ПРИНЦИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Найдено 1 определение:

ПРИНЦИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

основные исходные положения, определяющие ее отношение к изучению предмета своего исследования. Принципы инженерной психологии являются составной частью методологии инженерной психологии. Практическое выполнение принципов инженерной психологии способствует повышению эффективности инженерно-психологических исследований и разработок. Основными из этих принципов являются следующие. Принцип активного оператора. В общем случае активность человека определена его человеческой природой, тем, что он не просто перерабатывает информацию, принимает решение, манипулирует органами управления, но обязательно действует, имеет свое личное отношение к выполненным действиям, активно стремится к цели. Поэтому, согласно данному принципу, при определении роли человека в СЧМ очень важно, чтобы он не был просто придатком машины, а осуществлял активные функции. Это обусловлено тем, что при пассивной позиции оператора его переход к активным действиям требует значительной затраты сил, однако эффективность его работы при этом может оказаться невысокой. При активной же позиции оператора эффективность его деятельности достигает более высокого значения, а его психофизические затраты оказываются меньшими. Поэтому уже на стадии проектирования СЧМ необходимо определить характер будущей деятельности, ее психологическую структуру, функции и уровень активности оператора. Принцип гуманизации труда. При решении важнейших практических вопросов, в том числе и таких, как повышение производительности, качества и эффективности, отечественная инженерная психология исходит прежде всего из требований, предъявляемых человеком к технике и организации труда, его возможностей и особенностей деятельности. Этот принцип подчеркивает также ведущую, творческую роль в процессе труда (см. Гуманизация труда). Принцип равенства критериев. Согласно этому принципу, деятельность человека и работа машины должны, по возможности, оцениваться с помощью одних и тех же показателей: надежности, быстродействия и др. Только при таком подходе возможно проведение анализа и оптимизации СЧМ. Это, безусловно, не отрицает возможности использования специфических для человека или машины показателей и критериев при частном анализе каждого из этих звеньев в отдельности. Принцип комплексности. Данный принцип рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, согласно ему, конечным объектом оптимизации при решении задач инженерной психологии являются не характеристики человека или машины в отдельности, а характеристики (показатели) СЧМ в целом. Только создание благоприятных условий для деятельности человека или работы машины без учета того, каким путем это достигается, насколько это возможно или целесообразно с экономической и других точек зрения, является нарушением данного принципа. Однако выполнение данного принципа предполагает безусловное обеспечение допустимых норм деятельности оператора или работы машины. С другой стороны, реализация принципа комплексности означает необходимость развития междисциплинарных связей инженерной психологии, взаимодействия ее с другими науками о человеке и технике. Этот принцип опирается на идеи о комплексном изучении человека и человеческого фактора в технике. Подчеркивая ведущее, первостепенное значение психологической проблематики, необходимо иметь в виду, что только ею не исчерпываются все «человеческие» проблемы, возникающие при анализе, изучении и оптимизации СЧМ. В связи с этим возникает необходимость тщательного изучения не только информационного взаимодействия (см. Предмет инженерной психологии), но и других аспектов функционирования СЧМ, в частности антропометрических, гигиенических, физиологических и т. п. Принцип непрерывности (последовательности). Согласно этому принципу, выполнение инженерно-психологических требований должно быть обеспечено на всех этапах существования СЧМ: проектирования, производства, эксплуатации. Выполнение этих требований есть не одноразовое мероприятие, а непрерывный процесс оптимизации основных характеристик СЧМ. Принцип проектирования деятельности. Проект деятельности оператора должен выступать как основа решения всех остальных задач построения СЧМ. Точно так же, как при разработке техники проектируются технические устройства, при разработке СЧМ необходимо спроектировать деятельность человека, который будет пользоваться этими устройствами. Более того, сами эти устройства (средства отображения информации, коммуникации, ввода информации в машину и т. п.) должны разрабатываться на основе и с учетом проекта будущей деятельности человека. К техническим устройствам нужно подходить как к средствам облегчающим деятельность человека (см. также Инженерно-психологическое проектирование, Проектирование деятельности). Рассмотренные принципы инженерной психологии носят общий характер, их реализация должна осуществляться при решении всех задач инженерной психологии. Выполнение этих принципов является проявлением системного подхода в инженерной психологии. Однако кроме них используется и целый ряд частных принципов. К ним относятся принципы взаимного расположения индикаторов и органов управления, распределения функций между человеком и машиной, моделирование деятельности оператора, экономии движений, оценки надежности СЧМ и другие.

Оцените определение:

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

Найдено научных статей по теме — 12

Методологические принципы организации инженерного образования на основе концепции информационной без

Маклаков Г.Ю.
Скачать PDF

Принципы психологического самообеспечения субъектом личной безопасности в экстремальной ситуации

Непомнящий А.В., Краснянская Т.М.
Скачать PDF

Антропологический принцип в психологии здоровья

Шувалов А.В.
Скачать PDF

Инженерная психология, техника и психика

Ткачев И. И.
Скачать PDF

Высшая техническая школа и инженерное образование в современных условиях. Психолого-акмеологический

Козлова Н.В., Берестнева О.Г.
Рассматривается приоритетная сущностно-личностная концепция образования и качественно новый подход к проблеме обучения современного специалиста с опорой на теорию и методологию акмеологии. Представлена основная стратегия обучения с опорой на систему акмеологического знания. Определены подходы выявления у студентов личностных ресурсов и трудностей в профессиональном развитии средствами компьютерной системы оценки качества образования.
Скачать PDF

Принципы организаци и направления медико-психологического сопровождения студентов вуза

Жигинас Наталья Владимировна
Изложена концепция организации службы медико-психологического сопровождения в вузе на базе медицинского учреждения, представлены комплексы лечебно-профилактических, диагностических и психотерапевтических мероприятий.
Скачать PDF

Психологические принципы личностно ориентированного подхода

Розенберг Ольга Фадеевна
Личностно ориентированное обучение (ЛОП) создает условия для целостного развития личности учащегося и нацелено на удовлетворение широкого круга его потребностей. Психологические принципы личностно ориентированного подхода в обучении являются результатом исследований в различных областях психологии.
Скачать PDF

Психолого-педагогические наблюдения за аффективно-волевой и когнитивной принципиальностью человека:

Дудко В.А.
Автор статьи считает, что в качестве механизмов регуляции поведения человека можно рассматривать аффективно-волевую и когнитивную принципиальность. Придерживаясь своих размышлений, автор подчеркивает, что аффективно-волевой компонент раскрывает личные позиции с точки зрения чувств, эмоций, упорядоченной системы отношений, а когнитивный, с точки зрения систематизирования информации, припоминания и прогнозирования. Лонгитюдное наблюдение за личностным развитием учащихся с 5 по 11 класс позволило автору придти к утверждению, что сформированное к 10 годам аффективно-волевое проявление является устойчивым. Однако в период самовоспитания оно может быть расширено посредством осмысления, познания и желания.
Скачать PDF

Принцип диалогичности в психолого-педагогическом исследовании

Чернов Александр Юрьевич
Обосновывается принцип диалогичности в психолого-педагогическом исследовании. Показано, как идея диалогичности может быть реализована в различных вариантах исследовательской модели «action research» (исследование действием).
Скачать PDF

Принципы доказательной медицины в клинической психологии: современный подход к принятию объективных

Новохацки Анастасия Васильевна
Приводится анализ использования принципов и инструментария доказательной медицины с возможностью их применения в клинической психологии. Описаны исторические предпосылки возникновения и основные принципы доказательной медицины как нового подхода к решению клинических задач в области психического здоровья.
Скачать PDF

Ресурсный подход к психологической диагностике: основные принципы

Марков Василий Николаевич
Профессиональное развитие взрослого рассматривается как соотношение иерархически подчиненных друг другу ресурсов личности.
Скачать PDF

Психология труда, инженерная психология и эргономика: историко-психологический анализ

Носкова Ольга Геннадьевна
Автор обсуждает предмет, задачи, общественный статус психологии труда, инженерной психологии и эргономики, соотношение этих научных дисциплин в разные периоды второй половины ХХ - начала XXI в. в России.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: