Приемные дети ПРИЖИГАНИЕ

Приемы заучивания

Найдено 1 определение:

Приемы заучивания

learning strategies) П. з. - это методы, используемые людьми для сбора и сохранения информ. Как правило, они требуют усилий со стороны уч-ся и находятся под когнитивным, или сознательным его контролем. Мнемотехника Мнемотехника облегчает заучивание и воспроизведение трудного материала. Нек-рые из ее приемов опираются на стратегии вербального опосредования, когда два слова или мысли ассоциируются со словом или фразой (вербальным посредником). Допустим, к примеру, что вы пытаетесь выучить немецкое слово Handschuh - "перчатка". Практ. вербальным посредником может стать представление о перчатке как "ботинке для руки" (shoe for the hand: hand - рука, а английское слово shoe [ботинок] похоже на немецкое schuh). Др. полезные мнемотехнические приемы в той пли иной степени используют зрительные представления. Наиболее известный - метод мест. Этот прием был разраб. древними греками; он заключается в а) выборе знакомых мест (напр., комнат в доме), упорядочиваемых в определенной последовательности; б) в создании образов подлежащих запоминанию элементов, к-рые затем связываются с этими местами; в) в последующем воспроизведении этих элементов путем "посещения" выбранных мест (напр., большой комнаты). Полезны тж основанные на использовании образов такие мнемотехнические приемы, как слова-сигналы и метод ключевых слов. Повторение Под повторением в данном случае имеется в виду намеренное повторение (в уме или вслух) к.-л. информ. (напр., телефонного номера для вызова технической помощи) для того, чтобы временно удержать ее в памяти. На ранних этапах разраб. теорий памяти считалось, что чем больше нек-рый элемент повторяется в кратковременной памяти (КП), тем больше вероятность, что он будет перенесен в долговременную память (ДП). Если чел. удерживает информ. в КП, но делает это чуть дольше обычного, это называется повторением ради сохранения. Этот способ неэффективен с т. зр. долговременных последствий. Если машина сломалась в пути, водитель будет повторять полученный им в справочной службе номер телефона гаража лишь до тех пор, пока не дозвонится туда. Для длительного сохранения материала чел. требуются сложные приемы повторения, при использовании к-рых материал в КП активно реорганизуется относительно материала, сохраняемого в ДП. Хотя две следующие темы - внутреннюю орг-цию и семантическую проработку - можно считать разновидностями сложного повторения, они рассматриваются отдельно. Внутренняя организация Приемы орг-ции запоминаемого материала - это эффективные схемы, к-рые могут использоваться для улучшения ДП. Как правило, они предполагают группировку материала но категориям или объединение его в крупные блоки для последующего воспроизведения. В классическом исслед. Бауэр, Кларк, Лесголд и Винценц давали студентам колледжа для запоминания 112 слов. Эти слова относились к четырем категориям (растения, минералы и т. д.), и студентам предоставлялось 4 попытки для их заучивания. Нек-рым студентам эти слова предъявлялись в случайном порядке, тогда как др. - в виде четырех иерархий понятий (т. с. отдельная иерархия для каждой категории). Студенты, к-рым предъявлялись иерархически организованные списки, запомнили все 112 слов, тогда как студенты, заучивающие неорганизованный материал, - только 70 слов. Семантическая проработка Семантическую проработку можно рассматривать как форму когнитивного конструирования. Это процесс формирования значения на основе использования новой информ. и базы знаний чел. для построения осмысленной интерпретации этой новой информ. Мн. теоретики полагают, что информ. организуется на основе схем, к-рые представляют собой обобщенные структуры знаний, используемые для понимания и усвоения информ. Особый тип сx., называемый сценарием ("скриптом"), представляет собой сценарий организованного поведения в специфических ситуациях (напр., сценарий поведения в ресторане, к-рый может включать выбор столика, изучение меню, заказ блюда, оплату счета и чаевые официанту). При первом посещении японского ресторана чел. может воспользоваться подобным сценарием, чтобы сориентироваться в ситуации, хотя при этом потребуется его нек-рая модификация (напр., сидение на полу). Несмотря на то, что схемы и/или сценарии приобретаются в процессе жизненного опыта, в последние годы были разраб. методы, к-рые помогают людям вырабатывать сложные структуры знания на основе их экстернализации. Одним из таких методов является картирование понятия. По своему характеру карта понятия - графическая репрезентация взаимосвязей между понятиями, имеющимися у индивидуума, материалами лекции, учебника и т. д. Взаимосвязанные понятия представлены в виде иерархической системы пропозиций (понятий и слов, описывающих характер взаимоотношений между понятиями). На рис. 2 приведена карта понятия по составлению карты понятия. Картирование понятий помогает уч-ся определять, понимать и организовывать подлежащие усвоению понятия. Карты могут использоваться для того, чтобы помочь уч-ся осуществить обзор имеющихся у них знаний и соотнести новые понятия с уже известными им. Это позволяет ускорять процесс приобретения новых знаний, поскольку последние включаются в уже существующую систему знаний, к-рая, в свою очередь, изменяется по мере введения в нее новых понятий и отношений. Если материал не несет существенной смысловой нагрузки, но необходим или труден для запоминания (напр., адрес), то в этом случае может быть полезным обычное повторение (до заучивания). Для материала одного типа хорошо подходят одни мнемотехнические приемы, тогда как для др. можно с успехом использовать др. методы мнемотехники. Напр., при заучивании последовательностей достаточно эффективным оказывается метод мест, а при заучивании пар ассоциаций более полезными оказываются методы образного опосредования. При необходимости более глубокого осмысления материала, к-рый будет использоваться в будущем, следует использовать одну из разновидностей семантической проработки. См. также Подходы к учению, Устойчивость внимания, Когнитивные стили учения, Процессы поиска и извлечения информации из памяти, Мнемонические системы, Мнемотехника Б. Р. Данн
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Исследование клинико-психологических особенностей семей, ожидающих или имеющих приемных детей (в свя

Брецких Елена Анатольевна
За последние годы в России выросло число семей, желающих воспитывать приемного ребенка или нескольких детей. Какие предупреждающие и профилактические мероприятия можно проводить, чтобы приемные дети не оказались снова ненужными второй семье (отказ от усыновления, опеки)? Как помочь приемным родителям справиться с психологическими трудностями, которые их могут подстерегать? Можно ли сегодня повлиять на решение кандидатов в опекуны или усыновители, чтобы спустя годы им не пришлось сожалеть о своем поступке?
Скачать PDF

Отношения ребенка с приемной матерью на этапе вхождения в приемную семью как психолого-педагогическа

Иванова М. В.
В статье рассматриваются основные проблемы внутрисемейных конфликтов ребенка и приемной матери. Представлена разработанная программа семейной поддержки детей, обращенная к опыту Детских деревень SOS. Обращено внимание на мало разработанную проблему реабилитации ребенка, лишенного родительского попечения, воспитывающегося в силу разных обстоятельств вне биологической семьи. Основная исследовательская задача состоит в выявлении противоречий и анализе эмоциональных состояний, формирующихся на начальных этапах построения взаимоотношений приемной матери, биологической матери и ребенка, либо способствующих, либо препятствующих процессу социализации ребенка в новых для него условиях, а также в поиске путей их преодоления.
Скачать PDF

Социально-психологическая адаптация детей-сирот в приемных семьях

Гребенникова Е. В., Фирсова О. В.
Статья посвящена изучению социально-психологических проблем детей-сирот и родителей в приемных семьях, проживающих в условиях сельской местности. На основе комплексной диагностики выявлены значимые факторы, определяющие успешность социально-психологической адаптации приемных детей.
Скачать PDF

Приемы психологической защиты дезадаптированных подростков

Борисова Н.П.
Скачать PDF

Ценностные ориентации приемных родителей

Япарова Ольга Георгиевна
Статья посвящена описанию убеждений, целей и ценностей провинциальных родителей, принимающих на воспитание детей-сирот. Было выявлено, что некоторые убеждения и ценности неэффективных приемных родителей относительно семьи, детей, собственных способностей мешают установлению взаимопонимания с детьми и усложняют процесс адаптации членов приемной семьи. Показано, что эффективные приемные родители альтруистичны, социально ориентированы и видят свое предназначение в служении людям, и прежде всего детям.
Скачать PDF

Мотивация принятия приемного ребенка в замещающую семью

Палиева Надежда Андреевна, Савченко Валентина Васильевна, Соломатина Галина Николаевна
Рассматривается один из основных факторов эффективности функционирования замещающей семьи мотивация принятия потенциальными приемными родителями ребенка-сироты в семью. На основе разработанного теста-опросника «Мотивация выбора приемного ребенка» выделены мотивационные комплексы, свойственные для кандидатов в приемные родители, дана их характеристика и определены пути психолого-педагогической работы с рассматриваемой категорией семей.
Скачать PDF

Тактические приемы допроса очевидцев экстремальных событий

Рязанова Н.В.
Скачать PDF

Формирование системы приемов самоуправления как педагогическое условие его развития

Бурцева Евгения Валерьевна
Показана честь экспериментальной работы педагога с курсантами юридического инсиииуиа MBД по организации педагогических условий для развития личностного самоуправления
Скачать PDF

Приемы жесткого манипулирования при психологическом давлении на сотрудника таможни

Кармацкий В.В., Буслаева Л.А.
Скачать PDF

Возможности использования методов и приёмов коучинга в профессионально-личностном становлении студен

Дмитриева Елена Николаевна, Тренькаева Наталия Анатольевна
Обсуждаются возможности использования приемов и методов коучинга как эффективной психологической технологии в профессионально-личностном становлении студентов в рамках современной образовательной парадигмы
Скачать PDF

Состояние функций приема, переработки и хранения информации у людей юношеского, взрослого и зрелого

Кичеева Анастасия Олеговна
Анализируются особенности функций II блока мозга, отвечающего за прием, переработку и хранение информации. Сравниваются показатели кинестетических, слухоречевых, зрительно-пространственных, зрительных функций у людей юношеского, взрослого, зрелого возраста (по периодизации В.В. Бунака).
Скачать PDF

Социально-психологические характеристики приемных родителей, взявших на воспитание детей, оставшихся

Шпакова Виктория Валерьевна
Анализируется проблема жизнеустройства детей, оставшихся без попечения. Подробно рассматриваются результаты исследования социально-психологических характеристик приемных родителей. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 102 замещающие семьи, взявшие на воспитание детей из областного Дома ребенка г. Томска. Результаты исследования показали сложности в общении с приемным ребенком и необходимость целенаправленной работы по психолого-педагогическому сопровождению замещающих семей.
Скачать PDF

Похожие термины: