ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ
развития принцип
методологический принцип, требующий изучение психических явлений в процессе их развития, является одним из основных для отечественной психологической науки. Методологической реализацией Р.п. выступает генетический метод (см).
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
принцип развития
принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних детерминант. П.р. в психологии рассматривается обычно в двух аспектах: исторического развития психики от ее зарождения до современного состояния – филогенеза психики и развития психики конкретного человека – онтогенеза психики. Кроме того, возможно и необходимо рассматривать различные психические компоненты личности в их развитии – потребностно-мотивационная сфера, характер, личностные качества и т.д. и т.п.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
РАЗВИТИЯ ПРИНЦИП
методологический принцип, выражающий подход к изучению психических явлений, который предполагает их изучение, познание их сущности в динамике, т. е. в процессе развития. Согласно Р.п., любое сложное психическое явление имеет свои истоки, причины изменения и последовательность этапов прогрессивного преобразования (развития). Такое психическое явление постепенно развивается из более простых психических феноменов по определенным законам, и для того, чтобы познать некоторое, достаточно сложное психологическое явление, недостаточно изучить его только в том виде, в каком оно существует в данный момент времени. Необходимо также проследить процесс его постепенного изменения (развития) с момента возникновения и до появления его высших форм. См. развитие, развития движущие силы, развития психологического (психического) условия.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ
научный принцип, который заключается в том, что абсолютно все объекты и явления окружающего нас мира находятся в процессе непрерывного изменения, движения, развития. В наиболее общем виде он сформулирован Ф. Энгельсом. Все непрерывно развивается и изменяется не только от простого к сложному, низшего к высшему, но и наоборот. Данный принцип требует при изучении конфликтов выявлять тенденции в их эволюции – постепенном, длительном, непрерывном развитии конфликта от одних форм к др., чаще от простых к более сложным. Знание закономерностей эволюции конфликтов помогает более глубоко понять содержание актуальных конфликтов и давать более точный и долговременный прогноз вариантов их развития. Каждое конкретное конфликтное взаимодействие также находится в непрерывном изменении, т. е. имеет свою динамику. Оценивая конфликт, важно помнить о том, что ранее он был иным, и неизбежно будет изменяться в последующем.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ
философский и общенаучный способ объяснения явлений, требующий истолковывать изучаемые феномены в их развитии (филогенетическом и онтогенетическом). Развитие психики реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной историей развития человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного организма - человека или животного). В работах как российских, так и зарубежных ученых принцип развития трактуется как взаимосвязь изменений психологических явлений и порождающих их причин. При этом этот объяснительный принцип внутренне связан с другими регу- лятивами научного познания - детерминизмом и системностью. Он предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием вызывающих их причин, и вместе с тем, включает постулат об обусловленности преобразования этих явлений, их включенностью в целостную систему, образуемую их взаимоориентацией. Новообразования в ходе психического развития характеризуются: необратимостью, направленностью, закономерностью, трансформацией изменений от этапа к этапу развития, «надстраиванием» новых преобразований над предшествующими, имеющими не только количественные, но и качественные параметры. Психическое развитие человека детерминируется иерархией фактов: природными задатками как условиями и предпосылками (А.В. Запорожец); социальной средой как потенциальным источником развития (Д.Б. Эльконин) и сотрудничеством с другими людьми (Л.С. Выготский); противоречием между образом жизни и возможностями ребенка, а именно между местом, занимамым им в мире человеческих отношений, и стремлением изменить это место, как движущей силой (А.Н. Леонтьев); собственной деятельностью ребенка по овладению действительностью как движущей силой (С.Н. Карпова); собственной активностью ребенка по преодолению противоречий как источников саморазвития; при этом «спонтанность» развития обусловлена как ходом созревания, так и возрастающей внутренней активностью человека, выбором новых видов деятельности; гармоничностью личности как одной из существенных движущих сил дальнейшего полнокровного развития человека (Л.И. Анцыферова). Идеи генетического подхода к научному познанию первоначально сформулированы в работах Дж. Локка, В. Вундта и Г. Гегеля. Позднее в психологии они реализованы в концепциях психоанализа, бихевиоризма, необихевиоризма, концепции рекапитуляции Ст. Холла, теории конвергенции двух факторов В. Штерна и др. В отечественной психологии этот принцип раскрывается до 70-х гг. XX в. в рамках проблемы развития психики (филогенез психики животного и человека, сравнительная психология, роль наследственности и среды в онтогенезе человека). В последующие годы - в рамках проблемы развития личности и периодизации ее становления, где в качестве системообразующего выступил принцип деятельностного опосредования, детерминирующего закономерности перехода от одного возраста к другому.
Развития принцип
Развіцця прынцып / Development principle (в психологии)– необходимость при исследовании психологических явлений и личности человека выявлять их закономерные изменения в процессах фило-, онто- и социогенеза, т. е. в процессе развития. Философские предпосылки принципа Р. складываются в трудах Дж. Локка. Идея развития пришла в психологию с теорией эволюции, доказывающей, что психика изменяется вместе со средой и служит для адаптации организма к ней. В российской психологии принцип Р. приобрел особый характер, поскольку с середины 20-х гг. XX в. отечественная психология развивалась в рамках идеологической парадигмы марксизма, что актуализировало обращение к принципу Р., философские основы которого содержались в трудах Гегеля и оказались ретранслированными в дальнейшем Марксом и Энгельсом. В результате в 1920-е гг. интенсивно проводились исследования в области сравнительной психологии, обращенной к филогенезу в животном мире (В. А. Вагнер, Н. Н. Ладыгина-Котс, Г. З. Рогинский, В. Н. Боровский и др.), а также в детской (возрастной) психологии, интегрированной в комплекс педагогических наук (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, М. Я. Басов и др.). В последующем методологический и теоретический анализ принципа Р. осуществлялся в трудах Л. И. Анциферовой, В. Г. Асеева, А. В. Брушлинского, А. В. Запорожца, М. С. Гусельцевой, В. В. Давыдова, М. И. Лисиной, Т. Д. Марцинковской, Я. А. Пономарева, Е. А. Сергиенко и др. Принцип Р. в психологии– это фундаментальный, ядерный и старейший принцип ее методологии. Принцип Р.– ведущий для той области психологической науки, которая описывает генезис психики, он утверждает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. В силу этого одним из наиболее распространенных психологических методов являтся именно генетический. С позиций концепции неограниченного развития принцип Р. оказывается шире генетического принципа, понимаемого как раскрытие генеза некоторой сложившейся системы, Р. которой совершается лишь в пределах одного и того же класса сложности. В работах российских и зарубежных ученых принцип Р. трактовался как взаимосвязь изменений психологических явлений и порождающих их причин. При этом принималась во внимание зависимость происходящих преобразований психических явлений от их включенности в целостную систему. До начала 1970-х гг. в психологии доминировала проблема Р. психики, в последующие десятилетия был осуществлен переход к решению вопроса о Р. личности человека, к построению соответствующей периодизации его этапов. В настоящее время принцип Р. рассматривается в единстве с двумя другими принципами построения психологической теории– детерминизма и системности. Самые последние теоретико-методологические исследования данного вопроса позволяют сказать, что происходит значительное расширение и дополнение принципа Р. принципами непрерывности, дифференциации и уровневой интеграции, неопределенности, субъектности, антиципации. Принципы Р. и саморазвития в научном познании объединяются в системном взаимодействии, при этом принцип саморазвития (самодвижения) в большей мере означает спонтанность процессов развития, на которую воздействуют (но не детерминируют ее) биологические и социальные факторы. Расширения принципа Р. в современной психологии описываются в категориях разнообразия и вариативности, неопределенности и непредсказуемости, гетерогенности (разнородности) и гетерохронности (неравномерности), континуальности и контекстуальности, а также сложности, антиципации, компликологии и т. п.. Т. В. Разина
РАЗВИТИЯ ПРИНЦИП
является и философским и методологическим принципом. Его трактовка осуществлялась с противоположных позиций по разным основаниям: одними учеными развитие рассматривалось как гармонизация явлений и их сущности, другими - как неизбежное разрешение противоречий и прохождение кризисов; одни подчеркивали биологическую обусловленность, спонтанность развития, другие - социальную. Для психологии это принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, как постоянное разрешение противоречий личностью системы внутренних и внешних детерминант.
Р.п. в психологии рассматривается обычно в двух аспектах: исторического развития психики от ее зарождения до современного состояния - филогенеза психики и развития психики конкретного человека - онтогенеза психики. Кроме того, возможно и необходимо рассматривать в развитии в жизненном пути саму личность и ее различные психические компоненты в их развитии, а также потребностно-мотивационную сферу, характер, личностные качества и высшие жизненные образования: сознание (включая мировоззрение, рефлексию, смысл жизни), активность (в ее двух формах - инициативы и ответственности), а также способность к организации времени.
Р.п в психологии рассматривается в двух аспектах - как прохождение организмом, психикой, личностью и т. д. закономерных, последовательно сменяющих друг друга стадий развития. Так, в частности, трактуется и фило- и онтогенетическое развитие. Оно характеризуется необратимостью. В другом аспекте развитие получает обратимый характер, когда оно рассматривается в единстве с функционированием. Этот аспект развития сформулировал С.JI.Рубинштейн: «психика, сознание, личность и проявляется и развивается в деятельности». Здесь осуществление личностью деятельности имеет обратный вектор (обратную связь), определяя ее развитие.
Методологический Р.п. рассматривает не только поступательное, но и регрессивное направление развития (возможную деградацию, деструкцию личности).
В современной психологии снимаются альтернативы гармонического понимания развития или его осуществления через противоречия, поскольку разрешение противоречий личностью ведет к гармонизации, альтернативы биологической или социальной обусловленности развития, так как принцип системности позволяет учесть их иерархическое соотношение.
Р.п. стал основой разработки в отечественной психологии двух важнейших понятий: «сензитивности», обозначающей в определенный период повышенную чувствительность, восприимчивость к развивающим внешним воздействиям (т. е. своеобразное
«совпадение» внешних и внутренних условий развития на определенных этапах, ведущие к его оптимизации), «гетерохронности» (Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков), обозначающей наличие неравномерности темпов развития разных психических функций, процессов, способностей, которая снимается тем, что опережающая функция «подтягивает» развитие «отстающей».
Школой Б.Г. Ананьева особенности развития связываются с особенностями деятельности, со сменой их видов, с сочетанием смены форм воспитания со сменой видов деятельности и социальными событиями.
Р.п. в психологии является столь многогранным, что уже перерос в самостоятельную область психологии - психологию развития.
Акмеология, сближаясь по своему предмету с областью психологии развития, имеет свою специфику, которая требует акмеологической конкретности Р.п.
В акмеологии:
- развитие понимается как совершенствование, достижение личностью зрелости, жизненных вершин (акме) (Б.Г. Ананьев), как «движение по восходящей» (С.Л. Рубинштейн);
- раскрывается субъектный характер развития: разрешая разного рода противоречия, личность становится субъектом деятельности (ее организатором, инициатором, регулятором и т. д.), субъектом жизненного пути, выстраивающим и осуществляющим соответствующую своему типу личности и условиям жизни жизненную стратегию;
- личность рассматривается как проективная система, т. е. устремленная в будущее, раскрываемая соотношение ее потенциальных и актуальных возможностей как ресурсов оптимизации жизни, деятельности и самой личности; она нацелена на выявление и применение нереализованных возможностей, снятие барьеров, деструктивных состояний и т. д.;
- учитывается прежде всего не стадиальный, а функциональный характер развития, который выявляет условия, обеспечивающие достижение оптимального уровня развития;
- в отличие от психологии развития учитывается и раскрывается роль культуры - психологической, профессиональной, но
не только как общей культуры, усваиваемой индивидом, а как вырабатываемой самой личностью в результате оптимального использования всех психических (потенциальных и актуальных) и личностно-профессиональных ресурсов (А.А. Деркач);
- учитывается индивидуальный характер развития, самовыражение, самореализация и самоутверждение личности в профессии, т. е. связываются понятия личности, субъекта и индивидуальности;
- впервые связывается развитие личности в жизненном пространстве с ее развитием как субъекта деятельности и через личность устанавливается связь жизненного и профессионального пути (место профессии в жизни, профессиональное и жизненное долголетие и т. д.).
Р.п. в психологии рассматривается обычно в двух аспектах: исторического развития психики от ее зарождения до современного состояния - филогенеза психики и развития психики конкретного человека - онтогенеза психики. Кроме того, возможно и необходимо рассматривать в развитии в жизненном пути саму личность и ее различные психические компоненты в их развитии, а также потребностно-мотивационную сферу, характер, личностные качества и высшие жизненные образования: сознание (включая мировоззрение, рефлексию, смысл жизни), активность (в ее двух формах - инициативы и ответственности), а также способность к организации времени.
Р.п в психологии рассматривается в двух аспектах - как прохождение организмом, психикой, личностью и т. д. закономерных, последовательно сменяющих друг друга стадий развития. Так, в частности, трактуется и фило- и онтогенетическое развитие. Оно характеризуется необратимостью. В другом аспекте развитие получает обратимый характер, когда оно рассматривается в единстве с функционированием. Этот аспект развития сформулировал С.JI.Рубинштейн: «психика, сознание, личность и проявляется и развивается в деятельности». Здесь осуществление личностью деятельности имеет обратный вектор (обратную связь), определяя ее развитие.
Методологический Р.п. рассматривает не только поступательное, но и регрессивное направление развития (возможную деградацию, деструкцию личности).
В современной психологии снимаются альтернативы гармонического понимания развития или его осуществления через противоречия, поскольку разрешение противоречий личностью ведет к гармонизации, альтернативы биологической или социальной обусловленности развития, так как принцип системности позволяет учесть их иерархическое соотношение.
Р.п. стал основой разработки в отечественной психологии двух важнейших понятий: «сензитивности», обозначающей в определенный период повышенную чувствительность, восприимчивость к развивающим внешним воздействиям (т. е. своеобразное
«совпадение» внешних и внутренних условий развития на определенных этапах, ведущие к его оптимизации), «гетерохронности» (Б.Г. Ананьев, В.Д. Шадриков), обозначающей наличие неравномерности темпов развития разных психических функций, процессов, способностей, которая снимается тем, что опережающая функция «подтягивает» развитие «отстающей».
Школой Б.Г. Ананьева особенности развития связываются с особенностями деятельности, со сменой их видов, с сочетанием смены форм воспитания со сменой видов деятельности и социальными событиями.
Р.п. в психологии является столь многогранным, что уже перерос в самостоятельную область психологии - психологию развития.
Акмеология, сближаясь по своему предмету с областью психологии развития, имеет свою специфику, которая требует акмеологической конкретности Р.п.
В акмеологии:
- развитие понимается как совершенствование, достижение личностью зрелости, жизненных вершин (акме) (Б.Г. Ананьев), как «движение по восходящей» (С.Л. Рубинштейн);
- раскрывается субъектный характер развития: разрешая разного рода противоречия, личность становится субъектом деятельности (ее организатором, инициатором, регулятором и т. д.), субъектом жизненного пути, выстраивающим и осуществляющим соответствующую своему типу личности и условиям жизни жизненную стратегию;
- личность рассматривается как проективная система, т. е. устремленная в будущее, раскрываемая соотношение ее потенциальных и актуальных возможностей как ресурсов оптимизации жизни, деятельности и самой личности; она нацелена на выявление и применение нереализованных возможностей, снятие барьеров, деструктивных состояний и т. д.;
- учитывается прежде всего не стадиальный, а функциональный характер развития, который выявляет условия, обеспечивающие достижение оптимального уровня развития;
- в отличие от психологии развития учитывается и раскрывается роль культуры - психологической, профессиональной, но
не только как общей культуры, усваиваемой индивидом, а как вырабатываемой самой личностью в результате оптимального использования всех психических (потенциальных и актуальных) и личностно-профессиональных ресурсов (А.А. Деркач);
- учитывается индивидуальный характер развития, самовыражение, самореализация и самоутверждение личности в профессии, т. е. связываются понятия личности, субъекта и индивидуальности;
- впервые связывается развитие личности в жизненном пространстве с ее развитием как субъекта деятельности и через личность устанавливается связь жизненного и профессионального пути (место профессии в жизни, профессиональное и жизненное долголетие и т. д.).
Источник: Акмеологический словарь.