вид человеческих Потребностей, основу которых составляют осознанные, часто завышенные, стремления добиться чего-либо, получить что-то в свое распоряжение (например, притязания на успех, на авторитет, на признание).
Притязания
Притязания (человека)
ПРИТЯЗАНИЯ
направленность личности на достижение определенного статуса, цели, результата деятельности, в которой заложено ее представление о результате, которого она достойна и способна достичь. Завышенный уровень П. с одной стороны способствует активности личности, интенсификации ее деятельности, с другой, может служить при неудачах, непризнанное™, неуспехе непосредственной причиной разочарования, скепсиса, а нередко и неврозов. Заниженный же уровень П. не способствует оптимальной активности личности. Уровень П. и самооценки должен быть адекватен ее способностям, возможностям и готовности к усилиям по преодолению противоречий. В П. часто бывает заложена личностно-типологическая ориентация на успех- неудачу, а также представление о «цене» достижения.
Источник: Акмеологический словарь.
ПРИТЯЗАНИЯ
ДАМАГАННІ / CLAIMS– понятие, обозначающее, во-первых, предъявление человеком своих прав на что-либо или намерений достичь чего-либо, во-вторых, сам объект этого предъявления. В психологии П. связаны, прежде всего, с предложенной У. Джеймсом классической формулой самооценки как отношения уровня достижений к уровню П. Соответственно, адекватная самооценка формируется при соответствии уровня П. уровню реальных достижений, завышенная– при заниженных П. относительно уровня достижения, а заниженная– при завышенных П. по сравнению с уровнем достижений. При этом важно, что во всех случаях речь идет о воспринимаемых достижениях в том виде, в котором они представляются самому носителю этой самооценки. Уровень П. формируется под воздействием ряда факторов, важнейшую роль среди которых играют механизмы социализации, включающей в себя передачу представлений о том, какой уровень П. считается нормативно приемлемым, и последующего социального сравнения– соотнесения своего уровня П. с П. значимых других и референтной группы. Уровень П. закономерно положительно связан с социальным статусом: представителей социальных групп, занимающих более высокое положение в социальной иерархии, обычно отличает более высокий уровень П. Устойчивость П. также варьирует в зависимости от ряда личностных и социально-психологических факторов. Так, в экспериментах психологов школы К. Левина было обнаружено, что при неспособности справиться со сложной задачей с первой попытки одни участники эксперимента снижали уровень П., выбирая более простое задание, а другие, напротив, проявляли упорство, сохраняя прежний уровень П., или даже иногда переключались на более сложную задачу. Это различие было зафиксировано в противопоставлении двух видов мотивации, соответственно, мотивации избегания неудачи и мотивации достижения успеха. Коллективный уровень П. изучается в исследованиях социальных изменений. Так, П. Штомпка отмечает, что интенсивный социальный прогресс– рост коллективных достижений, особенно на фоне низкого старта, может сопровождаться опережающим ростом коллективных ожиданий, что, в свою очередь, может привести к нарастанию напряженности в обществе. Психодиагностика уровня П. тесно связана с диагностикой уровня самооценки и может проводиться с использованием методики психодиагностики самооценки Дембо– Рубинштейн, методик «Решетка мотивации достижений» Д. Шмальта , «Диагностика личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса, «Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач» и др. М. С. Фабрикант