ПРОЕКЦИЯ

Найдено 45 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Проекция
Projection). Защитный механизм, состоящий в том, что индивидуум приписывает другим свои неприемлемые желания.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Проекция
projection) - защитный механизм Эго, когда свои нежелательные импульсы или характеристики человек приписывает другим.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

Проекция
механизм бессознательного переноса индивидом своих мыслей, переживаний, состояний, свойств, черт и т. д. на других людей.

Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

Проекция
защитный механизм, при котором один человек приписывает другому (проецирует на него) свои собственные неприемлемые для осознания инстинкты или желания.

Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.

ПРОЕКЦИЯ
механизм психологической защиты (З.Фрейд), заключающийся в переносе на другого человека своих эмоциональных состояний. Используется в проективных методиках.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ПРОЕКЦИЯ
классическая форма защиты, состоящая в приписывании другому или другим своих собственных ощущений, эмоций, мыслей, проблем и т.д. Особенно выражена у параноиков.

Источник: Гинзер С. Международный гештальт-лексикон

Проекция
примитивная психологическая защита, в результате которой внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне; часто встречается вместе с интроекцией и проективной идентификацией.

Источник: Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология, глоссарий

ПРОЕКЦИЯ
PROJECTION)
Защитный механизм, для которого характерны приписывание внешнему объекту неприемлемых импульсов и чувств, которые затем направляются обратно на себя. См. также ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

ПРОЕКЦИЯ
защитный психологический механизм, проявляющийся в том, что человек, имеющий какие-либо отрицательные качества личности, не признает их у себя и вместе с тем необоснованно приписывает их другим людям.

Источник: Словарь терминов по психологическому консультированию

Проекция
от лат. projectio - бросание вперед) термин З. Фрейда - защитный механизм личности, бессознательное приписывание субъектом собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера другим людям.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

ПРОЕКЦИЯ
лат. projectio - выбрасывание вперед) - процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ПРОЕКЦИЯ
особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Проекция
Projection). Защитный механизм, при котором индивид приписывает другому человеку, животному или объекту качества, чувства или намерения, присущие ему самому. Затем проекцию начинают воспринимать так, как если бы она была некой внешней силой.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

ПРОЕКЦИЯ
от лат. projectio – бросание вперед) – форма психологической защиты. Ее работа обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера др. людям.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Проекция
механизм социальной перцепции, заключающийся в переносе на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия. Осуществляется приписывание как положительных, так и отрицательных черт, свойств, которых в действительности у объекта нет.

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

Проекция
Projection). С точки зрения гештальта отказ от собственных импульсов, желаний и поступков. Проекция также проявляется в виде тенденции возлагать на других ответственность за то, что исходит из самого человека. Она играет решающую роль в формировании и понимании сновидений.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Проекция
Projektion). Психический процесс, при наличии которого субъект отвергает или не может интерпретировать отрицаемые им у себя желания, аффекты, качества, объектные отношения, перенося их на внешний объект, в роли которого может выступать как какое-либо лицо, так и какая-нибудь вещь.

Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии

Проекция

Проекция (бросание от себя) – психологический механизм защиты, связанный с восприятием созданного личностью психического образа как объективной реальности, с помощью которого неосознаваемые персональные характеристики (влечения, потребности и др.) проецируются на другие объекты.

Источник: Психологический глоссарий: психическое здоровье и защитные механизмы личности

Проекция
один из защитных механизмов, Посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков, приписывая их другим людям или неодушевленному объекту без должных на то оснований. Благодаря действию этого защитного механизма, он на некоторое время избавляется от неприятных переживаний по поводу собственных аналогичных недостатков.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Проекция
(лат. projectio бросание вперед) — изображение предмета на плоскости. Проекция желудочков на поверхность большого мозга. Величина проекционных зон различных органов в коре головного мозга зависит не от размера органа, а от его функционального значения. Внутренняя капсула образована проекционными волокнами, связывающими кору большого мозга с другими отделами ЦНС.

Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.

ПРОЕКЦИЯ
от лат. projectio - бросание вперед) - психологический механизм, впервые рассмотренный З.ФРЕЙДОМ, работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера самого индивида другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных психодиагностических методик.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Проекция
Словообразование. Происходит от лат. projectio - бросание вперед.
Автор. З.Фрейд.
Категория. Форма психологической защиты.
Специфика. Ее работа обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных тестов.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Проекция
Один из защитных механизмов, состоящий в том, что неприемлемые чувства, желания и даже некоторые аспекты личности человек отчуждает от себя и приписывает кому-то другому. К примеру, человек, испытывающий агрессивные чувства по отношению к другим, отказывается признать у себя наличие подобных чувств. Он проецирует эти чувства на других и заявляет, что окружающие испытывают агрессивные чувства по отношению к нему.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Проекция
В психологическом плане этим понятием определяется защитный механизм «Я», выражающийся в неосознаваемом приписывании другому человеку или внешнему миру в целом собственных вожделений, мыслей, намерений, внутренних конфликтов. П. делает возможным освобождение от собственных трудно выносимых аффектов. В психопатологии проекция имеет особую значимость при галлюцинаторных и бредовых переживаниях и, в особенности, при паранойе.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Проекция
психологический механизм приписывания личностью окружающим неприемлемых для СЕБЯ своих мыслей, желаний, тенденций, побуждений, состояний и качеств; усмотрение причины своих неудач поступков в других людях, «объективной» ситуации. Благодаря таким действиям, человек временно уходит от признания ряда отрицательных явлений в самом себе, что позволяет ему сохранять чувство своей цельности, высокого самоуважения и не дезорганизовываться.

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

ПРОЕКЦИЯ
Один из механизмов психологической защиты. Бессознательная попытка освободиться от неприемлемой, навязчивой тенденции (мысли, чувства, мотивы), приписывая их другим. Так, окружающим приписываются собственные отрицательные черты. Невозможность объективно оценить себя с помощью механизма проекции приводит к интактности морального самосознания, к убежденности в том, что происшедшие неприятные события являются результатом личностных особенностей и проявлением деятельности других людей.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

ПРОЕКЦИЯ
перенесение каких-либо чувств на другого человека; приписывание собственных психологических качеств одним человеком другому человеку или неодушевленному объекту. Чаще всего П. проявляется в том, что человек, не осознавая или не признавая у себя самого какие-либо свойства (чаще всего отрицательные), бессознательно (см. Бессознательное) приписывает их другим людям и, благодаря действию этого защитного механизма (см. Защитные механизмы, Психологическая защита), на некоторое время избавляется от неприятных переживаний по поводу собственных аналогичных недостатков.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Проекция
(от лат. projectio — «бросание вперед») — процесс осознанного или бессознательного перенесения субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты, осуществляющийся под влиянием ведущих потребностей, смыслов и ценностей субъекта. Определение особенностей личности по ее П. используется в проективных методах исследования. Одним из видов П. является защитная П., представляющая собой механизм психологической защиты, благодаря которому обеспечивается эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера другим людям.
Литература
Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Проекция
восприятие событий и стимулов окружающей среды (особенно не однозначных) в терминах собственных ожиданий, потребностей, желаний и т. д.» (Ребер), обусловленность восприятия индивидом предметного мира и других людей собственными потребностями и личностными чертами.
Ср.:
Ах! Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею (Н. Карамзин, Бедная Лиза).
«Он меня любит», – думала она и восхищалась этою мыслию… «Ах, матушка! – сказала Лиза матери своей… – Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» (там же).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Проекция
методический принцип (от лат. projectio – бросание вперед),лежащий в основе особого класса психодиагностических методик – проективных методик или техник. Для этого класса методик характерна неопределенность стимульного материала или инструкции, приводящая к активному включению испытуемого в процесс их интерпретации и выполнения задания. Через механизм П. на эти процессы оказывают влияние личностные черты и мотивы испытуемого. Особенности интерпретации человеком объективно неоднозначных событий и ситуаций и приписывания определенных черт и мотивов персонажам, действующим в этих ситуациях, позволяют делать диагностические заключения о структурах личности испытуемого, обусловивших именно такую, а не иную интерпретацию (Зинченко, Мещеряков, 2006).

Источник: Экологическая психология словарь-справочник 2012.

проекция

процесс и результат постижения и порождения значений заключающийся в сознательном или бессознательном перенесении субьектом собственных свойств, состояний, переживаний на внешние обьекты, других людей. Проекция может иметь как защитный, а порой и патологический характер (бессознательная попытка в критической ситуации найти "козла отпущения"; интерпретация ситуаций, событий с приданием им собственных чувств, собственного опыта; бессознательное приписывание другим людям собственных морально не одобряемых, нежелательных мыслей, чувств, действий, впервые описанное З.Фрейдом), так и творческий, созидательный. Кроме постижения и порождения новых значений п. выполняет и функцию снятия с личности, социальной общности чрезмерных внутренних моральных конфликтов путем обвинения других. П. харктерна не только для психических реакций личности, но и больших социальных групп – класса, нации и т.д.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Проекция
(лат. рrojectio — выбрасывание вперед) — процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном переносе субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты; осуществляется под влиянием доминирующим потребностей, смыслов и ценностей субъекта. Определение особенностей личности по ее П. используется в проективном методе. Пристрастность отражения мира, обеспечиваемая П., может иметь как защитный, паталогический, так и творческий, созидательный характер. Различают несколько видов П.: защитная проекция (впервые описана З. Фрейдом) — неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира; атрибутивная П. — приписывание собственных осознаваемых мотивов, чувств, черт личности другим людям; аутистическая П. — модификация восприятия предметов, явлений соответственно собственной актуальной потребности (при этом предметное содержание потребности включается в процесс восприятия, воображения) и др. С определенных позиций вся творческая деятельность человека может рассматриваться как П.
(Котова С. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Проекция
процесс, в котором субъект приписывает среде черты поведения, импульсы принадлежащие ему самому. Описывают три формы проекции: зеркальная проекция - индивид находит в другом черты, которые он рассматривает как свои или хотел бы их иметь; проекция катарсиса - индивид приписывает другому черты, которые не признает своими собственными, и от которых освобождается, приписывая другому; дополнительная проекция - индивид приписывает другому черты, которые позволяют ему оправдать свои собственные. Процесс прогнозирования будущего также является проективным феноменом. При проекции граница организма смещается вовне, что может происходить либо на идеальном уровне (в виде фантазий о других людях), либо в виде поступков, действий нарушающих чужие границы (физическое вторжение в личное пространство, «заезжание» на границу личного времени другого и пр.). Лингвистическим признаком проекции является использование предложений, выражающих умозаключения по поводу чувств, мотивов, мыслей и поведения других людей. Творческая проекция позволяет прогнозировать ситуацию, основываясь на реальных фактах, вчувствоваться в субъективный мир другого человека. Патологическая проекция прерывает контакт. Литература: [1, с. 268-271; 5, с. 130-131; 8, с. 64-67; 14, с. 225; 15, с. 129-133; 16, с. 432-446; 17, с. 51-54; 18, с. 73; 19, с. 356-359, 368-369, 370-372; 20, с. 207-214, 313-324; 22, с. 69-72; 25, с. 47-49; 26, с. 39-40; 28, с. 148; 29, с. 252; 34, с. 48-55]

Источник: Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я. 2002

ПРОЕКЦИЯ
1. В классическом психоанализе-защитный психологический механизм, проявляющийся в том, что человек, имеющий какие-либо неосознаваемые (как правило, отрицательные, не приемлемые для него самого или для окружающих людей) особенности, бессознательно приписывает их другим людям. П. в данном ее понимании-это бессознательный процесс, в которым человек, как правило, не признает существование соответствующих психологических недостатков у себя самого, но приписывает (без должных на то оснований) их другим людям. Благодаря этому защитному механизму человек получает возможность на некоторое время избавиться от неприятных переживаний (тревоги) по поводу собственных недостатков за счет того, что начинает их считать присущими не ему лично, а другим людям, или за счет того, что считает эти недостатки присущими многим людям (не только ему одному). 2. Простое перенесение или приписывание собственных качеств (как положительных, так и отрицательных) другим людям, животным или предметам. Такое перенесение или приписывание осуществляется человеком не в целях психологической защиты и характерно для других направлений глубинной психологии, кроме психоанализа. 3. Восприятие человеком происходящих событий и стимулов, возникающих во внешней среде, и, особенно, двусмысленных, с позиций собственных целей, ценностей, ожиданий, потребностей. 4. Приписывание человеком собственных ошибок или недостатков другим людям. П. в этом ее понимании довольно часто имеет место в процессе повседневного общения человека с другими людьми. См. защита психологическая, защитные механизмы, проективные методы, проекция визуальная, проекция эксцентрическая, психология глубинная, тревожность.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПРОЕКЦИЯ
актопроцессы с учетом результата гностизации и генерации значений, кот. заключается в осознанно-рефлексивном или же бессознательном перенесении-транспортировки-трансиндукции индивидом собственных свойств психики, психофункций, психосостояний на экстерообъекты бытия-социума, на других индивидов; матрицы П. осуществляются-продуцируются под воздействием приматпотребностей, приматсмыслов, доминантно-значимых ориентаций-ценностей субъекта, а дефиниция-фиксация-критериальность особенностей субъекта уже используются-интенционируются в дифференциально-проективных модусах-методиках; отзеркаливание-копирование социума, других субъектов, в актах сознания + подсознания, могут иметь иммунно-индивидуальный, патологическо-аберрационный, а также креативно-гностический характер; можно дифференцировать несколько видов-форм П.: а) П. как психомеханизм, кот. заключается в бессознательном осмыслении субъектом, наличествующих-протекающих собственных мыслей, переживаний, замыслов, кои он пытается приписать-дорисовать другим субъектам (Фрейд); б) также, по Фрейду, это иммунно-неосознаваемый механизм. посредством коего чувства, психические импульсы, продуцируемые психикой индивида, оказывают результирующе-базальное воздействие на трансформацию или же перцепцию экстеромира; в) согласно нашим концепциям, формы мультипроекций могут быть многогранно-онтологическо-социально-индивидуальными, а проекция психики или же сознания индивида, кот. спроецирована-сынтенционирована на реинкарнационно-коммуникативные, метаболизационно-социальные смыслы необходимо изучать-трактовать-интерпретировать в корреляции-соотношении-индексации социально-онтологического с эгоэмпирическим субъекта, константно модифицирующего восприятие предметов, феноменов, событий конгруэнтно-адекватно эгоиндивидуальной-эгопрагмазначимой потребности-цели-задачи.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ПРОЕКЦИЯ (ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ)
форма замещения, механизм психологической защиты, заключающиеся в сознательном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний, переживаний на внешние объекты, других людей. П.э. может носить как защитный характер (бессознательная попытка в критической ситуации найти "козла отпущения"; интерпретация ситуаций, событий с переносом на них собственных чувств, собственного опыта; бессознательное приписывание другим людям собственных морально не одобряемых, нежелательных мыслей, чувств, действий), так и характер творческий, созидательный. Кроме того, П.э. может проявляться в виде бессознательной попытки представителя (ей) нации, народности избавиться от навязчивой идеи, внутреннего морального конфликта путем обвинения представителей других наций, народностей; бессознательное стремление в критической ситуации найти "козла отпущения". Экспериментальные данные показывают, что если какая-то группа людей, состоящая из большинства представителей одной нации и представителей меньшинства других, попадает в сложную, критическую, неопределенную, изматывающую ситуацию, из которой можно выйти путем собственной активности, но это не удается, то бессознательно поиск виновных идет нередко по пути обвинения национального меньшинства. Типичное проекционное развитие национального сознания наблюдается на Кипре в период нынешнего обострения отношений между турецкой и греческими общинами. П. оживает в напряженных, стрессовых ситуациях. Иногда П. проявляется во взаимных претензиях, обвинениях представителями различных наций, народностей друг друга (чаще это бывает после неудач, в ситуации психического напряжения). И далеко не всегда эти взаимные упреки и обвинения служат интересам общего дела, рационально оправданы. Нередко единственным оправданием им служит потребность людей найти выход своей раздражительности, своим обидам. Подобные психические реакции субъективно снимают с личности, национальной общности чрезмерную напряженность, что совпадает с общечеловеческим механизмом снятия психического напряжения.

Источник: Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. Этнопсихологический словарь. 1999

ПРОЕКЦИЯ
PROJECTION)
Психический процесс, посредством которого неприемлемые для индивида побуждения или представления приписываются внешнему миру. В результате такого защитного процесса собственные интересы и желания воспринимаются человеком так, будто они принадлежат другим, или собственные психические переживания могут ошибочно восприниматься как соответствующие реальности.
Невыносимые для субъекта мысли и чувства, прежде чем они проецируются, могут бессознательно подвергаться трансформации, кок это часто бывает в случае паранойяльных проекций. Фрейд (1911) проанализировал и прояснил этот процесс, описав паранойяльного больного, отрицавшего свои сексуальные и агрессивные чувства и воспринимавшего себя как жертву сексуального преследования со стороны распутного и жестокого бога. Напуганный своими гомосексуальными желаниями, больной бессознательно трансформировал свое чувство любви в чувство ненависти, а затем наделил этим искаженным эрзацем воображаемого бога и других людей.
Проекция становится заметной, когда она перестает действовать эффективным образом; особенно явно оно выражается у паранойяльных больных. Возможно, по этой причине ее часто относят к простым и примитивным защитам с чреватыми для здоровья последствиями. Однако еще Фрейд обратил внимание на то, что дети наивно предполагают, что другие чувствуют точно ток же, как и они. В дальнейшем аналитики показали также, что проекция может быть характеристикой симбиотических переживаний в раннем младенчестве. Кроме того, человек, воспринимающий себя как доброго и соответствующим образом относящийся к другим людям, также может проецировать свои чувства и установки, не выказывая при этом признаков патологии. С другой стороны, многие люди осознают, что проецируют собственные представления в 'рисунках', которые они видят в тесте Роршаха и других проективных методов. Таким образом, проекция присуща как нормальным, ток и патологическим состояниям. Различие заключается в степени, в которой человек уверен в истинности спроецированных представлений, то есть в способности человека к проверке реальности.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

Проекция
лат. projectio – бросаю вперед) – 1. в классическом психоанализе – процесс, посредством которого собственные характерологические черты, личностные качества, эмоции, отношения и т.д. приписываются индивидом кому-то другому. Подразумевается, что, во первых, у индивида имеется некий базовый конфликт, а сам он, во-вторых, отрицает наличие у себя неких негативных качеств. Проекция в таком ее представлении выполняет функции защитного механизма, оберегая индивида от тревоги. Кроме того, в третьих, проекция предполагает обращение, то есть проецируемое желание или эмоция рассматривается индивидом как направленные со стороны на него самого. Так, бред преследования рассматривается как проекция собственного саморазрушительного инстинкта смерти; 2. в других психодинамических теориях – процесс непроизвольного приписывания индивидом собственных убеждений, ценностей или иных субъективных явлений кому-то другому (М. Кляйн). Проекция в таком понимании очень часть суть нормальный аспект психологического развития и функционирования, не обязательно отражающий определенные невротические тенденции; 3. восприятие событий и стимулов окружающей среды (особенно неоднозначных) в терминах собственных ожиданий, желаний, потребностей и др. Это значение полностью нейтрально относительно вопроса о патологическом аспекте проекции, оно принимается за аксиому и составляет теоретическую основу для использования проективных тестов; 4. обыденное значение - приписывание собственных недостатков и пороков другому человеку и их преувеличение (склонность усматривать «соринку в глазу другого и не видеть бревно в своем собственном»); 5. в анатомии и физиологии – любой анатомический или неврологический выступ; 6. эфферентное соединение между нейронами одной определенной корковой зоны и нейронами другой с последующей передачей управляющих сигналов на периферию; 7. распространение сенсорных волокон по коре головного мозга после их выхода из спинного мозга. Пространственно различные области коры, где располагаются соответствующие сенсорные представительства; называются проекционными областями или зонами; 8. в факторном анализе – отображение или графическое изображение факторных нагрузок на некоторой поверхности, обычно сфере.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПРОЕКЦИЯ
Стандартные словарные определения здесь все несут основную идею выступа наружу или выдвижения; специальные способы употребления также отражают это понятие, но подразумевается, что во многих моделях потребления проекция может быть абстрактной и/или символической. А именно: 1. В классическом психоанализе – процесс, посредством которого собственные черты, эмоции, отношения и т.д. индивида приписываются им кому-то другому. Обычно этот термин используется здесь с импликацией, что то сопровождается отрицанием того, что индивид имеет эти чувства или тенденции, что проекция выполняет функции защитного механизма, оберегая индивида от тревоги, и что имеется некоторый подавленный базовый конфликт. I. В других психодинамических теориях – процесс непроизвольного приписывания убеждений, ценностей или других субъективных процессов одного человека другим. Этот способ употребления, типичный для подхода М. Кляйн, имеет другую коннотацию. Здесь этот процесс рассматривается как нормальный аспект психологического развития, не обязательно отражающий невротические тенденции. 3. Восприятие событий и стимулов окружающей среды, особенно неоднозначных в терминах собственных ожиданий, потребностей, желаний и т.д. Это значение полностью нейтрально относительно вопроса о патологическом аспекте проекции. Скорее это принимается как аксиома в отношении протекания самого процесса и, следовательно, составляет теоретическую основу для использования проективных методик. 4. Приписывание собственных пороков и недостатков другому. Это значение термина является общепринятым в повседневной речи и не является правильным с точки зрения профессиональной речи из-за ограничения употребления в отношении пороков и недостатков, что не является единственным компонентом специального значения. 5. В анатомии и физиологии – любой анатомический пи неврологический выступ. 6. Эфферентное соединение между нейронами одной определенной корковой зоны и нейронами другой. 7. Распространение сенсорных волокон по коре головного мозга после выхода их из спинного мозга. Пространственно различные области коры, где располагаются нервные представительства, называются проекционными областями 8. В факторном анализе – отображение или графическое изображение факторных нагрузок на некоторой поверхности, обычно сфере.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Проекция
Проекция есть переложение (expulsion) субъективного внутреннего содержания (события) во внешний объект. (В противоположность к интроекции, см. интроекция.) Согласно этому, проекция есть процесс диссимиляции (см. ассимиляция), в котором субъективное содержание отчуждается от субъекта и, в известном смысле, воплощается в объекте. Это бывает и с мучительными, невыносимыми содержаниями, от которых субъект отделывается при помощи проекции, но бывает и с положительными, которые по тем или иным причинам, например вследствие самоуничижения, оказываются недоступными субъекту. Проекция основывается на архаическом тождестве (см.) субъекта и объекта, но называть это явление проекцией можно лишь тогда, когда возникает необходимость распадения этого тождества с объектом. Возникает же эта необходимость тогда, когда тождество становится помехой, то есть когда отсутствие проецированного содержания начинает существенно мешать приспособлению и возвращение проецированного содержания в субъекта становится желательным. Начиная с этого момента прежнее частичное тождество получает характер проекции. Поэтому выражение "проекция" обозначает состояние тождества, которое стало заметным и вследствие этого подверженным критике, будь то собственной критике субъекта или же критике кого-нибудь другого.
Можно различать пассивную и активную проекции. Пассивная форма является обыкновенной формой всех патологических и многих нормальных проекций, которые не возникают из какого-либо намерения, а являются чисто автоматическими событиями. Активная форма составляет существенную часть акта эмпатии (см.). Правда, в целом эмпатия является процессом интроекции, потому что она служит тому, чтобы привести объект в интимное отношение с субъектом. Для того чтобы создать такое отношение, субъект отрывает от себя какое-нибудь содержание, например чувство, вкладывает его в объект, тем самым оживляя его и включая этим способом объект в субъективную сферу. Но активная форма проекции бывает и актом суждения, имеющим целью отделить субъект и объект. В таком случае субъективное суждение в качестве значимого утверждения отделяется от субъекта и перелагается в объект, чем субъект отстраняет себя от объекта. Согласно этому, проекция есть процесс интроверсии (см.), ибо в противоположность к интроекции она устанавливает не вовлечение и уподобление, но отличение и отрыв субъекта от объекта. Поэтому проекция играет главную роль в паранойе, которая обыкновенно ведет к полному изолированию субъекта.

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

ПРОЕКЦИЯ
1. Процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств или состояний на внешние объекты. Механизм защитный, впервые рассмотренный З. Фрейдом. Заключается в приписывании собственных - обычно вытесненных - побуждений и чувств другим людям. Бессознательное наделение других людей собственными чувствами, неосознанное приписывание им своих, зачастую "постыдных" бессознательных устремлений. В отношениях межличностных иногда проявляется в виде феномена "козла отпущения". Происходит под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей субъекта. По-видимому, к проекции предрасполагают такие черты характера, как недоверчивость, подозрительность и фанатизм.
Определение особенностей личности по ее проекциям используется в методе проективном. Пристрастность отражения мира, обусловливаемая проекцией, может иметь и защитный, патологический, и творческий, созидательный характер.
Различаются несколько видов проекции:
1) проекция классическая, или защитная;
2) проекция атрибутивная;
3) проекция аутистическая.
2. Под проекцией нередко понимается не только средство защиты психологической, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Субъект, оказавшись в некоей ситуации, в восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности - например, интерпретирует рисунок соответственно своим личностным особенностям.
Согласно Фрейду, проекцией называются два существенно различных явления, которые объединяются неосознаваемостью трансформаций, коим подвергаются исходные влечения, - в сознании же выступает лишь продукт этих трансформаций. Со временем термин проекция стал настолько расхожим, что отличить проекцию от ряда иных психологических феноменов стало весьма трудно. Ввиду этого предлагается различать несколько видов проекции (-> проекция: классификация).
Одна из попыток преодоления кризиса в обосновании методик проективных - отказ от понятия проекции как объяснительной категории. Пример подобного подхода - концепция искажения апперцептивного.
На практике принято различать два типа проекции соответственно двум классам методик проективных. Так, в тестах интерпретативных проецируется значимое содержание потребностей, конфликтов и установок личности. В тестах на структурирование отражается "скелет" личности - не столько содержание ее мира внутреннего, сколько его структура формальная - то, как испытуемый воспринимает себя и свое окружение социальное.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПРОЕКЦИЯ
(Projection; Projektion). Юнговский подход к П. зиждется на психоаналитической основе. П. рассматривается как нормальная или патологическая, а также в качестве защиты от беспокойства, тревоги. Неприятные эмоции и неприемлемые составляющие личности могут располагаться в каком-нибудь человеке или объекте, внешнем по отношению к субъекту (см. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ). Неясное сомнительное содержание оказывается под контролем, а сам индивид чувствует (временное) облегчение и пребывает в состоянии благополучия. Возможно и другое: те аспекты личности, которые ощущаются и воспринимаются как хорошие, ценные, значимые, могут оказаться спроецированными с тем, чтобы защитить их от разрушения всей остальной личностью, которая воображается как дурная и пагубная. На языке обыденного опыта, человек чувствует что-то относительно другого человека (или группы, или общества), что рассматривается им как соответствующее, подходящее ему самому; разумеется, позже он может осознать, что это не так. Не предвзятый наблюдатель, аналитик, возможно, может обнаружить это значительно раньше. Обычно результат П., выходящий за рамки оптимального уровня, выражается в истощении, в оскудении личностного начала. Уровни П., считающиеся нормальными в детстве, оказываются патологическими во взрослом состоянии. В аналитической психологии внимание также уделяется П. как средству, с помощью которого содержания внутреннего мира становятся доступными эго-сознанию (см. ЭГО). Предполагается, что любое столкновение между эго и этими бессознательными содержаниями является весьма важным (см. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ). Внешний мир людей и вещей служит внутреннему миру, обеспечивая его сырьевым материалом, активизируемым путем П. Это становится более ясным, когда проецируемое представляет также и часть психики. Анима и анимус как проекции «переносятся» реальными мужчинами и женщинами; без переносчика встречи не происходят. Точно так же в проекции мы сталкиваемся с тенью. По определению, тень является хранилищем всего того, что отвергнуто сознанием. А это готовая П. Чтобы получить что-либо ценное, необходимы некоторая реинтеграция или сосредоточенность, некое раздумье о проектируемом. Юнг предложил — для удобства усвоения — разделить этот процесс на пять этапов или фаз: 1. Человек убежден, что то, что он видит в другом, и есть тот самый «случай». 2. Из различения между другим, каким он или она «в действительности» являются, и спроецированным образом «на ум» приходит постепенное узнавание. Проблескам или первым росткам такого узнавания могут способствовать сновидения или, в равной степени, события. 3. Из этого несоответствия делается своего рода суждение или умозаключение. 4. Достигается результирующее решение, что все, что содержалось в чувстве, было ошибочным или иллюзорным (Юнг утверждал, что все это было известно до психоанализа). 5. Предпринимается сознательный поиск источников и происхождения данной проекции. Это включает как коллективные, так и личностные детерминанты П. (см. АРХЕТИП). Юнг отмечал: роль П. в эмпатии, хотя роль интроекции ценил выше. П. позволяет ввести объект в орбиту субъекта; но именно интроекция объекта будет способствовать эмпатическому реагированию. Напрашивается современная параллель с определением эмпатии как «замещающей, компенсаторной интроспекции» Кохута. В его теории П. и интроекция более или менее уравновешены. Подобный спор возникает и в связи с настойчивостью Юнга по вопросу о том, что одна из функций П. — осуществление разделения субъекта и объекта. М. Клейн делает акцент на защитном контроле объекта путем проективной идентификации, что подчеркивает исключение какого-либо возможного разделения (см. МИСТИЧЕСКОЕ СОУЧАСТИЕ).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

ПРОЕКЦИЯ
Projection; Projektion) - автоматический процесс, посредством которого содержания бессознательного у индивида воспринимаются им как наличествующие у других людей.
"Точно так же как мы склонны предполагать, что мир является таким, каким мы его видим, мы по наитию считаем, что и люди таковы, какими мы их себе воображаем. Все содержания нашего бессознательного оказываются постоянно спроектированными на наше окружение, и только распознавая определенные свойства объектов как проекции или образы (imagos), мы оказываемся в состоянии отделить их от действительных объектных качеств <...> Cum grano salis, мы всегда видим наши собственные непризнаваемые нами ошибки в нашем оппоненте. Превосходные примеры этого можно отыскать во всех личных ссорах. Пока мы не (достигли) овладели редкой (необыкновенной) степенью само-осознания, мы никогда не сможем видеть сквозь свои проекции и должны всегда им уступать, потому что разум в его естественном состоянии заранее предполагает наличие таких проекций. Для бессознательных содержаний естественно, как данность, быть проектируемыми" (CW 8, par. 501).
"Проекция есть переложение субъективного внутреннего содержания (события) во внешний объект; противоположна интроекции. Согласно этому, проекция есть процесс диссимиляции, в котором субъективное содержание отчуждается от субъекта и, в известном смысле, воплощается в объекте. Это бывает и с мучительными, невыносимыми содержаниями, от которых субъект отделывается при помощи проекции, но бывает и с положительными, которые, по тем или иным причинам, например вследствие самоуничижения, оказываются недоступными субъекту" (ПТ, пар. 782).
Проекция - процесс бессознательный. Она не является волевым актом, а происходит спонтанно.
"Невозможно одновременно осознавать и проектировать, поскольку в этом случае узнаешь, что проектируешь компоненты собственной психики, а следовательно, невозможно локализовать последние в объекте, так как знаешь, что в действительности они принадлежат тебе" (АП, с. 91).
Общей психологической причиной проекции всегда является активированное бессознательное, ищущее своего выражения (CW 18, par. 352).
Возможным становится и проектирование на другого человека каких-либо характеристик, которыми тот и вовсе не обладает, но тот, на кого подобная проекция осуществляется, может бессознательно ее поддерживать.
"Зачастую происходит так, что сам объект предлагает крючок для проекции и даже приманивает на нее. Обычно это тот случай, когда объект (или объекта) не осознает суть происходящего: здесь воздействие осуществляется непосредственно на бессознательное проектирующего. Объект проекции не осознает характерную особенность проектируемого на него субъектом, а это приводит к общему следствию, а именно: все проекции вызывают контрпроекции" (CW 8, par. 519).
С помощью проекции человек может создавать целые серии воображаемых взаимоотношений, часто имеющих очень мало или вообще не имеющих ничего общего с внешней реальностью.
"Цель проекции - изолировать субъекта от окружающей его среды, поскольку вместо действительного отношения к нему теперь наличествует лишь иллюзорное. Проекции превращают мир в копии собственного неведомого лица индивида (CW 9ii, par. 17; А, пар. 17).
Проекция имеет также и положительные стороны. В повседневной жизни она значительно облегчает межличностные взаимоотношения. Кроме того, когда мы допускаем, что некоторые качества или характерные особенности присутствуют в другом человеке, а впоследствии обнаруживаем, что это не так, то мы узнаем кое-что о самих себе. Это приводит к изъятию или ликвидации проекций.
"Пока либидо использует эти проекции в качестве согласительных и подходящих мостов между индивидом и внешним миром, они - проекции - будут облегчать жизнь положительным образом. Но как только либидо захочет избрать иной путь и с этой целью начнет двигаться назад по прежним мостам проекции, последние заработают как величайшие препятствия, которые только можно себе вообразить, поскольку они действительно мешают любому реальному отторжению от бывшего объекта" (CW 8, par. 507).
Потребность в изъятии или ликвидации проекций возникает, как правило, по сигналу несостоявшихся надежд во взаимоотношениях и сопровождается сильным аффектом. Но Юнг считал, что до тех пор пока существует очевидное несоответствие между воспринимаемым в качестве истинного и той реальностью, с которой нам приходится иметь дело, нет никакой необходимости говорить о проекциях, не говоря уже об их ликвидации.
"Проекция основывается на архаическом тождестве субъекта и объекта, но называть это явление проекцией можно лишь тогда, когда возникает необходимость распадения этого тождества с объектом. Возникает же эта необходимость тогда, когда тождество становится помехой, т. с. когда отсутствие проецированного содержания начинает существенно мешать приспособлению и возвращение проецированного содержания в субъекта становится желательным. Начиная с этого момента прежнее частичное тождество получает характер проекции. Поэтому выражение "проекция" обозначает состояние тождества, которое стало заметным и -вследствие этого подверженным критике - будь то собственная критика субъекта или же критика кого-нибудь другого" (ПТ, пар. 782).
Юнг различал пассивную и активную проекции. Пассивная проекция полностью автоматическая и непреднамеренная, сродни, скажем, влюбленности. Чем меньше мы знаем что-либо о другом человеке, тем легче пассивно спроектировать на него собственные бессознательные аспекты.
Активная проекция больше известна как эмпатия, мы чувствуем себя, что называется, в "его тарелке". Эмпатия, расширяющаяся до такой степени, что утрачивается собственная позиция, становится идентификацией.
Проекция личной тени приходится обычно на лиц одного и того же пола. На коллективном уровне это приводит к войне, поиску козла отпущения и конфронтации между политическими партиями. Проекция, возникающая в контексте терапевтического взаимодействия, называется переносом или контрпереносом, в зависимости от того, кто проектирует - анализанд или психоаналитик.
В терминах комплексов противоположного пола, а именно анимы и анимуса, проекция является и общей причиной враждебности, и единственным источником жизненной энергии.
"Когда анимус и анима встречаются, анимус вытаскивает меч своего могущества и силы, а анима извергает свой яд иллюзии и совращения. Результат не обязательно всегда оказывается негативным, так как оба в одинаковой степени могут влюбиться" (CW 9ii, par. 30; А, пар. 30).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ПРОЕКЦИЯ
психический процесс, сопровождающийся вынесением субъективных переживаний вовне, наделением внешних объектов внутренними бессознательными желаниями, перенесением вины и ответственности за отвергаемые в себе наклонности на кого-либо другого, приписыванием другим людям собственных чувств, качеств, свойств и черт характера, которые не замечаются или не признаются человеком.
   На начальном этапе своей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд рассматривал проекцию в качестве защиты параноика, выносящего вовне субъективные переживания, доставляющие ему страдания. В период 1895–1896 годов он обсуждал вопрос о том, как проецируемые параноиком вовне переживания оборачиваются против больного, поскольку в конечном счете они возвращаются к нему в форме терзающих его самоупреков, обостряющих его психическое состояние.
   Несколько лет спустя при исследовании природы и механизмов образования сновидений З. Фрейд высказал такие соображения, в соответствии с которыми сновидение и галлюцинация могли быть рассмотрены в качестве проекции нереализованных желаний человека на внешний мир. Наряду с подобным пониманием проективные механизмы сновидения воспринимались им под углом зрения смещения, перемещения акцента со значительных элементов на менее важные, в результате чего происходило искажение содержания сновидения, несовпадение его скрытых мыслей с явным текстом, картинкой, изображением того, что оказывалось в поле внимания сновидящего.
   В работе «Психопатология обыденной жизни» (1901) основатель психоанализа обратился к феномену проекции, с помощью которого попытался раскрыть психологические корни суеверия. При обсуждении данного вопроса он исходил из того, что суеверный человек «проецирует наружу мотивировку» своих собственных случайных действий вместо того, чтобы находить ее внутри себя. На этом основании З. Фрейд пришел к выводу, что значительная доля мифологического миросозерцания, простирающегося и на новейшие религии, «представляет собой не что иное, как проецированную во внешний мир психологию».
   Аналогичный взгляд на проекцию имел место и в его работе «Тотем и табу» (1913), в которой он утверждал, что анимизм был естественным миросозерцанием для примитивного человека, проецирующего во внешний мир структурные условия своей души. Следует иметь в виду, что в данной работе З. Фрейд провел параллель между проекцией чувств человека, находящей отражение в религии, и сходным процессом, наблюдаемым у параноика, как это имело место в истории, относящейся к воспоминанию председателя судебной коллегии Пауля Шребера и рассмотренной основателем психоанализа в его работе «Психоаналитические заметки об одном биографически описанном случае паранойи (dementia paranoids)» (1911). Основатель психоанализа отметил, что воспринимаемые примитивным человеком духи и демоны представляют собой не что иное, как «проекцию его чувств»: «объекты привязанностей своих аффектов он превращает в лиц, населяет ими мир и снова находит вне себя свои внутренние душевные процессы, совершенно так же, как остроумный параноик Шребер, который находил отражение своих привязанностей и освобождение своего либидо в судьбах, скомбинированных им «божественных лучей».
   Наряду с подобным пониманием проекции в работе «Тотем и табу» содержалось также и такое представление о проекции, которое соотносилось с запретами табу как вторичными явлениями, образовавшимися в результате сдвига и искажения. При этом проекция рассматривалась З. Фрейдом не столько в плане перенесения внутреннего неудовлетворения во внешний мир, сколько с точки зрения смещения чувств и переживаний человека с одного внешнего объекта на другой. В качестве иллюстрации данного психического процесса он привел пример сдвига запрещения, почерпнутого им из клинической практики: пациентка требует, чтобы купленный мужем предмет домашнего обихода был удален, так как он делает «невозможным» помещение, в котором она живет; она слышала, что этот предмет был куплен в лавке, находящейся на улице, имеющей название «Оленья»; фамилию «Олень» носит ее бывшая подруга, которая живет в другом городе и которую она в молодости знала под девичьей фамилией; теперь эта подруга, с которой пациентка не хочет иметь никаких отношений, для нее «невозможна» – табу, и купленный мужем предмет домашнего обихода – тоже табу.
   В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд дал краткое описание истории болезни женщины, проективная деятельность которой привела к возникновению бреда ревности. В его интерпретации бессознательная влюбленность 53-летней порядочной женщины и хорошей матери в молодого человека, ее зятя оказалась для нее столь тяжким грузом, что это обернулось бредовой ревностью. С помощью механизма смещения фантазия о неверности мужа стала охлаждающим компрессом на ее переживания. Преимущества бреда ревности доставили ей облегчение, которое было достигнуто в форме «проекции своего собственного состояния на мужа». Тем самым З. Фрейд как бы эмпирически подтверждал ранее высказанное им в работе «Тотем и табу» предположение, что склонность к проецированию душевных процессов вовне усиливается там, где «проекция дает преимущества душевного облегчения». Такое преимущество, как полагал он, с полной определенностью можно ожидать в случае, когда душевные движения вступают в конфликт: болезненный процесс «пользуется механизмом проекции, чтобы освободиться от подобных конфликтов, разыгрывающихся в душевной жизни».
   В некоторых работах З. Фрейд рассматривал проекцию в качестве процесса, противоположного интроекции. Такое понимание проекции связывалось им с восприятием человеком хорошего и плохого, полезного и вредного. Так, в статье «Отрицание» (1925) он соотносил интроекцию с желанием человека внести, вобрать в себя все хорошее, полезное, а проекцию – со стремлением выделить, выбросить из себя все плохое, вредное. В первом случае нечто должно быть внутри человека, во втором – вне его. По словам З. Фрейда, первоначальное ощущение удовольствия Я стремится «все хорошее интроецировать, а все плохое отбросить от себя прочь». Подобное понимание проекции было фактически дальнейшим развитием взглядов основателя психоанализа, нашедших свое отражение в его статье «Влечения и их судьбы» (1915), в которой была высказана мысль о том, что все плохое и чуждое для Я ассоциируется с чем-то находящимся вовне.
   Те или иные аспекты фрейдовского понимания проекции получили свою дальнейшую разработку в исследованиях ряда психоаналитиков. Так, М. Кляйн (1882–1960) через призму проекции и интроекции рассматривала двойственное отношение ребенка к своему первичному объекту. Она полагала, что младенец «проецирует свои любовные импульсы и приписывает их удовлетворяющей (хорошей) груди, точно так же как он приписывает фрустрирующей (плохой) груди проецируемые на нее деструктивные импульсы». В этом отношении картина внешнего и переведенного во внутренний план объекта в психике ребенка расценивалась ею как искаженная фантазиями, непосредственно связанными с проецированием его импульсов на объект.
   Если М. Кляйн придерживалась точки зрения, согласно которой проекция и интроекция являются процессами, способствующими различению внешнего и внутреннего и, следовательно, развитию Я, то А. Фрейд (1895–1982) относила проекцию и интроекцию к тому периоду, когда Я уже отдифференцировалось от внешнего мира. Исследуя различные механизмы защиты Я, она рассматривала проекцию в качестве одного из важных защитных способов, используемых человеком при попытках разрешения его внутрипсихических конфликтов.
   Для К. Хорни (1885–1952) проекция была частным случаем экстернализации, то есть тенденции так воспринимать внутренние процессы, как если бы они находились вне человека. Проекция соотносилась ею с объективированием имеющихся у человека трудностей. С ее точки зрения, экстернализация различных черт человека может осуществляться «посредством простой проекции, то есть в форме восприятия их как принадлежащих другим людям или посредством перекладывания ответственности за них на других людей». К. Хорни считала, что в ряде случаев проекция позволяет человеку отреагировать свои агрессивные наклонности, не осознавая их и поэтому не сталкиваясь лицом к лицу со своими конфликтами. В ее понимании в качестве побочной функции «проекция может служить потребности в самооправдании»: не сам индивид испытывает желание красть, обманывать, унижать, но другие хотят сделать это по отношению к нему.
   Обращая внимание на проекцию как на один из механизмов защиты, К. Хорни высказывала пожелание быть особенно внимательным к поискам факторов, которые проецируются. Если, например, пациент полагает, что аналитик не любит его, то, по ее мнению, это чувство может быть проекцией нелюбви пациента к аналитику, но может быть также проекцией его нелюбви к самому себе или может вообще не являться проекцией, а служить оправданием тому, что пациент не вступает в эмоциональный контакт с аналитиком, исходя из опасения угрозы его независимости.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

ПРОЕКЦИЯ

Нем.: Projektion. - Франц.: projection. - Англ.: projection. - Исп.: proyecci-6n. - Итал.: proiezione. - Португ.: proje??o.
o А) В широком смысле слова - смешение неврологического или психологического явления вовне, переход либо от центра к периферии, либо от субъекта к объекту. Эта процедура может пониматься по-разному (см. комментарий).
Б) В собственно психоаналитическом смысле - операция выделения и локализации в другом лице или веши тех качеств, чувств, желаний -короче, тех "объектов", которые субъект не признает или отвергает в самом себе. Речь здесь идет об очень древнем по происхождению механизме зашиты, который обнаруживается, в частности, при паранойе, но также и при "нормальном" мышлении (суеверия).
o I. Слово "проекция" широко используется в наши дни как в психологии, так и в психоанализе. Оно используется в различных и, как часто отмечают, нечетко разграниченных значениях. Стоит, по-видимому, охарактеризовать различные трактовки понятия "проекция" - сначала на уровне семантики.
а) В неврологии слово "проекция" употребляется в смысле, производном от геометрического, где оно означает соответствие каждой точки фигуры в пространстве каждой точке фигуры на чертеже. В этом смысле тот или иной участок мозга представляет собой проекцию определенного (рецепторного или эффекторного) участка телесного аппарата: соответствие между тем и другим устанавливается по особым законам - либо между отдельными точками, либо между отдельными структурами, причем оно может осуществляться и в центробежном, и в центростремительном направлении.
б) Второе значение производно от первого, но затрагивает лишь движение от центра к периферии. На языке психофизиологии, например, говорят о том, что обонятельные ощущения локализуются в органе-рецепторе благодаря проекции. Именно в этом смысле Фрейд говорит об "ощущении щекотки как о таком возбуждении центральной нервной системы, которое проецируется на периферическую эрогенную зону" (1). В этом же смысле можно, вслед за Г.Б. и A.C. Инглиш, определять "эксцентрическую" проекцию как "локализацию чувственных данных в том месте пространства, где находится воздействующий объект, а не в той точке тела, где возникает ощущение" (2а).
В психологии проекцией называются следующие процессы: в) субъект воспринимает окружающий мир и отвечает на возбуждения сообразно со своими интересами, способностями, привычками, длительными или мимолетными аффективными состояниями, ожиданиями, желаниями и пр. Подобная соотнесенность внутреннего и внешнего мира (Innenwelt и Umwelt) - это одно из открытий современной биологии и психологии, сделанное прежде всего под воздействием гештальтпсихологии. Это открытие подтверждается на всех уровнях поведения: животное выборочно реагирует в поле своего восприятия на некоторые особые стимулы, управляющие его поведением; деловой человек рассматривает все предметы с точки зрения купли-продажи ("профессиональная деформация восприятия"); человек в хорошем настроении склонен видеть мир "сквозь розовые очки" и пр. Однако существенные структуры и характеристики личности могут обнаружиться и в его явном поведении. Этот факт лежит в основе так называемых проективных методов: детский рисунок раскрывает личность ребенка; при некоторых стандартных тестах, например при проективных тестах в собственном смысле слова (ср. тесты Роршаха - Т.А. Т. - thematic apperception test, тест тематической апперцепции), субъект сталкивается со слабоструктурированными ситуациями и неясными стимулами, что позволяет "... определять, по особым правилам расшифровки и в соответствии с особенностями материала и заданного вида творческой деятельности, определенные черты характера' испытуемого, равно как и организацию его поведения и его эмоциональной жизни" (3).
г) Субъект показывает самим своим отношением, что он уподобляет одного человека другому: говорят, например, что он "проецирует" образ отца на своего начальника. В таком случае слово "проекция" - это малоудачное обозначение психоаналитического открытия, называемого "трансфером".
д) Субъект отождествляет себя с другими людьми или, напротив, отождествляет других людей, одушевленные или неодушевленные существа с самим собой. Как известно, читатель может проецировать на себя героя романа и наоборот: в своих "Баснях" Лафонтен, например, проецировал антропоморфные чувства и рассуждения на животных. Подобный процесс уместнее было бы счесть "(само)отождествлением" в психоаналитическом смысле.
е) Субъект приписывает другим людям побуждения, желания и пр., которых он не замечает в самом себе: так, расист проецирует на тех людей, которых он ненавидит, свои собственные недостатки и склонности. Этот феномен, названный у Г.Б. и А.С.Инглиш "отчуждающей проекцией" (disowning projection) (2b), наиболее сходен с проекцией у Фрейда.
И. Фрейд говорил о проекции применительно к различным явлениям нормальной психологии и патопсихологии.
1) проекция была поначалу обнаружена в паранойе. Фрейд - посвятил этому психическому расстройству два небольших текста, написанных в 1895-1896 гг. (4а), а также главу III из "Дальнейших соображений о психоневрозах защиты" (Weitere Bemerkungen ?ber die Abwehr-Neuropsychosen, 1896). В этих работах проекция предстает как первичная защита, связанная с неправильным использованием обычного психического механизма, например, вынесением . вовне источника неудовольствия. Параноик проецирует вовне мучительные представления, а они возвращаются к нему в виде самоупреков: "... действительные содержания остаются теми же самыми, меняется лишь их место внутри общего целого" (4b).
В дальнейшем, размышляя о паранойе, Фрейд каждый раз (особенно в случае Шребера) говорил и о проекции. Однако в данном случае проекция понимается ограниченно: она представляет собой лишь часть параноидного защитного механизма и присутствует не во всех видах паранойи (5а).
2) В 1915 г. Фрейд описывал фобическую организацию психики как настоящую "проекцию" влечения, ощущаемого как нечто опасное, на реальность: " введет себя так, словно опасность нарастания тревожного страха обусловлена не динамикой влечений, а внешним восприятием, и, стало быть, можно реагировать на эту внешнюю опасность попытками бегства, фобическим уклонением от "опасности" (6).
3) Фрейд видел тот же механизм в так называемой "проективной ревности", которую он отличал как от "нормальной" ревности, так и от параноидного бреда ревности (7). Субъект защищается от собственных желаний неверности, вменяя неверность в вину супругу; тем самым он переносит внимание с собственного бессознательного на бессознательное другого человека, подчас достигая глубокого понимания этого человека одновременно с полным непониманием самого себя. И потому иногда невозможно (и всегда * безрезультатно) опровергать проекцию как ошибку восприятия. t; 4) Фрейд неоднократно подчеркивал нормальность проективного механизма. И потому он видел проекцию в предрассудках, мифах, анимизме: "Неясное осознание (так сказать, эндопсихическое восприятие) психических факторов и отношений в бессознательном выражается [...] в построении сверхъестественной реальности, которая должна быть вновь преобразована наукой в психологию бессознательного" (8).
5) Наконец, лишь в редких случаях Фрейд говорил о проекции применительно к психоаналитической ситуации. Например, он никогда не называл трансфер в целом проекцией: словом "проекция" он обозначал лишь один момент трансфера - когда субъект приписывает аналитику те слова и мысли, которые, по сути, принадлежат ему самому (например: "Вы подумаете, что .., но у меня нет такого намерения") (9а).
Из этого перечня видно, что,обнаруживая проекцию в различных областях, Фрейд понимал ее достаточно узко. Проекция всегда выступает как защита, как приписывание другому - человеку или вещи - качеств, чувств, желаний, которые субъект отрицает или просто не замечает в самом себе. На примере анимизма видно, что Фрейд не считал проекцию простым уподоблением другого самому себе. Анимистские верования нередко объясняли неспособностью первобытных людей помыслить природу иначе как по образу человека; то же относится и к мифологии: нередко утверждают, что древние "проецировали" на природу человеческие качества и страсти. По Фрейду - в этом и состоит его вклад в решение проблемы -такое уподобление опирается на отказ признать нечто: демоны и духи воплощают не что иное, как дурные человеческие желания.
III. В большинстве случаев, говоря о проекции, Фрейд не рассматривал проблему в целом. В описании случая Шребера он объясняет это так: "... понимание проекции предполагает исследование более общей психологической проблемы, которое нам придется отложить до другого случая, а вместе с нею - изучение образования параноидных симптомов как таковых" (5Ь). Даже если такое исследование и было проведено, оно никогда не было опубликовано. При этом Фрейд неоднократно высказывал свои соображения о метапсихологии проекции. Попробуем обобщить здесь элементы его теории и возникающие в ней проблемы:
1) общую основу механизма проекции мы обнаруживаем во фрейдовской трактовке влечения. Как известно, Фрейд считал, что в организме возможны два вида возбуждений, порождающих напряжение: те, от которых можно уберечься и защититься, и те, которых невозможно избежать, поскольку необходимого механизма (или слоя*) зашиты не существует, - и это первый критерий различения между внутренним и внешним. Проекция выступает, таким образом, как первоначальное средство защиты от внутренних возбуждений, которые могут быть слишком сильными и потому неприятными, и тогда субъект проецирует их вовне, чтобы уклониться (фобическое избегание), защититься от них. Возникает "...побуждение видеть в них не внутреннее, а внешнее воздействие, так как в последнем случае можно ввести в действие особый слой защиты от возбуждения. Так и возникает проекция" (10). У этого решения есть, однако, свой изъян: отныне субъект вынужден безраздельно верить в нечто, подчиненное законам реального мира (4с).
2) Фрейд считал, что проекция (вместе с интроекцией*) играет важную роль в возникновении противоположности между субъектом (Я) и внешним миром. Субъект "...принимает в себя или, по Ференци, "интроецирует" те объекты, которые служат источниками удовольствия; он отторгает все то, что становится внутренним источником неудовольствия (механизм проекции)" (11). Этот процесс интроекции - проекции выражается "в языке орального влечения" (9b) как противоположность присвоения -отторжения. Именно этот этап Фрейд считал периодом "Я-удовольствия в чистом виде" (см.: Я-удовольствие, Я-реальность). Авторы, которых интересовал временной аспект фрейдовской концепции, ставили вопрос: предполагает ли проекция - интроекция уже существующее различение внутреннего и внешнего или же сама создает его? Анна Фрейд писала: "Мы полагаем, что интроекция и проекция возникают вслед за обособлением Я от внешнего мира" (12). Она спорила по этому вопросу с М. Кляйн, у которой на первом плане была диалектика интроекции - проекции "хороших" и "плохих" объектов* как основа дальнейшего различения внутреннего и внешнего.
IV. Таким образом, Фрейд указал на тот механизм, в котором он видел метапсихологическую пружину проекции. Однако такое понимание породило ряд проблем, не нашедших ясного ответа в его работах.
1) Первая трудность связана с вопросом о том, что именно проецируется, выносится вовне. Нередко Фрейд описывал проекцию как деформацию нормального процесса, побуждающего нас искать причину наших аффектов во внешнем мире: именно так выглядит проекция при фобиях. Напротив, в исследованиях паранойи - скажем, в случае Шребера - ссылки на причины предстают как апостериорные обоснования проекции. "... высказывание "я его ненавижу" преобразуется посредством проекции в другое высказывание: "он меня ненавидит" (он меня преследует), что дает мне право его ненавидеть" (5с). В этом случае проецируется, выносится вовне аффект ненависти (или, иначе говоря, само влечение). Наконец, в таких метапсихологических текстах, как "Влечения и судьбы влечений" (Triebe und Triebschicksale, 1915) и
"Отрицание" (Die Verneinung, 1925), проецируется "плохое", то, что составляет объект ненависти. Такая трактовка близка "реалистическому" пониманию проекции у М.Кляйн: с ее точки зрения, проекции подвергается "плохой" (фантазматический) объект, причем возникает впечатление, будто не воплощенное в каком-либо объекте влечение или аффект вообще невозможно отвергнуть.
2) Вторая важнейшая трудность возникает в связи с фрейдовской концепцией паранойи. Дело в том, что, обсуждая общие защитные механизмы, действующие при этом психическом расстройстве, Фрейд по-разному определял место проекции. В своих первых текстах он трактовал проекцию при паранойе как первичный защитный механизм, по сути своей противоположный вытеснению при неврозе навязчивости. При этом неврозе первичная защита представляет собой вытеснение в бессознательное всей совокупности патогенных воспоминаний и замещение их "первичным симптомом защиты" - недоверием самому себе. При паранойе же первичная защита действует иначе: вытеснение здесь также имеет место, однако оно направлено во внешний мир, а первичный симптом защиты выступает как недоверие другим людям. Состояние бреда выглядит тогда как неудачная защита и "возврат" того, что было вытеснено вовне (4d).
В случае Шребера проекция возникает иначе, сопровождая процесс "образования симптома"*. Этот подход сближает механизм возникновения паранойи с механизмом возникновения неврозов: поначалу невыносимое чувство (гомосексуальная любовь) вытесняется внутрь, в бессознательное, преобразуясь в свою противоположность, а затем оно проецируется во внешний мир; в данном случае проекция выступает как способ возврата того, что было вытеснено в бессознательное.
Это различие в понимании механизма паранойи позволяет вычленить два смысла проекции:
а) смысл, сходный с пониманием проекции в кинематографии: субъект выносит вовне образ того, что бессознательно существует в нем самом. Здесь проекция определяется как особый способ непонимания, нежелания знать, парадоксальным образом предполагающий понимание в других именно того, что субъект отказывается видеть в себе;
б) обозначение квазиреального процесса отторжения: субъект выбрасывает вовне то, чего не хочет иметь, и затем вновь обнаруживает выброшенное во внешнем мире. В данном случае проекция выступает не как "нежелание знать", но как "нежелание быть".
При первом подходе проекция сводится к иллюзии, при втором - укореняется в месте первоначального раздвоения на субъект и внешний мир ( см.: Отвержение).
Этот второй подход отчасти присутствует и в изучении случая Шребера: "Неверно думать, будто подавленное внутреннее чувство проецируется вовне, скорее то, что устранено (aufgehobene) внутри, вновь приходит извне" (5d). В этом отрывке Фрейд, по сути, называет проекцией вышеописанное "нежелание знать", уточняя, правда, что ссылок на проекцию недостаточно для понимания психоза.
3) Еще одна сложность касается фрейдовской теории галлюцинации и сновидения как разновидностей проекции. Если Фрейд прав и вовне проецируется именно неприятное, то как понять проекцию исполненного желания? Фрейд предложил такой ответ на этот вопрос: даже если в сновидении удовлетворяется приятное желание, сон при этом не перестает выполнять свою первичную функцию защиты, устраняя любые помехи этому удовлетворению: "...на месте внутреннего побуждения, всецело поглощающего сновидца, воцаряется внешний опыт, запрос которого спящий отвергает. Таким образом, сновидение, помимо прочего, выступает как проекция внутреннего процесса" (13).
V. 1) Несмотря на все эти сложности, смысл проекции, как мы видим, показан у Фрейда достаточно четко. Всякий раз речь идет о выбросе вовне, об отказе принять нечто в себя или быть чем-то. Представляется, что этот смысл, связанный с отказом, выбросом, отсутствовал в дофрейдовском использовании слова "проекция" - об этом свидетельствует, например, такое высказывание Ренана: "Ребенок проецирует на все вещи то чудо, которое он носит в самом себе".Такое употребление слова "проекция" встречается и в после-фрейдовскую эпоху, порождая ряд трудностей, связанных с этим понятием, в психологии, а иногда и в психоанализе ( а).
2) Наши попытки сохранить фрейдовское понимание проекции не означают отрицания всех тех трудностей, о которых речь шла выше (см. I). К тому же психоанализ показывает, что проекция, как отказ от понимания и выброс вовне, имеет место во всех этих разнородных процессах.
Ведь уже проекция как перенос на какой-то определенный орган тела неясного, разлитого напряжения и страдания, позволяет фиксировать его, даже при отказе от понимания его подлинного источника (см. выше: I, б).
Кроме того, несложно показать, что при проективных тестах (см. выше: I, в) речь идет не только об упорядочении внешних раздражителей сообразно со складом личности: рассматривая и истолковывая предъявляемые ему картинки, субъект, конечно же, проецирует вовне не только то, что он есть, но и то, чем он отказывается быть. Возникает даже вопрос: не побуждает ли сам проективный метод к вынесению "плохого" вовне?
Отметим также, что психоаналитики не уподобляют трансфер проекции ( см. выше: I, г); признавая, однако, что механизм проекции играет свою роль в трансфере. Например, считается, что проекция собственного Сверх-Я на аналитика облегчает для субъекта мучительную ситуацию внутренней борьбы.
Наконец, весьма запутанными представляются отношения между (само)отождествлением и проекцией - отчасти из-за нечеткости в определении этих понятий. Подчас такие выражения, как "истерик проецирует себя" или "истерик отождествляет себя" с каким-то персонажем, используют как синонимичные. Возникающая при этом путаница столь велика, что Ференци, например, умудрялся говорить в подобных случаях даже об интроекции. Не углубляясь сейчас в вопрос о сорасчленении понятий и механизмов (само)отождествления и проекции, заметим, что термин "проекция" oв подобных случаях вообще неуместен, так как здесь отсутствуют необходимые для проекции в психоаналитическом смысле условия - расчленение внутреннего мира личности и отбрасывание на другого человека отторгаемой части самого себя.

Источник: Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. 1996

Найдено схем по теме — 14

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
173.66 кб

Выбор пословиц как мировоззренческая проекция

Леонтьев Д. А., Тарвид Е. В.
Читать PDF
146.93 кб

Уровневые проявления готовности выпускника вуза к будущей профессиональной деятельности как проекция

Моцарь Лариса Степановна
Предмет исследования уровневые проявления готовности выпускника вуза к будущей профессии; объект выпускники вуза, обучающиеся по специальностям, различающимся по системам взаимодействия субъект-объект труда; цель выделить и описат
Читать PDF
277.09 кб

Эмоциональное выгорание у студентов-выпускников медицинского вуза как проекция их профессиональной м

Черникова Тамара Васильевна
На выборке студентов-выпускников и интернов медицинского вуза представлены результаты исследования проблемы соотношения показателей эмоционального выгорания с благоприятными и неблагоприятными факторами профессиональной мотивации
Читать PDF
319.26 кб

Семантика орнамента в семиотике культуры (антропологическая проекция ритуала в геометрическом орнаме

Привалова В. М.
В статье предполагается рассмотреть, в ряду других предположений, гипотезу о том, что орнамент сам как культурный ритуал знаково-символической мысли, имеющий динамичный устойчиво распределенный по культурно-историческим стилям, си
Читать PDF
264.86 кб

Проекция динамичности в рекламе и ее формирование новыми медиасредствами

Воронцова Е. А.
Читать PDF
307.51 кб

«Игра» и «Виртуальная реальность»:проекция идей Й. Хейзинга и И. Гофмана на современные массмедиа

Якуба Я. О.
Читать PDF
213.21 кб

Рефлексия - педагогическая проекция в начальном образовании

Дянкова Г., Чангалова В.А.
Читать PDF
64.49 кб

Общество как проекция театральной культуры

Коркия Эка Демуриевна
Статья посвящена рассмотрению концепции социокультурного анализа общества спектакля. Особое внимание уделено анализу особенностей социальной коммуникации и культуры.
Читать PDF
130.07 кб

Спорт как проекция культурных смыслов

Барабанова В. Б.
Автор в статье указывает на культуру, осуществляющую побуждающую функцию к занятиям спортом, как первосмысл данной культуры.
Читать PDF
300.32 кб

Орнамент как антропологическая проекция в семантике геометрического орнаментального стиля (на матери

Привалова В. М.
В статье анализируется древняя знаковая система человечества орнамент как антропологическая феноменология в культуре и социальной практике, который в форме декоративно-прикладного искусства, представляет собой методологию целостно
Читать PDF
343.38 кб

Ритм орнамента как проекция мироздания в семантике знаков и символов

Привалова Вера Михайловна
Культурное поле, где символы создают континуум целостности культурно-исторического текста и контекста жизнедеятельности человека, обозначено как: «семиосфера» (Ю.М.Лотман), «ноосфера» (Т.Де Шарден, В.И.
Читать PDF
664.79 кб

Кинематографические «Прочтения» советской эпохи как проекция воспоминаний и забвений современного ро

Завершинская Н.А., Завершинская П.К.
Рассматриваются особенности функционирования культурных механизмов воспоминаний и забвений советского прошлого в пространстве современной российской культуры.
Читать PDF
235.83 кб

Формы развития цивилизаций, геополитика и их проекция на вьетнам

Мазырин Владимир Моисеевич
Автор раскрывает применяемые в России методологию и концепции изучения мировых цивилизационных систем, в том числе под углом зрения геополитики.
Читать PDF
854.98 кб

Восприятие фэнтези российской аудиторией как проекция в процессе массовой коммуникации (в контексте

Михайлова Л.Г., Князева М.Л., Новицкая И.Я.
Впервые данные российской аудитории вписываются в контекст общемирового исследования, а кинопродукция в жанре фэнтези рассматривается как канал коммуникации, поддерживающий способ самоидентификации.
Читать PDF
489.72 кб

Средневековый русский город как проекция субстанционального мышления

Емельянова Мария Сергеевна
В статье производится попытка проследить, каким образом мышление человека в средневековой Руси нашло свое отражение в каменной летописи построения городов.

Похожие термины:

  • ПРОЕКЦИЯ АТРИБУТИВНАЯ

    приписывание собственных мотивов, чувств, черт личности и поступков другим людям (-> атрибуция), причем субъект осознает наличие этих черт у себя; по смыслу этот термин близок Фрейдовскому "упо
  • ПРОЕКЦИЯ АУТИСТИЧЕСКАЯ

    детерминированность восприятия потребностями воспринимающего; модификация восприятия предметов или явлений согласно собственной актуальной потребности. При этом предметное содержание потреб
  • ЭКСЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ

    Термин, иногда употребляющийся для обозначения тенденции воспринимать местоположение стимула скорее как "там", во внешнем мире, чем как на стимулируемых рецепторах. Зрение и слух являются яркими
  • ПРОЕКЦИЯ ФОБИЧЕСКАЯ

    вынесение вовне, экстериоризация страха и тревоги, в действительности имеющих эндогенную природу.
  • Ипохондрическая проекция

    тенденция некоторых пациентов с ипохондрией усматривать у окружающих признаки своей болезни еще до того, как они осознают ее факт у себя. Синоним: Ипохондрическая деперсонализация.
  • ПРОЕКЦИЯ КАССАНДРЫ

    проекция Панглосса) - названа метафорически в честь литературных персонажей; может рассматриваться как вариант механизма защитного, известного под названием образование реактивное.
  • ПРОЕКЦИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ

    для устранения многозначности понятия проекции, восходящего к З. Фрейду, выделяется несколько видов проекции: 1) проекция классическая (защитная); 2) проекция атрибутивная; 3) проекция аутистическая
  • ПРОЕКЦИЯ КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ

    проекция черт, дополнительных к тем, коими субъект обладает в действительности. Например, если субъект испытывает страх, он склонен воспринимать других как угрожающих; в этом случае приписываемая
  • ПРОЕКЦИЯ ВО ВРЕМЕНИ ПО ЛАЗАРУСУ

    Один из приемов поведенческой психотерапии, предложенный Лазарусом (Lazarus А. А.), идея которого заключается в том, что приятное предвосхищение будущего формирует прямой противовес негативным ожида
  • ПРОЕКЦИЯ ОБРАТНАЯ

    крайний случай искажения, совпадающий с Фрейдовским понятием проекции защитной.
  • ОПТИЧЕСКАЯ ПРОЕКЦИЯ

    1. Проекция изображения некоторым оптическим прибором, например, проектором слайдов, кинопроектором и т.д. 2. Набор точек пространства, которые соответствуют изображению на сетчатке. То есть отобра
  • ПРОЕКЦИЯ ПРОСТАЯ

    искажающее влияние аффективных состояний прошлого (экспектаций) на апперцепцию, - например, "я ненавижу его, так как думаю, что у него есть причины ненавидеть меня".
  • ПРОЕКЦИЯ РАЦИОНАЛЬНАЯ

    отличается от проекции классической своей "рациональной" мотивировкой. Например, когда студентам предложили высказать замечания об учебном процессе, оказалось, что на отсутствие дисциплины
  • ПРОЕКЦИЯ СИМИЛЯТИВНАЯ

    выполняет защитные функции, препятствуя осознанию того факта, что субъект в действительности обладает некоей нежелательной чертой.
  • ПРОЕКЦИЯ ТАУНЕ

    Townes projection) - рентгенограмма заднепередней части черепа, позволяющая получить изображение всего черепа и нижней челюсти.
  • ПРОЕКЦИЯ ВАТЕРСА

    Waters projection) - рентгенограмма черепа в заднепереднем положении, позволяющий исследовать верхнюю челюсть, верхнечелюстные пазухи и скуловые кости.
  • ПРОЕКЦИЯ ЗАЩИТНАЯ

    проекция классическая) - неосознаваемый механизм, посредством коего импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприяти
  • ЗРИТЕЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ

    Приписывание (то есть проекция) определенной пространственной локализации воспринимаемому объекту. Она может быть не эквивалентна оптической проекции (2) из-за различных психологических факторо
  • ПРОЕКЦИЯ ЭКСЦЕНТРИЧЕСКАЯ (ПРОЕКЦИЯ ЭКСЦЕНТРИЧНАЯ)

    характеристика переживания человеком источника его собственной, внутренней стимуляции как якобы находящегося во внешнем мире (на самом деле, объективно, во внешнем мире не существующего, а субъе
  • Проекция вины

    одна из частей «пролога», заключающаяся в выражении вами готовности поверить в то, что вина за совершение обсуждаемого проступка лежит на собеседнике не целиком, а частично может быть возложена н