Принуждение к откровенности ПРИНЦИП

Принуждение себя

Найдено 1 определение:

Принуждение себя

действие индивида против воли, вопреки желанию, взяв себя в руки, с целью избежания неприятностей или извлечения выгоды.

Я должен подавить в себе любовь… Любовь к вам связывала бы мне руки… Я не должен любить… Такие люди, как я, не имеют права связывать чью-нибудь судьбу с своею (Н. Чернышевский, Что делать?).

Ср.:

И мне агитпроп в зубах навяз,

И мне бы строчить романсы на вас, –

Доходней оно и прелестней.

Но я себя смирял, становясь

На горло собственной песне.

(В. Маяковский, Во весь голос)

Ср. сила воли, смирение, аскетизм, авторитарность, подавление.

Оцените определение:

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Принуждение, транслируемые образы и нормы как социально-психологические феномены власти в современны

Прилукова Екатерина Григорьевна
Рассмотрен феномен власти как деятельность социальных институтов и учреждений, контролирующих социально-психологическое функционирование индивида и являющихся, в свою очередь, инструментом и техникой осуществления власти в обществе. Описаны примеры отказа власти от осуществления принуждения насильственными способами и перехода к «мягким» в случае проявления свободы индивида в сочетании с его ведомой ролью. Представлено понимание, что фундаментом власти управления является категория нормы, т. е. представление о должном, задаваемом в обществе, в том числе средствами массовой коммуникации и информации.
Скачать PDF

Бытие, сверхсознание и социальное принуждение

Хало Павел Владимирович, Лапшина Ирина Владимировна, Алексеева Анна Владимировна
В статье рассматривается проблема бытия, которая из разряда узкой и абстрактно-философской переходит в разряд первоочередной и общечеловеческой. В настоящее время необходима такая научная концепция бытия, которая бы смогла сплотить большинство человечества, невзирая на религиозные и расовые предрассудки, объединив различные философские школы и направления. Проблема различных подходов к бытию, по мнению автора статьи, лежит в принципиально разных состояниях сознания, характерных для той или иной философской школы, а также той или иной религиозной концепции.
Скачать PDF

Характеристика позиций взаимодействия как форм выражения ценностей принуждения или ненасилия

Маралов Владимир Георгиевич, Ситаров Вячеслав Алексеевич
Статья посвящена проблеме соотнесения ценностей принуждения или ненасилия с позициями взаимодействия. Актуальность ее обусловлена значимостью выявления механизмов влияния ценностных ориентаций на поведение человека, его отношения с другими людьми, что дает возможность создавать психолого-педагогические условия для формирования ценностных ориентаций и гуманистической направленности личности. Дается характеристика насилия и ненасилия как общечеловеческих ценностей. Выдвигается предположение о том, что в качестве логического основания для выделения позиций взаимодействия могут выступать, с одной стороны, принятие или непринятие ценностей принуждения или ненасилия, с другой уровень активности или пассивности субъекта взаимодействия. В результате теоретического анализа выделяются и описываются четыре позиции. Позиция принуждения имеет варианты: эгоистический, эгоцентрический и псевдоальтруистический. Манипулятивная позиция в прямой и косвенной форме и как ее вариант «ханжеская» позиция» (позиция двуличия). Также рассматриваются позиция ненасилия и позиция смирения с ее вариантами альтруистической позицией и позицией невмешательства. Дается характеристика структурных компонентов каждой позиции: мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционального и поведенческого. Осуществлен анализ различных точек зрения на проблему оправданности применения принуждения или ненасилия. Приводятся аргументы в пользу целесообразности позиции ненасилия как формы взаимодействия. Ее преимущества состоят в гибкости поведения, проявляющегося в выборе таких средств взаимодействия, которые несут в себе наименьший заряд принуждения. Результаты исследования могут быть использованы в процессе практической деятельности по формированию гуманистической направленности личности.
Скачать PDF