ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Проблемная ситуация
ситуация, которая содержит в себе какой-либо трудноразрешимый вопрос.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

противоречивое соотношение обстоятельств, не имеющее однозначного решения.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Проблемная ситуация
состояние объекта психологического исследования, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

Проблемная ситуация
противоречие в жизненной ситуации, выделяемое человеком, который при этом выступает в качестве субъекта жизнедеятельности, а жизненная ситуация — се объекта.

Источник: Психологические жизненные ориентации человека 2006 г.

Проблемная ситуация
это особое состояние субъекта, которое знаменует познавательную активность в поиске новых знаний или принципов действий, а также построения новых его способов.

Источник: Даукша Л.М., Чекель Л.В. Педагогическая психология. Гродно ГрГу, 2008

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
(греч.— задача) — наиболее частый вид психологической ситуации, одно из обстоятельств которой осознается (или заранее поставлено) как вопрос, на который должен быть получен ответ путём анализа и понимания всей ситуации.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности.

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина

Проблемная ситуация
Словообразование. Происходит от греч. problema - задача.
Категория. Осознание проблемы.
Специфика. Возникает при выполнении практического или теоретического задания, в котором выясняется, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и возникает субъективная потребность в новых знаниях, реализующаяся в целенаправленной познавательной активности.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ
ситуация, содержащая в себе сложную, спорную, трудноразрешимую проблему, которую должен решить испытуемый. С.п. могут быть различными: учебными, социальными и т. п. Учебная С.п.-это, например, такая ситуация, которая возникает в процессе обучения и включает проблему познавательного характера, связанную с приобретением новых знаний, умений и навыков. См. проблема, ситуация.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
(от греч. problema – задача и лат. situatio – положение) – 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в к–рых разворачивается деятельность индивида или группы; 2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта и объекта познания. Объективация неизвестного в П.с. осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. П.с. является одним из центральных понятий проблемного обучения.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
от позднелатинского problēma, из греческого πρόβλημα – «брошенное вперёд, поставленное впереди» – совокупность неожиданных обстоятельств, создающих условия, при которых возникают большие сложности или невозможность выполнения поставленной задачи. Для человека П.с. связана не только с возникшими трудностями, но и с недостаточностью знаний, умений и навыков, а также выработанной ранее формой поведения или реализации цели. П.с. вызывает появление потребности в мобилизации волевых усилий, активизации психических процессов и поиск неизвестных знаний и способов поведения для разрешения возникшего противоречия, чаще всего, проявляющегося в сложных или экстремальных условиях. Степень сложности П.с. зависит не только от объективных параметров действительности, а и от психологической готовности и возможности субъекта осуществить данный вид деятельности в условиях неожиданных изменений, возможно, опасных или экстремальных по своей природе.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью. П. с. является начальным моментом мышления, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. П. с.— это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть. Под проблемой обычно понимается особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики: 1) цель, т. е. ориентировочную основу для решения задач; 2) условия, в которых задается данная цель; 3) потребность в достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий. Проблемы нет там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенность потребностей. То, что является проблемой для данного человека, для другого может и не быть ею. От осознания проблемы человек переходит к принятию решения. П. с. часто возникают в деятельности операторов игровых систем управления, операторов-руководителей, операторов-исследователей.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ
от греч. probl?ma – задача, задание и лат. situatio – положение) – содержащее противоречие и воспринимаемое основными участниками (или участником) как не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается общение, поведение или деятельность индивида, группы. С. п. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание кем-л. противоречия в процессе деятельности или общения приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация трудности как неизвестного варианта решения проблемы в С. п. осуществляется в форме вопроса, заданного себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом С. п. В ходе взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в окружение субъекта входят не только объекты, но и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к др. человеку.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ
возникающее при выполнении практического или теоретического задания осознание того, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и появление субъективной потребности в новых знаниях, реализуемой в целенаправленной активности познавательной. Одно из центральных понятий обучения проблемного.
1. Содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в коих разворачивается деятельность индивида или группы.
2. Психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания.
Ситуация проблемная (=> проблема) характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по содержанию среду. Осознание некоего противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить задание на базе ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, кое позволило бы разрешить возникшее противоречие.
Объективация неизвестного в ситуации проблемной реализуется в форме вопроса, заданного самому себе и становящегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании о предмете, способе или условии действия, идет продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в "окружение" субъекта входят не только объекты, но и среда социальная, генетически Первичной является постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к другому человеку, опосредующему своей активностью развитие индивида.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
173.95 кб

Метод моделирования проблемных ситуаций

Вишневский Пётр Николаевич
В статье представлен метод моделирования проблемных ситуаций, используемый в процессе обучения по программам высшего гуманитарного образования.
Читать PDF
280.14 кб

Проблемная ситуация в медийном контенте

Хочунская Людмила Викторовна
Статья посвящена механизму влияния проблемной ситуации, отраженной в медийном тексте, на аудиторию и роль медиаобраза в передаче ценностной информации.
Читать PDF
277.96 кб

СОБЫТИЙНАЯ СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Доброва Виктория Вадимовна, Бутина Елена Владимировна
В статье рассматривается понятие «ситуация» в лингвистическом и психологическом контексте, проводится обзор подходов к пониманию ситуации.
Читать PDF
473.77 кб

Проблемное обучение: ситуация — вопрос — задание

Анушкевич Ирина Геннадьевна
Читать PDF
259.99 кб

Проблемное обучение: ситуация – вопрос – задание

Куприянова Л.В.
Читать PDF
1.10 мб

Методические приемы создания проблемных ситуаций

Панкратова Н.В.
Читать PDF
274.15 кб

Вопрос как средство фиксации проблемной ситуации

Иванова Ксения Валерьевна
Читать PDF
1.55 мб

Проблемные ситуации в процессе обучения математике

Сарсенова Салтанат Олжабаевна
Для пробуждения интереса к изучению предмета рекомендуется использовать новые методы обучения.
Читать PDF
386.53 кб

Особенности восприятия и оценки проблемных ситуаций

Хабирова Елена Рафаиловна
Автор статьи ставит задачу рассмотреть различия в оценке проблемной ситуации в зависимости от ее принадлежности, то есть восприятия ситуации как «своей» или как «чужой».
Читать PDF
316.80 кб

Понимание проблемной ситуациии успешность ее решения

Матюшкина Анна Алексеевна
Целью работы является исследование процесса понимания как формы продуктивного мышления, направленного на разрешение проблемных ситуаций.
Читать PDF
134.17 кб

Ситуации проблемности как часть профессионального опыта

Конева Е. В.
В статье рассмотрен феномен пространства ситуаций проблемности в контексте профессионального опыта субъекта.
Читать PDF
3.39 мб

Компетенции как способность разрешать проблемные ситуации

Дамбуева Альбина Борисовна
В статье рассмотрено компетентностное обучение, основанное на разрешении проблемных ситуаций, возникающих при выполнении проблемных заданий.
Читать PDF
49.62 кб

Структура социальных взаимодействий в проблемных ситуациях

Селезнева Е. Н.
В статье рассматривается проблема социальных взаимодействий, суть которой заключается в трудности объяснения того, как происходит нормирование социальных взаимодействий, каков механизм закрепления функций культурных кодов.
Читать PDF
151.06 кб

Рассмотрение проблемных ситуаций в курсе системного анализа

Ветохин Сергей Сергеевич
В работе выполнен анализ подходов, применяемых в курсе системного анализа при рассмотрении теории решения проблем. При этом сама проблема рассматривается как система.
Читать PDF
152.88 кб

Проблемная ситуация: Дети в однополых семьях и этика социолога

Похожие термины:

  • СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    разновидность трудной ситуации деятельности. Отличается новой задачей, которая решается в обычных обстоятельствах. Такие ситуации требуют мобилизации познавательных способностей человека и эм
  • СИТУАЦИЯ ОБЪЕКТИВНАЯ ПРОБЛЕМНАЯ –

    такое совмещение обстоятельств жизни (материальных, пространственных, организационных, социальных, духовных) и человеческих интересов, которое объективно создает почву для конфликтного противо
  • Ситуация педагогическая проблемная

    это психическое состояние познавательного и практического затруднения субъекта педагогической деятельности. Основными параметрами такой ситуации являются необъективность, неопределенность, о
  • СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    1. Разновидность трудной ситуации взаимодействия, которая характеризуется наличием противоречия между субъектами взаимодействия и осознанием хотя бы одной из сторон этого противоречия как не им
  • СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

    совокупность обстоятельств жизни человека (или группы), его деятельности и отношений с другими людьми, повлекшая возникновение психологических проблем.