ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Найдено 9 определений термина ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ

возникающее при выполнении практического или теоретического задания осознание того, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и появление субъективной потребности в новых знаниях, реализуемой в целенаправленной активности познавательной. Одно из центральных понятий обучения проблемного.

1. Содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в коих разворачивается деятельность индивида или группы.

2. Психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания.

Ситуация проблемная (=> проблема) характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по содержанию среду. Осознание некоего противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить задание на базе ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, кое позволило бы разрешить возникшее противоречие.

Объективация неизвестного в ситуации проблемной реализуется в форме вопроса, заданного самому себе и становящегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании о предмете, способе или условии действия, идет продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в "окружение" субъекта входят не только объекты, но и среда социальная, генетически Первичной является постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к другому человеку, опосредующему своей активностью развитие индивида.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

противоречивое соотношение обстоятельств, не имеющее однозначного решения.

Источник: Юридическая психология словарь терминов

Проблемная ситуация

Словообразование. Происходит от греч. problema - задача.

Категория. Осознание проблемы.

Специфика. Возникает при выполнении практического или теоретического задания, в котором выясняется, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и возникает субъективная потребность в новых знаниях, реализующаяся в целенаправленной познавательной активности.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Ситуация проблемная

1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы; 2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. С. п. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация неизвестного в С. п. осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в "окружение" субъекта входят не только объекты, но и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращенного, не к самому себе, а к другому человеку, опосредствующему своей активностью развитие индивида. С. п. является одним из центральных понятий проблемного обучения. А.А. Вербицкий

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ

от греч. probl?ma – задача, задание и лат. situatio – положение) – содержащее противоречие и воспринимаемое основными участниками (или участником) как не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается общение, поведение или деятельность индивида, группы. С. п. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание кем-л. противоречия в процессе деятельности или общения приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация трудности как неизвестного варианта решения проблемы в С. п. осуществляется в форме вопроса, заданного себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом С. п. В ходе взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в окружение субъекта входят не только объекты, но и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к др. человеку.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью. П. с. является начальным моментом мышления, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. П. с.— это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть. Под проблемой обычно понимается особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики: 1) цель, т. е. ориентировочную основу для решения задач; 2) условия, в которых задается данная цель; 3) потребность в достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий. Проблемы нет там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенность потребностей. То, что является проблемой для данного человека, для другого может и не быть ею. От осознания проблемы человек переходит к принятию решения. П. с. часто возникают в деятельности операторов игровых систем управления, операторов-руководителей, операторов-исследователей.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Проблемная ситуация

ситуация, которая содержит в себе какой-либо трудноразрешимый вопрос.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

Проблемная ситуация

это особое состояние субъекта, которое знаменует познавательную активность в поиске новых знаний или принципов действий, а также построения новых его способов.

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

Показать еще...

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Особенности восприятия и оценки проблемных ситуаций

Хабирова Елена Рафаиловна
Автор статьи ставит задачу рассмотреть различия в оценке проблемной ситуации в зависимости от ее принадлежности, то есть восприятия ситуации как «своей» или как «чужой». В результате исследования выявлена половая и возрастная динамика в оценке проблемных ситуаций.
Скачать PDF

Проблемно-конфликтные ситуации и экзистенциальная рефлексия личности

Геворкян С.Р.
В статье дан анализ роли экзистенциальной рефлексии в разрешении субъектом проблемно-конфликтных ситуаций. Авторский подход позволяет по-новому взглянуть на сам процесс разрешения проблемно-конфликтных ситуаций, динамику и закономерности их происхождения. На данном этапе теоретических и практических исследований в современной психологии область изучения процесса разрешения личностью проблемно-конфликтных ситуаций экзистенциального характера через призму ее рефлексивности еще не получила должной разработки.
Скачать PDF

Эмоционально-волевая регуляция как средство преодоления проблемных ситуаций у девочек-подростков (ср

Первитская Алёна Михайловна
Статья посвящена изучению эмоционально-волевой регуляции в подростковом возрасте и особенностям преодоления проблемных (фрустрирующих) ситуаций у девочек-подростков с «нормальным» и делинквентным поведением. Сравнительный анализ помог выделить особенности реагирования на проблемную ситуацию в зависимости от особенностей поведения подростка. Делинквентное поведение накладывает отпечаток на эмоционально-волевые проявления личности и особенности восприятия фрустрирующих ситуаций.
Скачать PDF

Особенности взаимосвязи надситуативности решений проблемных ситуаций и метакогнитивных способностей

Серафимович Ирина Владимировна, Таттыбаева Екатерина Викторовна
Статья посвящена изучению взаимосвязи метакогнитивных процессов и умения надситуативно решать проблемные ситуации на разных этапах профессионализации. Приводится анализ данной взаимосвязи на примере студентов языковедческих специальностей.
Скачать PDF

Обеспечение качества подготовки специалиста в условиях ситуационных отношений проблемных знаний

Дрешер Ю.Н.
В статье показывается модель ситуационных отношений, состоящая из четырех основных блоков: анализ психофизиологического состояния личности, группы; практический уровень анализа и коррекции; информационно-аналитический уровень, оптимизация тематических ресурсов. Особое внимание в статье уделено физиологическому состоянию индивида, диагностике психофизиологических состояний обучаемых с помощью традиционных методик, а так же с привлечением экспертных систем, различных технических средств.
Скачать PDF

Способы преодоления проблемных ситуаций в структуре формирующейся ментальности (постановка проблемы)

Бохан Татьяна Геннадьевн, Мещерякова Эмма Ивановна
В статье рассматривается один из аспектов проблемы этнической толерантности копинг-стратегии формирующейся ментальности молодежи малочисленных народов, населяющих Сибирь. Для сравнительного анализа выбраны представители алтайской, хакасской, шорской, татарской, бурятской и селькупской молодежи. Направленность исследования в целом и в представляемой статье связана с решением современной проблемы интолерантного поведения, что является важным в профилактике формирования отрицательных этнических стереотипов, и предотвращением национальной нетерпимости и экстремизма как на территории России, так и в регионах.
Скачать PDF

Процесс трансформации проблемной ситуации в задачу: содержательный анализ

Погожина Варвара Андреевна
Первый этап процесса решения проблем идентификация проблемы и постановка задачи. Существующие модели анализа условий проблем и задач узкоспециализированы. В статье обосновывается подход к построению универсальной модели анализа широкого спектра проблемных ситуаций вне зависимости от контекста и предметного поля. Сопоставлены основные подходы к процессу анализа проблемной ситуации, выявлены ключевые факторы, связанные с эффективностью перевода проблемной ситуации в задачу. Показано, что модель, разработанная на основании когнитивного подхода, наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к дизайну универсальной модели анализа проблемных ситуаций. Выдвинута гипотеза о том, что использование данной модели позволит разработать полную обобщенную ориентировку трансформации проблемной ситуации в задачу вне зависимости от контекста и предметного содержания исходной проблемы.
Скачать PDF

Многомерное мышление как механизм преобразования проблемных ситуаций

Белолуцкая Анастасия Кирилловна
Статья посвящена обсуждению проблемы механизмов интеллектуального творчества. В теоретической части автор анализирует некоторые положения теории Дж. Гилфорда и ставит вопрос о том, насколько с помощью такой категории, как «гибкость мышления», возможно описать качественное своеобразие мыслительных структур, задействованных в процессе преобразования проблемных противоречивых ситуаций и ситуаций неопределенности. Делается вывод о том, что данное понятие не позволяет провести целостный анализ, так как подразумевает мысленное разделение объекта на признаки, которые по сути рядоположены. Отмечается, что продуктивное преобразование всегда сопряжено с изменением структуры ситуации, выведением ее на новый более высокий уровень сложности. Методологическим основанием работы является концепция структурно-диалектического подхода, в рамках которого вводится понятие «многомерное мышление». Подчеркивается, что оно во многом сопряжено с такими концептами, как «теоретическое обобщение» и «диалектическое мышление». В констатирующем эксперименте используется авторская методика диагностики многомерного мышления, где испытуемому предлагается описание проблемной ситуации и набор внешних факторов, которые создают или негативный, или нейтральный фон по отношению к изначальной проблеме героя предлагаемого кейса. Требуется предложить несколько вариантов решения, использовав описанные факторы таким образом, чтобы они за счет включения их в структуры другого уровня рассматривались испытуемым не как риски, а как ресурс для продуктивного преобразования. Автором выдвигаются гипотезы о наличии взаимосвязи между многомерным мышлением и гибкостью мышления, а также между многомерным мышлением и некоторыми операциями диалектического мышления. В ходе проведенного экспериментального исследования гипотезы получили эмпирическое подтверждение. Полученные результаты могут послужить основой для дальнейших исследований мыслительного преобразования проблемных ситуаций.
Скачать PDF

Особенности самооценки детей 6-8 лет с различным восприятием эмоциональных ситуаций

Буркова Светлана Алексеевна
Цель работы исследование самооценки первоклассников с различным восприятием эмоциональной информации. Мы предположили, что специфика ее восприятия будет оказывать влияние на формирование самооценки младших школьников. Анализ результатов выявил ряд особенностей, в том числе наличие сильной дифференциации частной и общей самооценок у детей с сильным искажением восприятия эмоциональной информации.
Скачать PDF

Гипермедийная технология как средство создания ситуаций успеха при изучении органической химии студе

Шматов Юрий Николаевич
Преподаватель в своей деятельности должен создавать условия, при которых студенты испытывали бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Создание таких условий возможно только при использовании ситуации успеха. В статье рассматривается влияние ситуаций успеха, созданных с использованием гипермедийных технологий, на качество обучения органической химии студентов педагогического вуза. Выявлены особенности процесса повышения качества знаний с учетом гипермедийных возможностей применения ситуации успеха.
Скачать PDF

Конфликтная ситуация как один из психологических аспектов безопасности жизнедеятельности

Малюкова Е.С.
Скачать PDF

Принципы психологического самообеспечения субъектом личной безопасности в экстремальной ситуации

Непомнящий А.В., Краснянская Т.М.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!