ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ это что такое ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ: определение — Психология.НЭС
ПРИНЦИП РЕАКТИВНОСТИ ПРИНЦИП РЕЗОНАНСА

ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ

Найдено 10 определений термина ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ

Один из двух принципов, управляющих, по Фрейду, функционированием психики. Он образует пару с принципом удовольствия и видоизменяет его действие: как только принцип реальности утверждает свое господство, поиск прямых и непосредственых удовлетворений прекращается, удовлетворение ищется на обходных путях, а достижение результата может отсрочиваться в зависимости от внешних условий.

С точки зрения энергетики, принцип реальности предполагает преобразование свободной энергии в связанную*; с точки зрения топики, он характеризует главным образом систему Предсознание-Сознание; с точки зрения динамики, принцип реальности воздействует на определенный тип энергии влечений, подвластных Я (см.: Влечения Я).

o Это понятие появляется в 1911 г. в "Двух принципах функционирования психики" (Formulierungen ?ber die zwei Prinzipiell des psychisches Geschehens), хотя подспудно оно присутствовало уже в ранних метапсихологических разработках Фрейда. Принцип реальности возникает, по Фрейду, позже принципа удовольствия и в связи с ним. Поначалу младенец стремится к непосредственной галлюцинаторной разрядке напряжений, связанных с влечениями (см.: Опыт удовлетворения): "...лишь постоянная неудача, отсутствие ожидаемого удовлетворения, разочарование приводят к отказу от попыток удовлетворения посредством галлюцинации. Волей-неволей психический аппарат вынужден научиться представлять себе реальное положение вещей во внешнем мире и производить в нем реальные изменения. Для этого в действие вводится новый принцип психической деятельности: психическое представление перестает подстраиваться под то, что приятно, и начинает соответствовать тому, что реально, даже если оно и неприятно" (la). Принцип реальности как регулятивный принцип функционирования психики возникает вследствие изменения принципа удовольствия, прежде' царившего безраздельно, и в результате ряда приспособительных изменений в психике, таких, как развитие функций сознания (внимание, суждение, память); замена двигательной разрядки действием, направленным на преобразование реальности; появление мысли как "испытания", при котором происходит перемещение небольших нагрузок и преобразование свободной энергии*, беспрепятственно перетекающей от представления к представлению, в связанную энергию* (см.: Тождество восприятия - Тождество мысли). Переход от принципа удовольствия к принципу реальности не уничтожает первого принципа. Если принцип реальности обеспечивает реальное удовлетворение, то принцип удовольствия сохраняет свое господство в одной из областей психической деятельности, где по-прежнему властвуют фантазии и законы первичных процессов*, т..е. в области бессознательного*.

Этот общий подход был разработан Фрейдом в рамках так называемой "генетической психологии" (1b). Он подчеркивал, что эта общая схема в разной мере применима к развитию сексуальных влечений и влечений к самосохранению*. Так, влечения к самосохранению постепенно все более подчиняются принципу реальности, тогда как сексуальные влечения "обучаются" лишь с опозданием, да и то не полностью. В результате сексуальные влечения навсегда остаются во власти принципа удовольствия, а влечения к самосохранению довольно быстро научаются представлять в психике требования реальности. С этой точки зрения, психический конфликт между Я и вытесненными содержаниями психики укореняется на уровне дуализма влечений, связанного, в свою очередь, с дуализмом принципов.

Несмотря на свою очевидную простоту, эта концепция порождает трудности, которые заметил и подчеркнул сам Фрейд.

1) Мысль о том, что сексуальные влечения и влечения к самосохранению развиваются одинаково, представляется неверной. Неясно, как определить тот первоначальный момент, когда влечения к самосохранению подчинялись одному лишь принципу удовольствия: разве, по Фрейду, они не были сразу же нацелены на реальный объект удовлетворения желаний, отличаясь этим от сексуальных влечений? (2). Вместе с тем тесная связь между сексуальностью* и фантазированием* делает весьма сомнительной саму мысль о постепенном постижении реальности, как это показывает, впрочем, и психоаналитическая практика.

В самом деле, что заставляет ребенка искать реальный объект, если он спрсобен вволю удовлетворяться собственными галлюцинациями? Эту трудность можно разрешить так: сексуальное влечение возникло на основе влечения к самосохранению - путем примыкания* и одновременно обособления. В общем, функции самосохранения вводят в действие такие способы поведения и восприятия, которые, пусть и неумело,, направлены на реальный объект, способный к адекватному удовлетворению потребностей (грудь, пища). Сексуальное влечение рождается на обочине процесса, связанного с выполнением этой естественной функции; оно приобретает самостоятельность, отделяясь и от этой функции, и от объекта, воспроизводя удовольствие автоэротически* и особым образом организуя избранные представления в фантазмы. С этой точки зрения, связь между двумя типами влечений и двумя принципами - это не вторичное приобретение: связь между самосохранением и реальностью прочна изначально, а возникновение сексуальности совпадает с появлением фантазмов и галлюцинаторным осуществлением желания.

2) Фрейдовская идея насчет некоего вымышленного изначального состояния, при котором человек сперва всецело предается нарциссическим* удовольствиям, а затем неизвестно каким путем выходит навстречу реальности, подвергалась критике. Такую картину опровергают и собственные утверждения Фрейда: ведь доступ к реальности существует, по крайней мере в отдельных областях (например, в области восприятия), изначально. Нельзя ли связать это противоречие с тем, что в области психоаналитического исследования проблема реальности ставится иначе, чем, например, в психологии, изучающей поведение ребенка? По-видимому, то, что Фрейд необоснованно считает значимым для развития субъекта в целом, на самом деле относится только к области бессознательного желания, изначально далекой от реальности. Фрейд искал предпосылки доступа к "окончательной форме любви к объекту" в эволюции человеческой сексуальности - на пути, структурированном Эдиповым комплексом*. Без ссылок на эту Эдипову диалектику и на связанные с нею (само)отождествления* нельзя понять значение принципа реальности и его способность изменять направление сексуального желания (см.: Объект).

3) Фрейд приписывал важное значение понятию "испытание реальности"*, хотя и не дал связного теоретического объяснения этого процесса и не уточнил своего отношения к принципу реальности. Фактически это понятие используется в рамках двух совершенно различных подходов: с одной стороны, это генетическая теория обучения реальности, испытания влечения реальностью (методом проб и ошибок); с другой стороны, квази-трансценден-тальная теория становления объекта в ряду антитез: внутреннее - внешнее, приятное-неприятное, интроекция - проекция (см.: Испытание реальности, Я-удовольствие, Я -реальностъ).

4) В своей второй топике Фрейд трактует Я как результат отделения от Оно при прямом контакте с внешней реальностью, и потому Остановится инстанцией, обязанной обеспечивать ведущее положение принципа реальности. Я "...внедряет - между требованиями влечений и действиями, направленными на удовлетворение, - работу мысли, которая, понимая настоящий момент и используя прошлый опыт, стремится с помощью испытаний предугадать результат предпринимаемых действий. Тем самым Я удается определить, стоит ли предпринять или же отсрочить попытку удовлетворения, не нужно ли просто-напросто счесть требования влечений опасными и подавить их (принцип реальности)"(3). В этом утверждении виден размах стремлений Фрейда подчинить приспособительные функции индивида - Я (см.: Я, Комментарий VI). Такая трактовка вызывает возражения двоякого рода. С одной стороны, неясно, можно ли передоверить обучение требованиям реальности такой психической инстанции, которая и сама в своем возниковении и функционировании отмечена следом (само)отождествлений и конфликтов. С другой стороны, разве понятие реальности в самом психоанализе не было полностью обновлено такими важнейшими открытиями, как Эдипов комплекс или развитие либидинального объекта? То, что в психоанализе понимается под "доступом к реальности", не сводится к способности отделить ирреальное от реального или же испытать фантазмы и бессознательные желания, столкнув их с единовластными законами внешнего мира.

Оцените определение:

Источник: Терминологический глоссарий основных терминов динамической психиатрии Под ред. В.А.Шаповаловой.

ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ

согласно З. Фрейду - один из руководящих принципов регуляции психической деятельности, формирующийся в процессе становления личности; принцип регуляции психической жизни. Выражается в учете реальных условий и возможностей удовлетворения влечений (-> либидо), зачастую - в отказе от различных способов получения удовольствия: Ему подчиняются влечения Я; его основное содержание - приведение бессознательных, крайне индивидуалистических стремлений к получению удовольствия в известное соответствие с требованиями внешнего мира.

В конечном счете принцип реальности все же действует в интересах принципа удовольствия, не оставляя цели получения удовольствия, но лишь откладывает возможность его удовлетворения и терпит временное неудовольствие на окольном пути к удовольствию.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Принцип реальности

Reality principle). Ориентация, которая предусматривает отсрочку удовлетворения инстинкта до тех пор, пока не будет найден подходящий объект и/или условие для удовлетворения данной потребности.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями/Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой.122

Принцип реальности

reality principle) - осознание того, что мы не можем всегда выражать или удовлетворять импульсы нашего Ид.

Источник: R. Frager, J. Fadiman. Glossary of "Personality & Personal Growth".

Принцип реальности

Один из аспектов теории Фрейда. Его сущность заключается в том, что мы осознаем требования окружающей среды и действуем таким образом, чтобы ограничить импульсивные побуждения Ид в соответствии с текущей ситуацией. К примеру, если Ид (действующее по принципу удовольствия) толкает нас к поискам сексуального удовлетворения, то наше Эго ограничивает эту потребность до тех пор, пока не представится удобная возможность.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

РЕАЛЬНОСТИ, ПРИНЦИП

1. В психоаналитической теории — познание реальной окружающей среды ребенком, возрастающая осведомлен о ее требованиях и потребность соответствовать им. Нормальное развитие здесь рассматривается как приобретение и усиление этого принципа реальности, выполняющего функции тормоза или модификатора более примитивного, нереального принципа удовольствия. 2. В теории речевого акта — допущение, что говорящий сообщает о реальных вещах и событиях.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ

один из принципов регулирования психической деятельности, вносящий коррективы в первоначальную установку на получение немедленного удовольствия, преобразующий свободное, ничем не сдерживаемое протекание психических процессов и оказывающий такое воздействие на функционирование психики, которое связано с необходимостью считаться с окружающей человека действительностью.

   Первоначальные представления о принципе реальности содержались в работе З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900), где наряду с раскрытием природы и механизмов образования сновидений была предпринята попытка рассмотрения формирования и функционирования психического аппарата. В его понимании вначале психический аппарат следует стремлению оберегать себя от раздражений и отводить по моторному пути все поступавшие к нему извне чувственные раздражения. Первая психическая деятельность направлена исключительно на повторение восприятия, связанного с чувством удовлетворения, устраняющего внутренние раздражения. В дальнейшем жизненный опыт приводит к модификации примитивной психической деятельности в более целесообразную, ведущую к образованию извне желаемой идентичности. И если деятельность примитивного психического аппарата регулируется «принципом неприятного ощущения», то горький жизненный опыт вызывает необходимость в осуществлении «вторичной деятельности», связанной с поиском обходного пути, ведущего к реальному восприятию объектов удовлетворения. В конечном счете, как полагал З. Фрейд, первичный психический процесс подправляется и в результате вторичного процесса образуется идентичность мышления. «Тенденция мышления должна, таким образом, клониться в сторону освобождения от исключительного господства принципа неприятного ощущения; оно должно ограничивать до минимума развитие аффектов».

   В явно выраженной форме понятие «принцип реальности» было введено З. Фрейдом в его статье «Формулировка двух принципов психической деятельности» (1911). Тем самым он включил психологическое значение реального мира в остов психоаналитического учения о функционировании психики. В этой статье наряду с принципом удовольствия-неудовольствия З. Фрейд писал о новом принципе психической деятельности: «Представляется уже не то, что приятно, а то, что действительно, даже если оно и неприятно. Это введение принципа реальности повлекло за собой большие последствия». В частности, одним из таких последствий было признание фантазирования в качестве такой психической деятельности, которая оказалась свободной от критерия реальности и не связанной с реальными объектами. Внутреннее психическое впечатление от замены принципа удовольствия принципом реальности отразилось и в религиозных верованиях: учение о награде на том свете за добровольный или вынужденный отказ от земного наслаждения явилось, по мнению З. Фрейда, не чем иным, как мифической проекцией данного психического переворота. Воспитание может быть определено как «побуждение к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности», а искусство – как своеобразный путь достижения примирения этих двух принципов.

   Высказанные З. Фрейдом идеи получили свое дальнейшее осмысление в его работах «Лекции по введению в психоанализ» (1916/17), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923). Так, в «Лекциях по введению в психоанализ» основатель психоанализа развил свои представления о принципе реальности. Он показал, что если в сексуальных влечениях наблюдается стремление к сохранению первоначальной функции получения удовольствия, то во влечениях Я имеет место иная картина. Под влиянием необходимости влечения Я научаются заменять принцип удовольствия соответствующей модификацией. Я постигает неизбежность отречения от непосредственного удовлетворения или отказа вообще от определенных источников наслаждения. «Воспитанное таким образом Я стало «разумным», оно не позволяет больше принципу удовольствия владеть собой, а следует принципу реальности, который, в сущности, тоже хочет получить удовольствие, хотя и отсроченное и уменьшенное, но зато надежное благодаря учету реальности».

   В работе «По ту сторону принципа удовольствия» З. Фрейд подчеркнул, что именно под влиянием стремления организма к самосохранению принцип удовольствия сменяется принципом реальности. Подобная смена психической деятельности не означает, что, первоначально руководствующийся в жизни принципом удовольствия, человек под влиянием принципа реальности отказывается от удовольствия как такового, отрекается от него как от конечной цели. В действительности, как считал З. Фрейд, замена одного принципа психической деятельности другим означает не устранение принципа удовольствия, а только подкрепление его.

   Если в статье «Формулировка двух принципов психической деятельности» З. Фрейд отметил, что стремящееся к реальности Я ищет пользу и пытается застраховать себя от вреда, то в работе «Я и Оно» он подчеркнул, что Я стремится применить на деле влияние внешнего мира и его намерений, старается «принцип наслаждения, неограниченно царящий в Оно, заменить принципом реальности».

   В целом основатель психоанализа исходил из того, что принцип реальности не отменяет собой принцип удовольствия, поскольку в действительности речь идет о временной отсрочке получения человеком желаемого удовольствия. «Мгновенное, но сомнительное по своим последствиям удовольствие устраняется только для того, чтобы на новом пути обеспечить себе более надежное, хотя и отсроченное».

   Кроме того, З. Фрейд считал, что принцип удовольствия долгое время господствует в сфере сексуальных влечений и часто бывает так, что как в этой сфере, так и в самом Я он «берет верх над принципом реальности даже во вред всему организму». Словом, столкновения между принципом удовольствия и принципом реальности могут вести к вну-трипсихическим конфликтам, вытеснению бессознательных влечений человека, возникновению неврозов.

   Фрейдовское представление о принципе реальности было переосмыслено некоторыми исследователями. В частности, в работе «Эрос и цивилизация» (1956) американский философ Г. Маркузе (1898–1979) показал, что в своих обобщениях основатель психоанализа соотнес все исторические формы принципа реальности с подавлением, репрессией инстинктов человека, то есть с прогрессом человеческой культуры как организованного господства над индивидом. В отличие от подобного видения хода истории он попытался обосновать возможность развития нерепрессивной цивилизации и с этой целью ввел в психоаналитическое понимание соотношений между принципом удовольствия и принципом реальности два новых понятия: «прибавочную репрессию» («дополнительное подавление») и «принцип производительности».

   В понимании Г. Маркузе прибавочная репрессия представляет собой ограничения, налагаемые социальной властью, и в этом смысле она отличается от основного подавления инстинктов, обусловленного модификацией принципа удовольствия в принцип реальности. (Сходная идея была высказана несколькими десятилетиями ранее венгерским психоаналитиком Ш. Ференци (1873–1933), выступившим на Международном психоаналитическом конгрессе в Зальцбурге в 1908 году с докладом «Психоанализ и педагогика», в котором он ввел понятие «дополнительного подавления» или «чрезмерного вытеснения», являющегося результатом действия догматического воспитания, не считающегося с особенностями психосексуального развития детей.) В свою очередь, принцип производительности представляет собой господствующую историческую форму принципа реальности. По мнению Г. Маркузе, каждая форма принципа реальности воплощается в системе общественных институтов и отношений, ценностей и законов, которые обеспечивают соответствующее подавление инстинктов. Принцип производительности как принцип непрерывно расширяющегося антагонистического общества потребления основывается на контроле над отчужденным трудом. При господстве этого принципа «непримиримый конфликт существует не между работой (принципом реальности) и Эросом (принципом удовольствия), а между Эросом и отчужденным трудом».

   Г. Маркузе исходил из того, что принцип производительности не является единственным историческим принципом реальности, и, следовательно, в отличие от взглядов З. Фрейда на извечное подавление влечений человека культурой, существует перспектива развития такой формы принципа реальности, при которой станет возможной существование нерепрессивной цивилизации. Такая перспектива вытекает, по убеждению Г. Маркузе, из прогресса цивилизации, ведущего к отрицанию рациональности и дополнительной репрессии, имеющих место при господстве принципа производительности. Сам принцип производительности создает предпосылки для качественно иного, нерепрессивного принципа реальности. За его пределами может иметь место другое отношение к принципу удовольствия, которое предвосхищается воображением человека. Именно воображение оберегает свободу от власти принципа производительности и «питает потребность в новом принципе реальности». Становление нового принципа реальности предполагает смену архетипов, символов, культурных героев: таковыми, как полагал Г. Маркузе, должны быть не Прометей (герой-архетип принципа производительности), а Орфей и Нарцисс, в образах которых отражен опыт свободы, оправдания удовольствия, примирения Эроса и Танатоса. Новый принцип реальности принесет не торжество «голой сексуальности», а преобразование сексуальности в Эрос, в результате чего репрессивный разум уступит место «новой рациональности удовлетворения», «рациональности чувственности», в которой сливаются разум и счастье человека.

   Говоря о возможности устранения принципа производительности, становления нового принципа реальности и развития нерепрессивной цивилизации, Г. Маркузе основывался на тех идеях З. Фрейда, которые содержались в классическом психоанализе, но не были выявлены до конца его основателем. В частности, при изложении своих представлений о новом принципе реальности он опирался на те скрытые тенденции, которые содержались в идеях З. Фрейда о роли фантазии в жизни человека, первичном нарциссизме и силах Эроса.    

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Принцип реальности

reality principle) – в психоанализе - осознание того, что индивид не всегда может открыто выражать или удовлетворять импульсы бессознательного, если он считается с действительностью. Согласно З.Фрейду, прицип реальности приводит к инстинктному удовлетворению путем приспособления к фактам и объектам, существующим во внешнем мире. Пути реализация этого принципа вырабатываются опытным путем в процессе индивидуального развития.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Реальности принцип

1. в психоанализе – познание ребенком реальной окружающей среды, возрастающая осведомленность относительно ее требований и потребность соответствовать последним; 2. в теории речевого акта – допущение, что говорящий сообщает о реальных вещах и событиях, а не о том, какими он их сам себе представляет.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

принцип реальности

принцип регуляции психической жизни личности в теории З.Фрейда, согласно которому инстинкты, влечения, бессознательное, "Оно", "Я" проявляются через фильтры требований, предьявляемых реальными ситуациями, они не могут удовлетворяться в социально отвергаемых формах.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Принципы психологического самообеспечения субъектом личной безопасности в экстремальной ситуации

Непомнящий А.В., Краснянская Т.М.
Скачать PDF

Антропологический принцип в психологии здоровья

Шувалов А.В.
Скачать PDF

Границы применимости синергетических принципов в педагогических исследованиях

Мальцева Н.Н.
Скачать PDF

Принципы управления персоналом как компоненты профессиональноуправленческого мировоззрения руководит

Евтихов О. В.
В статье на основе анализа научной литературы в области психологии управления и менеджмента описана обобщенная модель принципов управления персоналом, которая может выступать инструментом в осмыслении управленческой деятельности и формировании профессионального управленческого мировоззрения руководителя.
Скачать PDF

Методологические принципы психосоциальной работы

Плешакова О. В.
На основе различных подходов к определению методологии социальной работы выделены и описаны основные методологические принципы организации социальной работы: системный, генетический, детерминации, конкретности, позитивности, объективности. Подробно раскрывается их содержание и описываются способы практического применения. Обозначена актуальность корректного определения методологии организации социальной работы, важнейших подходов к её использованию в практической деятельности социального работника.
Скачать PDF

Особенности реализации принципа природосообразности

Птицына И.Ф.
В статье рассматриваются особенности применения принципа природосообразности. Представлен психолого-педагогический портрет студентов в экспериментальной и контрольной группах по интеллектуальным, эмоционально-волевым особенностям и коммуникативным свойствам и особенностям межличностного взаимодействия.
Скачать PDF

Модели и принципы активации резервных возможностей организма

Halo Pavel Vladimirovich, Galalu Valentin Gavrilovich, Omel'Chenko Vitaliy Petrovich
The features of activated reserve capacity rights in states superconscious. The analysis of existing models and principles of human functioning in these states.
Скачать PDF

Организация, направления и методы исследования психического здоровья студентов. Принципы и методы пс

Жигинас Наталья Владимировнасс
В работе представлены содержание, направления и методы исследования психического здоровья студентов. Представлена исследовательская модель перевода теоретической концептуальной модели первичной профилактики психического здоровья студентов в направлении предупреждения патогенного развития экзистенциальных кризисов в эмпирическую, которая конструируется как медико-психологическая проблема. Определены принципы и методы психологической помощи студентам, переживающим кризисIn work content, directions and methods of research of mental health of students are presented. The research model of translation of theoretical conceptual model of primary preventive maintenance of mental health of students in a direction of the prevention of pathogenic development of existential crises in empirical which is designed as a medical-psychological problem is presented. Principles and methods of the psychological help to the students experiencing crisis are defined
Скачать PDF

Технология принципиальных переговоров, как эффективный способ разрешения конфликтов

Бузунов Антон Михайлович
В статье содержится описание технологии принципиальных переговоров, которая характеризуется как технология переговоров без поражения. Описываются принципы данной технологии и приводятся практические рекомендации по ее применению. Уделяется внимание переговорам, как эффективному разрешению конфликтов. Применение технологии принципиальных переговоров при переговорах с лицами, захватившими заложников, приводит к их успешному завершению в 100% случаев.
Скачать PDF

Принцип ассоциации в психодиагностических исследованиях ХIХ-ХХI веков

Власенкова Ирина Николаевна
Статья посвящена обзору психодиагностических исследований, использующих принцип ассоциации для объяснения частных феноменов психологии в области восприятия, памяти, образования суждений. В обзор вошли классические источники о развитии принципа ассоциации и его роли в психологии. Обобщены современные отечественные и зарубежные представления об ассоциативном эксперименте, истории его развития.The article reviews the psycho-diagnostic researches on human mind based on the principle of association to explain the psychology of perception, memory and opinion formation of individuals. The review includes classic works about the development of the association principle and unifies the contemporary domestic and foreign concepts about the associative experiment and the history of its development.
Скачать PDF

Принципы теории управления, описанные в древнекитайских трактатах

Евтихов О. В.
В статье проведен научный анализ опубликованных переводов древнекитайских трактатов «Дао дэ цзин», «Хань Фэй-цзы», «Искусство войны» и произведений Шэнь Бухая на предмет выявления описанных в них принципов управления, которые могут послужить когнитивными компонентами в развитии профессионального управленческого мышления руководителей.
Скачать PDF

Принцип дефицита: всегда ли нарушается рациональность

Чхартишвили А.Г.
Скачать PDF