нужно иметь в виду, что окончательный вариант построения технических средств получается не сразу. Первоначальные варианты могут несколько раз уточняться в ходе проектирования по мере получения более точных характеристик деятельности оператора. Рассмотренная схема отражает лишь общий порядок проектирования деятельности и в каждом конкретном случае может претерпевать те или иные изменения. Среди методов П. д. ведущая роль принадлежит моделированию деятельности оператора (Б.Ф.Ломов).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
168.91 кб

Этапы проектирования деятельности

Ломакина О.
Читать PDF
124.15 кб

Проектирование как вид деятельности

Росляков Алексей Евгеньевич
В статье рассматривается роль методологии в осмыслении и организации процессов проектирования. Анализируются понятия проектов и программ.
Читать PDF
405.43 кб

Обучающая деятельность как объект проектирования

Красикова Т. И.
Читать PDF
295.57 кб

Проектирование патентно-инновационной деятельности

Макаренко К. О., Титиева Н. М., Громакова А. И.
применением метода наукометрического анализа выявлено недостаточное внимание ученых к правовым вопросам разработки и производства новых гомеопатических препаратов. Охарактеризована предметная область данной проблемы.
Читать PDF
8.80 мб

Проектирование как ключевой компонент педагогической деятельности

Панфилов М. А.
Процесс проектирования педагогической технологии является объективным процессом, создающим необходимые предпосылки для решения качественно иных задач, и понимается как важнейшая профессионально-педагогическая функция преподавателя
Читать PDF
351.60 кб

Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента

Князькова Л. Н.
В статье рассматривается проблема проектирования индивидуальной образовательной деятельности студента, подробно рассматриваются этапы разработки проектов индивидуальной образовательной деятельности студента при изучении педагогиче
Читать PDF
266.57 кб

Технология учебного проектирования физкультурной деятельности в вузе

Чуб Яна Владимировна
Актуализирована возможность совершенствования физической культуры студента в процессе его проектной деятельности.
Читать PDF
292.99 кб

Творческое проектирование как профессиональная деятельность дизайнера

Байрачная Жанна Эдуардовна
Современные достижения в области теории и практики дизайна в образовательной деятельности выступают как профессиональный инструментарий, который проявляется в раздробленности знаний и методических средств.
Читать PDF
602.83 кб

Техническое проектирование в рамках внеурочной деятельности школьников

Лавров Виктор Николаевич
Рассматриваются вопросы организации и информационно-методического обеспечения технического проектирования как внеурочной деятельности школьников.
Читать PDF
364.12 кб

Сущность педагогического проектирования в образовательной деятельности

Бушуева Анастасия Алексеевна, Быстрова Наталья Васильевна
Данная статья посвящена рассмотрению термина «педагогическое проектирование», которое характеризуется с точки зрения творческого и инновационного подходов. Творчество это неотъемлемая часть педагогического проектирования.
Читать PDF
298.19 кб

Проектирование деятельности педагога как условие его профессионализации

Баранов Александр Аркадьевич, Шарафутдинов Ринат Наильевич
Читать PDF
2.12 мб

О политическом проектировании и проектной деятельности в сфере политики

Иванова Светлана Вениаминовна
В статье предпринята попытка комплексного рассмотрения вопроса о политическом проектировании и проектной деятельности в политической сфере.
Читать PDF
262.88 кб

Проектирование деятельности педагога как условие его профессионализации

Баранов Александр Аркадьевич, Шарафутдинов Ринат Наильевич
Читать PDF
185.68 кб

Проектирование фасилитационной деятельности педагога: ресурсы и средства

Ковалева Ирина Викторовна
В статье рассматривается проектирование педагогами фасилитационной деятельности по организации профильного самоопределения школьников.
Читать PDF
374.58 кб

Рыцарский турнир в 6 классе (опыт проектирования внеурочной деятельности)

Желтова Светлана Геннадьевна, Кайдышева Наталья Николаевна
В статье представлен опыт организации внеурочной деятельности на метапредметной основе в процессе интеграции учебных предметов: история, обществознание, иностранные языки (английский и французский), технология, хореография, музыка