ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ это что такое ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ: определение — Психология.НЭС
Прикладной анализ поведения Прикладные исследования

ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Найдено 2 определения термина ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ (APPLIED PSYCHOANALYSIS)

Использование идей и концепций, вытекающих из клинического психоанализа,для достижения более глубокого понимания различных аспектов человеческой природы, культуры и общества. Наиболее известны исследования в области истории, биографии, литературы, искусства, религии, мифологии и антропологии.

Различие между клиническим и прикладным психоанализом не является абсолютным, поскольку многие ценные клинические выводы были сделаны в работах по прикладным проблемам психоанализа. Подобным примером является известное исследование Фрейдом (1911) паранойи, основанное на автобиографии Даниэля Пауля Шребера. Это исследование, проведенное в рамках прикладного психоанализа, внесло значительный вклад в понимание некоторых клинических феноменов.

Применение психоанализа к биографии и истории привело к появлению терминов психобиография и психоистория, подчеркивающих искусственность разделения истории человечества на отдельные периоды.

[269,465,538, 608]

Оцените определение:

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ

использование психоаналитических идей и концепций в различных сферах теоретического знания и практического действия людей.

   В зарубежной и отечественной научной литературе принято проводить различие (не соответствующее представлениям З. Фрейда) между клиническим психоанализом, имеющим дело с психическими заболеваниями и предполагающим соответствующую работу с пациентами, и прикладным психоанализом. Последний ассоциируется, как правило, с использованием психоаналитических идей и концепций в сферах философии, социологии, экономики, политики, педагогики, религии, искусства, включая изучение различных проявлений индивидуального и коллективного бессознательного, биографии ученых, политиков, писателей, художников.

   В основе возникновения прикладного психоанализа лежит исследовательская деятельность З. Фрейда. Уже на первоначальных стадиях становления и развития психоанализа как такового выдвинутые им представления о бессознательной деятельности человека нашли свое отражение не только в клинической практике, но и при интерпретации художественных произведений. Так, в письмах к берлинскому врачу В. Флиссу, написанных З. Фрейдом в 90-х годах ХIХ века, содержатся размышления, относящиеся к своеобразной трактовке таких мировых шедевров, как «Царь Эдип» Софокла и «Гамлет» Шекспира, что получило свое дальнейшее развитие в его первом фундаментальном психоаналитическом труде «Толкование сновидений» (1900) и в последующих его работах. В дальнейшем он уделил значительное внимание психоаналитическому пониманию остроумия, первобытной религии, искусства, культуры в целом, чему был посвящен ряд работ, знаменовавших собой начало развития того, что сегодня принято называть прикладным психоанализом. К их числу относятся такие работы, как «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Художник и фантазирование» (1905), «Бред и сны в «Градиве» И. Иенсена» (1907), «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) и др. Как подчеркивал З. Фрейд, целью подобного рода исследований является разъяснение с позиций психоанализа «связи между внешними событиями и реакциями на них человека посредством деятельности влечений».

   Многие последователи З. Фрейда стали использовать психоаналитические идеи и концепции в биографических (патографических) исследованиях, при осмыслении истории становления и развития культуры, политического и общественного устройства, что способствовало становлению прикладного психоанализа в качестве специфической деятельности, выходящей за рамки клинического анализа, медицины. Тем самым в современной психоаналитической литературе утвердилось деление на клинический и прикладной психоанализ.

   Однако следует иметь в виду, что З. Фрейд считал подобное деление психоанализа на клинический и прикладной не корректным. В работе «Проблема дилетантского анализа» (1926) он обратил внимание на то, что «в реальности граница проходит между научным психоанализом и его применением (в медицинской и немедицинской областях)». В этом смысле клинический психоанализ также является прикладным, основанным на использовании психоаналитических идей и концепций в процессе терапевтической деятельности.    

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Найдено рефератов по теме ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Функциональная организация прикладной психодиагностики

Костромина Светлана Николаевна
В статье представлен анализ основополагающих признаков психодиагностики как практической деятельности специалиста. В качестве важнейшего условия организации ее содержания обоснована необходимость учета гносеологического характера психодиагностической деятельности, который раскрывается через специфические функциональные составляющие логический, семиотический, деонтологический и технический компоненты. Предложена функциональная организация прикладной психодиагностики, описывающая значение каждого компонента в соответствии с его содержанием и ролью в общем процессе постановки психологического диагноза и определяющаяся необходимостью существования каждого компонента в ходе диагностирования.
Скачать PDF

Использование декартовой прямоугольной системы координат в прикладном исследовании

Езова Светлана Андреевна
Излагаются возможности декартовой прямоугольной системы координат как универсального средства распознавания типов различных социальных феноменов. Описано применение данного метода для иллюстрации типов поведения библиотекарей в этико-психологическом ракурсе.
Скачать PDF

Теоретические и прикладные аспекты проектирования инновационного обучения иностранным языкам в техни

Писаренко В.И.
Скачать PDF

Жизненные ориентации в прикладных психологических концепциях человека

Грачев Александр Алексеевич
В статье рассматривается прикладной аспект психологических концепций человека. Обсуждается понятие жизненной ориентации как основного компонента операциональной модели человека. Обосновывается трехкомпонентная модель жизненных ориентаций, включающая в себя дефицитарную ориентацию, ориентацию на самореализацию и духовную ориентацию. Определяются основания для такой модели в общепсихологических и прикладных моделях человека. The applied aspect of psychological concepts of a person is considered in the article. The concept of a vital orientation as a basic component of the operational model of a person is discussed. The three-component model of vital orientations including a deficit orientation, orientation to selfrealisation and spiritual orientation is proved. The bases for this model in general psychological and applied models of a person are determined.
Скачать PDF

К проблеме развития творческих способностей средствами изобразительного и декоративно-прикладного ис

Алиева А. Х.
В статье рассмотрены психолого-педагогические основы развития творческих способностей, обобщены взгляды отечественных ученых, также определена роль изобразительного и декоративно-прикладного искусства в решении исследуемой проблемы.
Скачать PDF

Содержание и методика профессионально-прикладной психофизической подготовки курсантов будущих пожарн

Селезнев Ю.В., Бабушкин Г.Д.
Скачать PDF

Поволжский консолидирующий семинар «Созерцание современная научно-теоретическая и прикладная (практи

Акопов Гарник Владимирович, Бакшутова Екатерина Валерьевна, Кечаев Федор Александрович
Скачать PDF

Монографии и учебные пособия сотрудников кафедры теоретической и прикладной психологии КамГУ им. Вит

Скачать PDF

Теоретические и прикладные источники развивающей диагностики в психологии образования

Епанчинцева Галина Александровна
Анализируются основные теоретические и прикладные источники развивающей диагностики в образовании. Обосновываются философские и психологические теории развития, а также прикладные направления диагностики в образовании, которые послужили оформлению концепции развивающей диагностики.
Скачать PDF

Международная научно-практическая конференция «Проблема здоровья личности в теоретической и прикладн

Кравцова Наталья Александровна, Братусь Борис Сергеевич, Залевский Генрих Владиславович
Скачать PDF

Изучение коррекционного влияния физических упражнении прикладной направленности на формирование проф

Кабачков Виталий Алексеевич, Буров А.Э.
В работе поставлены следующие задачи: выявить индивидуально-типологические различия в функционировании профессионально важных качеств у студентов группы риска; установить взаимосвязь между факторами дезадаптации и профессиональными компетенциями будущих специалистов с целью их последующей коррекции в процессе прикладной физической подготовки. Испытуемые: 60 студентов Астраханского государственного технического университета, разделенных на две группы: группу риска (n = 26) и группу так называемых благополучных (n = 34). По результатам тестирования психофизического состояния были выявлены достоверные различия в пользу благополучных по большинству показателей. У дезадаптированных юношей отмечено достоверно большее количество запаздывающих реакций. Факторы, характеризующие личностную дезадаптацию, достоверно коррелируют с тестами, определяющими уровень психофизической готовности к будущей профессии. Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует о том, что формирование и совершенствование профессиональных компетенций способствуют коррекции факторов дезадаптации будущих специалистов.
Скачать PDF

Типологический анализ прикладных исследований одаренности

Ивлева М.Л., Иноземцев В.А.
В статье осуществлен типологический анализ современных прикладных психологических исследований одаренности. Установлены противоречивые представлениями о феномене одаренности и закономерностях его развития. Выделены основные направления практической работы с одаренными. Определено значение развивающей среды в ходе этой работы.
Скачать PDF