ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БЛАЗЕРА, ХАЙМА, РИНГЕРА, ТОММЕНА

Найдено 1 определение:

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ БЛАЗЕРА, ХАЙМА, РИНГЕРА, ТОММЕНА.

Проблемно-ориентированная психотерапия, разработанная в начале 80-х гг. швейцарскими психотерапевтами из Бернского университета Блазером, Хаймом, Рингером, Томменом (Blaser A., Heim E., Ringer Ch., Thommen M.), представляет собой индивидуальный краткосрочный интегративный метод психотерапии, включающий элементы психоанализа, когнитивно-поведенческой психотерапии, гештальт-терапии и телесно-ориентированной психотерапии. Этот метод развился на основе краткосрочной психодинамической психотерапии Малана (Malan D. Н.) и Манна (Mann J.) в связи с возросшими потребностями в активной, структурированной и недорогой по стоимости психотерапии, способной помочь возможно большему числу пациентов. Авторы не претендуют на основание новой школы. Они сосредоточили внимание на основных составляющих элементах психотерапевтической практики и возможностях прагматического и нешаблонного решения возникающих в ее ходе проблем. Подчеркивается важность такого неспецифического фактора, как выраженная направленность психотерапии на решение конкретной проблемы. Поэтому главной целью данного метода психотерапии является улучшение способности пациента решать свои проблемы. Это должно позволить ему стать в конце психотерапии своим собственным психотерапевтом.

Основными принципами проблемно-ориентированной психотерапии являются следующие:

1) ориентированность на проблему;

2) ориентированность на пациента;

3) плюрализм методов;

4) структурированность.

Ориентированность на проблему. Под проблемой авторы понимают чрезмерность требований, предъявляемых к адаптационным возможностям пациента. Симптомы же представляют собой лишь один из аспектов проблемы. Ориентированность на проблему означает, что целью психотерапии является устранение не только симптомов, но и стоящих за ними проблем. Обычно пациенты приходят с жалобами на многочисленные трудности, испытываемые ими в жизни. При проблемном подходе психотерапевт совместно с пациентом определяет главную проблему, решение которой возможно за ограниченное время, или же проблему, для решения которой сейчас может быть разработана стратегия, а само ее решение осуществляется позже.

Ориентированность на пациента. Этот принцип означает, что психотерапевтическая работа строится в первую очередь в зависимости от характера проблемы пациента, понимания ее, его представления о цели психотерапии. Психотерапевт должен вдуматься в модель объяснения, предлагаемую пациентом, проанализировать ее вместе с ним и затем предложить определение проблемы, содержание конкретной стратегии ее решения. Важно, чтобы психотерапевтический процесс был возможно более "прозрачным" для пациента.

Принцип методического плюрализма означает не беспорядочное обращение к множеству психотерапевтических методов, а дифференцированное использование их для решения частных задач. Психотерапевт в своей работе руководствуется не теорией того или иного психотерапевтического направления, а прежде всего решает практическую задачу: как за непродолжительное время, отводимое на краткосрочную психотерапию, можно наилучшим образом добиться изменений, соответствующих принятым совместно с пациентом реалистическим целям психотерапии.

Принцип структурирования проявляется как во внешнем, так и во внутреннем аспектах процесса психотерапии. Внешнее структурирование связано с лимитом времени, психотерапия ограничена 15-20 сессиями, 1 раз в неделю, продолжительностью от 25 до 50 минут в соответствии с заключенным контрактом. Внутреннее структурирование включает основные составляющие, или ступени, процесса психотерапии:

1) отношение психотерапевт-пациент,

2) понимание проблемы пациента,

3) анализ проблемы,

4) определение проблемы,

5) проработка проблемы,

6) завершение психотерапии.

Придание психотерапевтическому процессу определенной структуры в виде примерного ступенчатого плана помогает психотерапевту ориентироваться в своих действиях, и хотя на практике психотерапевтический процесс протекает по-разному, как правило, к середине курса психотерапии следует достичь 5-й ступени (проработка проблемы), чтобы осталось достаточно времени для конкретного осуществления изменений и своевременного завершения психотерапии. Ниже приводится краткое описание отдельных ступеней психотерапии.

1-я ступень - создание устойчивых межличностных отношений и конструктивных рабочих отношений между пациентом и психотерапевтом. Выделяется несколько уровней (качеств) отношений. Первый показатель качества отношений - обычные (нормальные) межличностные отношения, свободные от ролевой игры, бывают кратковременными, спорадическими и спонтанными, обычно в начале и конце психотерапии. Второй показатель качества отношений назван "рабочим союзом по Гринсону". Эти преимущественно рациональные отношения определяются психотерапевтическим контрактом, другими словами, теми ролями, которые играют пациент и психотерапевт. Третий уровень отношений - "уровень проблем", который обычно связывают с переносом и контрпереносом. Психоаналитическая концепция отношений (перенос-контрперенос) в данной терапии выступает в несколько измененном виде. Часть проблематики пациента может заключаться в том, что он распространяет свой прошлый опыт на психотерапевта и это проявляется в иррациональных, анахроничных и неосознаваемых реакциях (перенос). Интерпретация этих реакций используется в ограниченном объеме. Кроме того, авторы отказываются трактовать реакции психотерапевта на этом уровне как контрперенос. Это скорее чувства психотерапевта, которые он может попытаться подвергнуть рефлексии. Четвертый уровень - "уровень стечения обстоятельств". На этом уровне отношения имеют место в тех случаях, когда психотерапевт увязывает то, что представляет для него проблему, с пациентом и его переносом. На "уровне стечения обстоятельств" прошлый опыт психотерапевта оказывается помехой психотерапии. Термин "контрперенос" используется лишь в этом смысле.

2-я ступень - пациент излагает свою точку зрения на проблему. Предлагается понятие "субъективной теории болезни". Одним из центральных элементов терапии является внимание к теоретическим концепциям пациента, особенно если они связаны с его проблемной ситуацией. Подчеркивается, что психотерапевтические вмешательства эффективны лишь тогда, когда встраиваются в конструкцию, созданную пациентом. Важно понять внутренние связи "субъективных теорий болезни", поскольку часто именно в них заключается настоящая проблема, тормозящая решение или делающая его невозможным.

3-я ступень - анализ проблемы. Рекомендуется проводить анализ проблемы по следующей схеме:

1) условия в настоящее время (внимание уделяется так называемой актуальной порождающей ситуации, последствиям проблемы для пациента и его окружения);

2) история жизни пациента. Эта часть анализа проблемы направлена преимущественно на тот этап жизни пациента, который соответствует первому проявлению проблемы, а также периоду, наступившему после этого;

3) функциональное значение. Ответ на вопрос о значении проблемы следует искать не в попытках проникнуть в область внутриличностных конфликтов, а в конкретных, понятных межличностных отношениях здесь и теперь, в партнерских связях, в семье, на работе.

4-я ступень - определение проблемы, постановка цели и планирование психотерапии. Определение проблемы, основывающееся на убеждениях пациента и его объяснениях причин болезни, должно быть сформулировано общедоступным языком. Здесь нет места сложным психодинамическим гипотезам, где принимаются во внимание лишь неосознаваемые процессы. Цель психотерапии должна быть конкретной, оперативной, т. е. содержать указания на необходимые действия, и реалистичной с учетом рамок 15-20 психотерапевтических сессий. В случае сомнений цель лучше несколько снизить, чтобы увеличить шансы на успех. При планировании психотерапии и выборе стратегии ее осуществления рекомендуется руководствоваться прагматическими соображениями. В соответствии с основной концепцией терапии не существует никаких возражений против комбинированного использования различных методических подходов (например, психодинамического и одновременно когнитивно-поведенческого методов).

5-я ступень - проработка проблемы и перенос полученных изменений в реальную жизнь, за пределы психотерапии. При проработке проблемы используется один или несколько методов психотерапии. При этом следует подавлять две тенденции:

1) к расширению проблематики психотерапии, когда обсуждению подвергаются вновь и вновь возникающие важные проблемы;

2) к избеганию пациентом обсуждения главной проблемы. Основная цель проработки - достижение такого понимания своей проблемы пациентом и овладение такими стратегиями преодоления, которые позволили бы ему после завершения психотерапии более успешно справляться с испытываемыми им трудностями и самостоятельно работать над своими проблемами.

6-я ступень - завершение психотерапии. Окончание курса психотерапии и расставание пациента с психотерапевтом становится главной темой трех-четырех последних сессий. Если проблематика пациента прорабатывается сознательно и откровенно, то он начинает ориентироваться на поведение психотерапевта, служащее для него моделью.

Для проблемно-ориентированной психотерапии показаны все нарушения, вызванные распознаваемыми причинами. При этом речь идет скорее о четко выраженных нарушениях. К ним относятся в первую очередь острые депрессии, состояние страха, фобии, острые реакции на высокую нагрузку, истерические и функциональные психосоматические нарушения, а также "нервные срывы", если они не могут быть устранены антикризисными мерами. Этот вид терапии показан также в случаях нарушений, которые могут быть объяснены "недостатками поведения", такими как неспособность человека добиться чего-либо существенного, отсутствие чувства собственной значимости, чрезмерный конформизм, неумение распознать собственные чувства и потребности. Определение проблемы - отправная точка всех размышлений, касающихся выбора методов. На его основании разрабатывается стратегия психотерапии - это та руководящая линия, которая определяет применение метода или нескольких методов для достижения психотерапевтической цели. При оптимальном эклектическом выборе психотерапевтических методов принимаются во внимание такие факторы, как проблема и понимание ее пациентом, личность и способности пациента, личность и способности психотерапевта, объем времени, отводимого для психотерапии.

Принцип плюрализма методов, осуществляемый в проблемно-ориентированной психотерапии, предполагает:

1) активизацию сознания,

2) изменение шаблонов мышления и установок,

3) решение проблем,

4) изменение поведения,

5) активизацию переживаний,

6) расслабление и улучшение восприятия пациентом своего тела,

7) поддержку,

8) системные изменения.

Если в выбранной психотерапевтом стратегии предполагается использование методов активизации сознания, то в рамках терапии речь идет в первую очередь не об осознании аспектов, связанных с инстинктами, а о выявлении неосознаваемых конфликтов в отношениях, об объяснении социальных мотивов или схем отношений. Поэтому психоаналитические концепции в виде новой трактовки объектных отношений применяются в проблемно-ориентированной терапии в ходе анализа и при определении проблемы. При активизации сознания используются выбор определенного психодинамического фокуса, конфронтация, интерпретация в виде гипотезы, спонтанный перенос (не провоцируется невроз переноса), работа со сновидениями (прежде всего с открыто проявляющимся содержанием сновидения), сном наяву и фантазиями.

В этом виде терапии интегрированы также когнитивные методы изменения привычных схем мышления и установок, используемые для решения проблем. Кроме передачи информации применяются методы распознавания и изменения мешающих схем мышления и неадекватных установок (таких, как сверхобобщение, мышление по типу "все или ничего", преувеличение, избирательное восприятие, эмоциональное мышление, произвольные и иррациональные выводы, противопоставление достоинствам недостатков, нормативное мышление, утопические ожидания, автоматические мысли). Мешающие схемы мышления и неадекватные представления могут быть изменены с помощью сознательного когнитивного процесса. Для этого необходимы следующие шаги:

1) распознавание прежде всего автоматических мыслей;

2) вербализация;

3) анализ (эмпирический, логический, прагматический);

4) изменения. При изменении установки важно опробовать ее на практике с использованием новых стратегии решения проблемы.

Этот процесс следует разделить на расположенные в логической последовательности шаги:

1) создание позитивной установки "проблема может быть решена";

2) субъективное изложение проблемы пациентом,

3) системный анализ проблемы;

4) дифференцированное оперативное определение проблемы (обычно происходит уточнение, переформулировка прежнего звучания проблемы);

5) безоценочный поиск альтернативных решений (применение "направленных, свободных ассоциаций");

6) реалистическая оценка альтернатив (выбор реальной возможности);

7) принятие решения и его осуществление;

8) проверка результатов.

На основе методического плюрализма в процессе решения лечебных задач могут быть использованы методы поведенческой психотерапии, основанные на классическом обусловливании, оперантном обусловливании и моделировании. Интеграция методов активизации переживания и выражения эмоций имеет целью предоставление возможности испытать свои чувства больному или работающему над своим личностным ростом человеку. Приемы мягкого воздействия входят в основной арсенал проблемно-ориентированной психотерапии. К ним относят вербализацию эмоциональных переживаний (техника Роджерса (Rogers С. R.)), когнитивную интерпретацию, текущую идентификацию. Наряду с "мягкими" методами используются также приемы, разработанные в гештальт-терапии. В частности, методы конфронтации побуждают пациента более четко и "экспрессивно" выражать свои чувства (приемы преувеличения и выдержки, техника переноса прошлого или будущего в настоящее, идентификация). В проблемно-ориентированной психотерапии находят применение 3 метода релаксации и улучшения восприятия своего тела: прогрессирующая мышечная релаксация Джекобсона, расслабление с помощью активного дыхания, аутогенная тренировка. Используются также методы поддержки, которые, увеличивая адаптационные возможности пациента, улучшают восприятие им проблемной ситуации и усиливают когнитивные процессы, направленные на поиск путей ее решения. Формами поддержки являются сочувствие, одобрение, эмпатия, полезная информация.

Независимость концепции проблемно-ориентированной психотерапии от других школ, по мнению авторов метода, имеет то дидактическое преимущество, что использовать эту концепцию могут психотерапевты, относящиеся к самым различным направлениям. Опасность "хаоса" методов устраняется структурированностью терапии и четко сформулированными показаниями к ней. Психотерапевт ничем не ограничен в выборе методов, а концепция проблемно-ориентированной психотерапии даже требует от него объединения, интеграции в своей работе различных методических подходов, выбор которых обусловливается особенностями проблемы, а также согласием и особенностями пациента.

Оцените определение:

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г

Найдено научных статей по теме — 12

О внедрении программы проблемно-ориентированного сопровождения детей с затруднениями в умственном ра

Миронова Анна Игоревна.
Скачать PDF

О психосоциальном проблемно-ориентированном подходе в работе с женщинами

Цветкова Надежда Александровна
Освещается проблема выбора позиции социального работника по отношению к женщине-клиенту. В качестве главного основания для этого предлагается концепция гендера, представляющая культурную форму поиска женских типов переживания и преодоления трудностей и учета их в практической работе.
Скачать PDF

Субъективная теория болезни как предмет проблемно-ориентированных психокоррекционных воздействий

Алексанин Сергей Сергеевич, Рыбников Виктор Юрьевич, Корчмарюк Владислав Анатольевич
В статье анализируются субъективная теория болезни как психологическая проблема, оценка и направленное изменение субъективного понимания психологических причин личностных проблем, раскрываются основы субъективного объяснения причин психических дисфункций, подробно описаны функции субъективной теории болезни.
Скачать PDF

Основные проблемы сотрудников силовых структур, решаемые проблемно-ориентированным психоанализом

Корчмарюк Владислав Анатольевич
Скачать PDF

Проблемно-ориентированный подход в процессе совершенствования профессиональной подготовки практическ

Гейжан Наталия Федоровна, Степанова Юлия Борисовна
В статье рассмотрены особенности деятельности практических психологов в правоохранительных органах. Выявляются проблемы, с которыми сталкиваются начинающие психологи, с целью совершенствования их профессиональной подготовки в вузе МВД.In this article the special features of the activity of practical psychologists in the law-enforcement agencies are examined. Problem that are encountered by the beginning psychologists for the purpose of the improvement of their professional preparation in the university of the Ministry of Internal Affairs are revealed.
Скачать PDF

Телесно-ориентированное направление в психотерапии

Соловьева Ю.М.
В статье дано краткое описание основных систем телесно-ориентированной психотерапии. Телесно-ориентированная психотерапия становится очень близка к медицине, имея один предмет исследования и приложения усилий тело человека. В современных системах, например в Бодинамическом Анализе, эти две науки практически пересекаются Телесные ощущения, боль, структура мышечного панциря становятся диагностикой в психотерапии, и работа с ними приводит к излечению многих психосоматических заболеваний.
Скачать PDF

Экзистенциальные установки ландшафтно-ориентированной психотерапии

Тесля Светлана Николаевна
Предлагается проект ландшафтно-ориентированной терапии в контексте задач психолога-практика. Актуальные вопросы, стоящие перед психологом-практиком (как соотносятся «среда» и «ландшафт»?; какое значение придается понятию «ландшафт»?; как ландшафт связан с конкретным субъектом терапии?; как выстраивать логистику взаимодействия консультанта с клиентом и планировать репертуар встреч?), решаются в контексте экзистенциальных установок гуманистической психотерапии. Дается интерпретация среды как поля отношений субъекта, опредмеченного в субъективности; субъективности как способности человека производить «место жизни». «Место жизни» вводится в качестве смысловой единицы ландшафта и конкретизируется в положениях: ландшафт это взгляд, организующий образ; есть тело-образ человека; поведение, мысли и чувства -это пространство проживания субъекта, а субъективность (время, логос-ритм, энергетика переживания проживания, на «выходе») оборачивающееся идеальной формой ландшафтом. Субъективность имеет значение идентификационного критерия среды и может переводить среду в ландшафт благодаря смыслополаганию, сворачивающемуся в символ. В итоге ландшафт задается как пространство-время субъекта жизни, его бытие мир, скрепляемый и очерчиваемый субъективностью и одновременно совпадающий с субъективностью, проявляющий субъекта жизни в поведении, мысли, чувстве как в собственной фактичности. Рассматриваются взаимосвязанные факторы ландшафтно-ориентированной психотерапии, опирающейся на проблематизацию телесности в экзистенциальном ключе: Фактор ландшафта; Фактор Пути; Фактор неожиданности; Фактор невербального плана Клиента; Фактор Метафоры; Фактор разговора «двух незнакомцев»; Фактор переживания Клиентом своей жизненной ситуации; Фактор архетипики.
Скачать PDF

К вопросу использования современной телесно-ориентированной психотерапии в медицине и психологии

Матвеева Виктория Владимировна, Енин Кирилл Александрович
Скачать PDF

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ТРАЗАКТНОГО АНАЛИЗА У ПОДРОСТКО

Боев Игорь Викторович, Боев Олег Игоревич, Бабич Алла Ивановна
Построена линейная дискриминантная функция, позволяющая выделять из общего числа лиц, подростков, относящихся к диапазону нормы-акцентуации с признаками компенсаторного напряжения личностных и психологических переживаний, адаптационного напряжения поведенческих реакций и отличать их от наступившей позитивной изменчивости, обусловленной влиянием личностно-ориентированной психотерапии или транзактным анализом.
Скачать PDF

Экспериментальное исследование эффективности личностно-ориентированной психотерапии при соматогениях

Бондаренко Александр Фёдорович, Максименко Ксения Сергеевна
В настоящем исследовании рассматриваются возможности применения современной личностно-ориентированной психотерапии при лечении специфических психоэмоциональных проблем, обусловленных хроническим соматическим заболеванием. В качестве испытуемых были отобраны пациенты в стадии обострения ряда хронических заболеваний гастроэнтерологического спектра. Общее количество выборки составило 144 человека. Из них 85 (59,09%) женщин и 59 (40,01%) мужчины в возрастном диапазоне от 24 до 59 лет. Средняя продолжительность психотерапии для испытуемых составила от 15 до 20 часов. В отдельную группу испытуемых (15 чел. из числа общей выборки) вошли пациенты, принимавшие специальные препараты (противотревожные, седативные, ноотропные, антидепрессанты). Методы. На этапе формирования выборки испытуемых и по завершению эксперимента: MMPI в сочетании с МЦВ М. Люшера; Метод портретных выборов Л. Сонди (вариант Л.М. Собчик). Перед началом каждого сеанса психотерапии и после его завершения: экспресс-диагностика по принципу методики САН (самооценка, активность, настроение) в варианте личностного семантического дифференциала. Результаты и выводы. Наиболее значимые в клиническом смысле результаты (улучшение самочувствия, снижение общего стресса, снижение пика шкал, свидетельствующих о степени выраженности реактивного состояния; улучшение динамики лабораторных анализов и т.д.) наблюдались у пациентов, проходивших сочетанную (психологическую, фармакологическую и нозологически ориентированную) терапию. Можно предположить, что различные психотерапевтические подходы целесообразно рассматривать в качестве несущих вспомогательные функции, относящиеся к процессам эмоционального отреагирования, переключения внимания с доминанты соматического страдания на личностные ресурсы пациента, а также влияющие на образ «Я» и процессы самопрезентации.
Скачать PDF

Психотерапия алкогольной зависимости русскоязычных переселенцев в Германии

Юнг В.К.
Скачать PDF

Соотношение психологической поддержки и психотерапии

Лилиенталь И.Е.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: