ПРИВЯЗАННОСТИ ТЕОРИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРИВЯЗАННОСТИ ТЕОРИЯ
(attachment theory-англ.)-психодинамическая теория развития личности Д. Боулби, в которой утверждается, что в основе психического развития ребенка лежит его способность привязываться к тем, кто о нем заботится. См. привязанность.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ
одна из наиболее популярных объяснительных концепций в западной психологии, возникших на пересечении психоанализа и этологического подхода. Центральное место в ней занимают ранние отношения ребенка с близким взрослым (главным образом с матерью). Именно опыт отношений с матерью на первом году порождает привязанность к ней, к–рая и определяет во многом дальнейший ход психического и личностного развития. Однако в отличие от психоанализа, привязанность ребенка определяется не стремлением к удовольствию (пищевому или сексуальному), а необходимостью в защите и безопасности. Привязанность ребенка, как и животных, обусловлена врожденными, генетическими механизмами и обеспечивает выживание и благополучие потомства. Хотя тенденция к образованию привязанности генетически задана, ее качество или тип зависит от условия воспитания и главным образом от отношений с матерью, т. е. определяется чувствительностью матери к потребностям ребенка ее нежностью и заботой. В соответствии с этим выделяют три типа привязанности: тип А – ограничивающие, нечувствительные и отвергающие матери имеют избегающих и неуверенных детей, с ненадежной привязанностью, к–рая сопровождается чувством опасности; тип С – у матерей с непоследовательным и непредсказуемым типом реагирования дети испытывают неустойчивое напряженное отношение к матери, такая привязанность была названа тревожно-амбивалентной; тип И – у чувствительных и заботливых матерей вырастают дети уверенные в себе, с чувством собственной безопасности и надежной привязанностью. Согласно этой теории, качество привязанности, возникшее в раннем детстве определяет дальнейшее развитие всех познавательных, коммуникативных и эмоциональных возможностей ребенка. Основные принципы Т. п. были сформулированы в работах М.Эйнсворт и Дж.Боулби в 70–80х гг. ХХ века.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
178.24 кб

Теория привязанности, теоретические и практические аспекты

Жихарева Лилия Владимировна
В статье приводится теоретический анализ проблемы исследования особенностей детско-родительской привязанности.
Читать PDF
149.40 кб

Исследование психологической близости в теории привязанности

Казанцева Татьяна Валерьевна
Статья представляет собой первую часть аналитического обзора современных зарубежных исследований психологической близости в традиции теории привязанности.
Читать PDF
189.04 кб

Привязанность в действии: психологическая теоретизация связи ребенка и матери в (пост) социалистичес

Шмидт Виктория
Теория привязанности относится к тем универсалистским психологическим концепциям, которые критикуются в рамках радикальной психологии и феминизма.

Похожие термины:

  • Теория привязанностей

    (Bowlby, Ainsworth, Perry, Boldizar, Sroufe) – гипотеза, согласно которой причиной агрессии могут быть нарушения эмоциональной привязанности ребенка к матери. Ключевую роль при этом играет ощущение безопасности ре
  • Боулби теория привязанности

    Bowlby,1969, 1973, 1980) - теория, согласно которой отношения привязанности привязанности в первые 3-4 года жизни после рождения играют ключевую роль для психологического развития и последующего функциониро
  • БУФЕТНАЯ ТЕОРИЯ ДЕТСКОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ

    упрощенная теория детской привязанности, в которой утверждается, что привязанность ребенка к конкретному человеку объясняется в основном тем, что данный человек служит для ребенка источником ег