Проблемная ситуация
ситуация, которая содержит в себе какой-либо трудноразрешимый вопрос.
Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
противоречивое соотношение обстоятельств, не имеющее однозначного решения.
Источник: Юридическая психология. Словарь терминов
Проблемная ситуация
состояние объекта психологического исследования, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.
Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006
Проблемная ситуация
противоречие в жизненной ситуации, выделяемое человеком, который при этом выступает в качестве субъекта жизнедеятельности, а жизненная ситуация — се объекта.
Источник: Психологические жизненные ориентации человека 2006 г.
Проблемная ситуация
это особое состояние субъекта, которое знаменует познавательную активность в поиске новых знаний или принципов действий, а также построения новых его способов.
Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
(греч.— задача) — наиболее частый вид психологической ситуации, одно из обстоятельств которой осознается (или заранее поставлено) как вопрос, на который должен быть получен ответ путём анализа и понимания всей ситуации.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности.
Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина
Проблемная ситуация
Словообразование. Происходит от греч. problema - задача.
Категория. Осознание проблемы.
Специфика. Возникает при выполнении практического или теоретического задания, в котором выясняется, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и возникает субъективная потребность в новых знаниях, реализующаяся в целенаправленной познавательной активности.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ
ситуация, содержащая в себе сложную, спорную, трудноразрешимую проблему, которую должен решить испытуемый. С.п. могут быть различными: учебными, социальными и т. п. Учебная С.п.-это, например, такая ситуация, которая возникает в процессе обучения и включает проблему познавательного характера, связанную с приобретением новых знаний, умений и навыков. См. проблема, ситуация.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
(от греч. problema – задача и лат. situatio – положение) – 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в к–рых разворачивается деятельность индивида или группы; 2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта и объекта познания. Объективация неизвестного в П.с. осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. П.с. является одним из центральных понятий проблемного обучения.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
от позднелатинского problēma, из греческого πρόβλημα – «брошенное вперёд, поставленное впереди» – совокупность неожиданных обстоятельств, создающих условия, при которых возникают большие сложности или невозможность выполнения поставленной задачи. Для человека П.с. связана не только с возникшими трудностями, но и с недостаточностью знаний, умений и навыков, а также выработанной ранее формой поведения или реализации цели. П.с. вызывает появление потребности в мобилизации волевых усилий, активизации психических процессов и поиск неизвестных знаний и способов поведения для разрешения возникшего противоречия, чаще всего, проявляющегося в сложных или экстремальных условиях. Степень сложности П.с. зависит не только от объективных параметров действительности, а и от психологической готовности и возможности субъекта осуществить данный вид деятельности в условиях неожиданных изменений, возможно, опасных или экстремальных по своей природе.
Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью. П. с. является начальным моментом мышления, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. П. с.— это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть. Под проблемой обычно понимается особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики: 1) цель, т. е. ориентировочную основу для решения задач; 2) условия, в которых задается данная цель; 3) потребность в достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий. Проблемы нет там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенность потребностей. То, что является проблемой для данного человека, для другого может и не быть ею. От осознания проблемы человек переходит к принятию решения. П. с. часто возникают в деятельности операторов игровых систем управления, операторов-руководителей, операторов-исследователей.
Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г
СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ
от греч. probl?ma – задача, задание и лат. situatio – положение) – содержащее противоречие и воспринимаемое основными участниками (или участником) как не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается общение, поведение или деятельность индивида, группы. С. п. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание кем-л. противоречия в процессе деятельности или общения приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация трудности как неизвестного варианта решения проблемы в С. п. осуществляется в форме вопроса, заданного себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом С. п. В ходе взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в окружение субъекта входят не только объекты, но и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к др. человеку.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ
возникающее при выполнении практического или теоретического задания осознание того, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и появление субъективной потребности в новых знаниях, реализуемой в целенаправленной активности познавательной. Одно из центральных понятий обучения проблемного.
1. Содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в коих разворачивается деятельность индивида или группы.
2. Психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания.
Ситуация проблемная (=> проблема) характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по содержанию среду. Осознание некоего противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить задание на базе ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, кое позволило бы разрешить возникшее противоречие.
Объективация неизвестного в ситуации проблемной реализуется в форме вопроса, заданного самому себе и становящегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании о предмете, способе или условии действия, идет продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в "окружение" субъекта входят не только объекты, но и среда социальная, генетически Первичной является постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к другому человеку, опосредующему своей активностью развитие индивида.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998