ПРОЦЕСС ПЕРВИЧНЫЙ, ПРОЦЕСС ВТОРИЧНЫЙ это что такое ПРОЦЕСС ПЕРВИЧНЫЙ, ПРОЦЕСС ВТОРИЧНЫЙ: определение — Психология.НЭС
Процесс отраженной оценки Процесс переработки информации

ПРОЦЕСС ПЕРВИЧНЫЙ, ПРОЦЕСС ВТОРИЧНЫЙ

Найдено 1 определение:

ПРОЦЕСС ПЕРВИЧНЫЙ, ПРОЦЕСС ВТОРИЧНЫЙ

Нем.: Prim?rvovgang, Sekund?rvorgang. - Франц.: processus primaire, processus secondaire. - Англ.: primary process, secondary process. - Hen.: proceso primario. proceso secondario. - Итал.: processo primario, processo secondario.- Португ.: processo primario, processo secondario.

o Два способа функционирования психического аппарата, выделенные Фрейдом. Главные их различия:

а) с точки зрения топики: первичный процесс -принадлежность бессознательного, вторичный процесс - системы "Предсознание-Сознание";

б) с точки зрения энергетики и динамики: в ходе первичного процесса психическая энергия течет свободно, переливаясь из представления в представление посредством механизмов смешения и сгущения; при этом она стремится до отказа нагрузить представления, связанные с тем опытом удовлетворения, который порождает желание как таковое (первичная галлюцинация). А в случае вторичного процесса энергия "связана" с самого начала, поток ее подконтролен, представления устойчиво нагружены, удовлетворение отложено, открывая дорогу мысленной проверке и сопоставлению различных способов удовлетворения.

Противоположность между первичным и вторичным процессами соответствует противоположности между принципом удовольствия и принципом реальности.

o Фрейдовское разграничение между первичным и вторичным процессами относится к тому же периоду, что и открытие бессознательных процессов, будучи его первым теоретическим выражением. Оно присутствует в "Наброске научной психологии" (Entwuif einer Psychologie, 1895), получает дальнейшее развитие в главе VII "Толкования сновидений" (Die Traumdeutung, 1900) и в дальнейшем остается неизменной опорой фрейдовской мысли.

Исследование симптомообразования и анализ сновидений приводят Фрейда к признанию особого типа функционирования психики, управляемого законами, отличными от тех, что лежат в основе мыслительных процессов как традиционного объекта психологического наблюдения. Для этого способа функционирования психики, особенно ярко проявляющегося в снах, характерно не отсутствие смысла, как утверждала традиционная психология, но скорее непрерывное его скольжение. При этом действуют механизмы смещения*, посредством которых представление, даже, казалось бы, несущественное, может приобрести большую психологическую ценность, значение и силу, изначально приписываемую другому представлению, и механизмы сгущения*, посредством которых в одном-единственном представлении совпадают все значения, образуемые пересекающимися ассоциативными цепочками. Еще один способ функционирования бессознательного связан со сверхдетерминацией* симптома.

Особенности сновидения привели Фрейда к мысли о том, что цель бессознательного процесса - как можно скорее привести к тождеству восприятия* путем галлюцинаторного воспроизводства тех представлений, особая значимость которых обусловлена первоначальным опытом удовлетворения*.

Контрастны такого рода функционированию психики вторичные процессы или такие традиционно изучаемые психологией функции, как бодрствующая мысль, внимание, суждение, рассуждение, контролируемое действие. Вторичный процесс нацелен на обретение тождества мысли*: "Мысль должна интересоваться связью между представлениями, не пасуя перед их силой" (1). С этой точки зрения вторичный процесс представляет собой изменение первичного процесса. Его управляющая роль становится возможной благодаря возникновению Я, способного прежде всего тормозить первичный процесс (см.: Я). Однако не все процессы с участием Я можно описать как вторичные процессы. Фрейд сразу же обратил внимание на то, что Я может оказаться во власти первичного процесса, особенно при патологических способах защиты. Связь защиты с первичными процессами клинически выражается в навязчивости, а экономически - в стремлении к полной, непосредственной и быстрейшей разрядке энергии ( а): "Нагрузка желания вплоть до галлюцинаторного состояния, высокая степень неудовольствия и, стало быть, полнота обращаемых против этого защит - все это мы называем первичными психическими процессами; напротив, процессы, обеспечивающие должную нагрузку Я в более мягких формах, мы называем вторичными психическими процессами" (2а).

Противоположность между первичным и вторичным процессами соответствует противоположности между двумя видами психической энергии: свободной* и связанной*, а также противоположности принципа удовольствия и принципа реальности*.

*

Слова "первичный" и "вторичный" предполагают временной или генетический смысл. Эти смыслы усиливаются у Фрейда во второй теории психического аппарата, где Я выступает как результат постепенного обособления от Оно*.

Эти понятийные моменты присутствуют уже в первой теоретической модели Фрейда. В "Наброске", например, эти два процесса трактуются не только как соответствия двум различным способам функционирования представлений, но также двум этапам развития и специализации нейронного аппарата и даже эволюции всего организма. Так, Фрейд различает "первичную функцию", когда весь организм или отдельная его часть - нейронная система - функционирует по модели "рефлекторной дуги", т. е. путем незамедлительной и полной разгрузки внутреннего органического возбуждения, и "вторичную функцию" - бегство от внешних возбуждений и одновременно накопление энергии для специфического действия, единственно способного положить конец внутреннему напряжению: "...все функции нервной системы могут быть поняты либо с точки зрения первичной функции, либо с точки зрения вторичной функции, порождаемой жизненной потребностью (Not des Lebens)" (2b). Фрейд не мог не стремиться к соблюдению важнейших научных требований, вписав свое открытие первичного и вторичного психических процессов в рамки биологических идей, предполагавших различные типы ответа организма на прилив возбуждений. Однако в результате этих усилий формулировались идеи, которые трудно было бы защищать доводами биологии. Один из примеров здесь - рефлекторная дуга, призванная передать на полюс моторики все то количество возбуждения, какое было получено организмом на полюсе чувственного восприятия. А вот еще один, более глубокий пример: речь идет о представлении, согласно которому организм проходит в своем развитии этап полной разгрузки получаемой им энергии; парадоксальное следствие этой гипотезы в том, что лишь "жизненная потребность" сделала возможным возникновение живого существа (см.: Принцип постоянства).

Однако даже там, где Фрейд, казалось бы, ближе всего подходит к биологическим моделям, он вовсе не отождествляет первичную и вторичную "функции" организма с первичным и вторичным процессами, в которых он видит два способа функционирования психики, или системы ч/(2с).

Оцените определение:

Источник: Терминологический глоссарий основных терминов динамической психиатрии Под ред. В.А.Шаповаловой.

Найдено рефератов по теме ПРОЦЕСС ПЕРВИЧНЫЙ, ПРОЦЕСС ВТОРИЧНЫЙ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Динамика соотношения креативных и изобразительных способностей в процессе социокультурного развития

Анточ Диана
Данная статья посвящена изучению взаимосвязи и взаимозависимости между общими способностями, а именно креативности, и специальными способностями к изобразительной деятельности. Полученные результаты исследования говорят о присутствии билатеральной связи художественных способностей и креативности на протяжении всего школьного возраста
Скачать PDF

Проблема формирования профессиональной мотивации в процессе подготовки менеджеров здравоохранения

Павлова Ольга Петровна
В статье говориться о необходимости формирования профессиональной мотивации в процессе обучения. Рассматриваются способы совершенствования профессиональной направленности, компоненты трудовой мотивации.
Скачать PDF

Психологические аспекты ускорения процесса коллективной разработки программного обеспечения

Емельянов А. А.
Скачать PDF

Эгоскопия в компетентностном подходе в учебном процессе

Тытарь Алим Даниилович, Тытарь Елена Тимофеевна
Пакет сценариев работы с эгоскопом позволяет проводить психологическую интерпретацию результатов тестирования в соответствии с разработанной технологией для диагностики и формирования компетенций менеджера.
Скачать PDF

Психолого-педагогическая поддержка студентов высшего учебного заведения в процессе адаптации как фак

Лукина А. А.
Исследуется проблема адаптации студентов к обучению в вузе. Поддержка студентов рассматривается как главный фактор развития студентов и их дальнейшей успешности. Выделяются направления и функции психолого-педагогической поддержки адаптации студентов.
Скачать PDF

Методика комплексного экспериментального исследования процессов восприятия и переработки вибротактил

Статников И.Н., Фирсов Г.И.
Скачать PDF

Самореализация личности преподавателя высшей школы в процессе повышения квалификации

Жабакова Татьяна Викторовна, Дудина Людмила Ивановна, Возгова Зинаида Владимировна
В статье рассматриваются психологические особенности самореализации личности преподавателя высшей школы. Результаты опытно-экспериментального исследования, проведенного в процессе курсов повышения квалификации, позволили выявить структуру самореализации личности преподавателя высшей школы. Использование метода экспертных оценок позволило выявить условия, оказывающие влияние на процесс самореализации преподавателя высшей школы.
Скачать PDF

Моделирование процесса формирования социально-психологической компетентности специалистов социальной

Минкина О.В., Шаповалов В.К.
Скачать PDF

Особенности индивидуально-психологических качеств слушателей в процессе обучения в интернатуре военн

Марченко Лариса Олеговна
Сегодня Вооруженным силам требуются высококвалифицированные специалисты, способные работать в психологически и физически стрессовых условиях. Совершенствование психологического сопровождения обучения на старших курсах университета и последипломного образования положительно влияет на качество подготовки военных врачей и их успешность в профессиональной деятельности. На сегодняшний день не существует исследований, посвященных рациональному проведению отбора на обучение по определенному военно-врачебному профилю специальности. Некоторые исследователи считают образование в интернатуре новым явлением, характеризуемым ограниченным сроком обучения, высокой интенсивностью и сложностью.
Скачать PDF

Поиск новых методов и приборов для оценки деятельности нейронов мозга в процессах обучения и памяти

Журавлев Борис Васильевич
Обсуждается гипотеза о переходе процессов запоминания и извлечения из памяти от биоэлектрических к нейрохимическим и далее к физическим конформационным изменениям молекул на основе жидкокристаллических структур мозга.
Скачать PDF

Информационная составляющая процесса профессиональной подготовки студентов-гуманитариев

Булгакова Е.Т.
Скачать PDF

Процессы актуализации долговременной памяти при отмеривании интервалов времени у человека

Ходанович Марина Юрьевна, Бушов Юрий Валентинович, Вячистая Ю. В.
Исследованы связанные с событиями потенциалы мозга (ССПМ) при отмеривании интервалов времени. Испытуемым предъявлялись цифры (1, 3, 4, 5) разных цветов на экране монитора. В первой серии (А) все цифры задавали интервалы времени, которые необходимо было отмерить двойным нажатием на клавишу «пробел». Во второй серии (Б) в ответ на предъявление цифры красного цвета необходимо было отмерить соответствующий интервал времени, в ответ на предъявление цифры синего цвета нажать на клавишу соответствующе число раз, цифры других цветов не требовали реакции испытуемого. Обнаружено, что ранние различия ССПМ на стимулы разных цветов возникают только в том случае, когда цвет стимула имеет сигнальное значение. Найденные различия между ССПМ при отмеривании и выполнении конкурирующего задания на участке 350-500 мс от начала зрительного стимула, связаны с анализом сигнальной значимости стимула и выбором моторной программы. Наиболее вероятным коррелятом обращения к долговременной памяти для извлечения субъективного эталона времени (СВЭ) при наличии конкурирующего задания аналогичной сложности является негативный компонент, возникающий за 250-150 мс до отмеривания интервала времени. Установлено, что источник этого компонента находится в теменной части поясной извилины правого полушария
Скачать PDF