Преступность

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Преступность
crime) – явление, известное со времени документально зафиксированной истории права или, точнее, истории способов присвоения собственности. Ныне, по мере того, как собственность превращается политиками РФ в главную ценность существования, преступность в стране неуклонно возрастает и становится едва ли основной тенденцией развития общественных и межличностных отношений. Преступность не имеет прямой причинной связи с психическими расстройствами, но она более тесно связана с патологическими изменениями личности, чем это обычно представляется.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПРЕСТУПНОСТЬ
в межэтнических и религиозных конфликтах) – отрицательное, социально-правовое, массовое явление, представляющее собой совокупность преступлений, совершенных на определенной территории, за определенный промежуток времени и характеризующихся особым мотивом совершения (ненависть, неприязнь, враждебность, нетерпимость к лицам др. национальности, расы). Признаки П.: особый мотив; многообъектность (наносит вред жизни и здоровью граждан, их собственности, правам и свободам, межнациональным отношениям, основам государственного управления); особое качество жестокости и исключительный цинизм с проявлениями вандализма и садизма; большая общественная опасность, высокая доля в ее структуре тяжких и особо тяжких преступлений; сила, масштабы, время возникновения, распространения и обострения межнациональных и религиозных конфликтов; совершение в условиях очевидности; дискретность ее проявления (Е. В. Кунц, 1998).

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Преступность
crime) Изучение П. всегда было одной из важнейших общественных, политических и психол. задач. П. служила темой многочисленных споров в об-ве и предметом научных исслед. Самые ранние из дошедших до нас филос. взглядов на природу П. относятся к началу документально зафиксированной истории. Противоправное и нежелательное поведение неизменно сопровождает всю историю челов. цивилизации. Ранние подходы к объяснению П. опирались на простое понятие личной мести или возмездия; отправление правосудия являлось уделом конкретного чел. или его семьи. Когда возникли организованные сообщества, личное возмездие уступило дорогу общественным и формализованным реакциям в виде принятия решений группами или их лидерами. Вплоть до последних 200 - 300 лет, кодификация преступных действий и соотв. наказаний были предметом церковного права. Это состояние дел привело к одному из первых реформаторских движений. В XVIII в. такие философы, как Вольтер и Руссо, подвергли сомнению право на приоритет религиозной иерархии в мирских делах. Отсюда возник взгляд на поведение как рез-т рационального выбора, а не как следствие действия сверхъестественных сил. Так возник классический подход к пониманию П., основывающийся на представлении об индивидуальной свободе воли и личном выборе и до сегодняшнего дня прослеживающийся в мнениях и оценках. Повсеместное применение лишения свободы на различные по продолжительности сроки проистекает из классического представления о наказании, к-рое должно строго соответствовать преступлению. В XIX в. классическим допущениям о свободе волн был брошен вызов со стороны более позитивистской традиции, утверждавшей, что преступники не несут полной ответственности за свои действия. Возникла т. зр., в к-рой подчеркивалась роль индивидуальных факторов и факторов соц. окружения в формировании челов. поведения. Если, по крайней мере отчасти, преступные действия обусловлены причинами, не контролируемыми отдельными людьми, тогда за совершение преступления в равной степени несут ответственность неблагоприятное окружение, способы воспитания и характерологические особенности. В той или иной степени, эти две школы мысли направляют формирование совр. знаний но проблеме П. Для лучшего понимания подходов к проблеме П. необходимо рассмотреть различные определения преступления. Наиболее известное определение, вытекающее из официальных документов, трактует преступление как поведение, к-рое нарушает уголовное право и формально находится в ведении правоприменительных органов. Это определение лежит в основе официальных статистических сводок показателей П., к-рые фигурируют в научных исслед. и средствах массовой информ. Второе определение вытекает из отчетов жертв преступления. В периодических опросах, проводящихся гос. и частными исследовательскими орг-циями, граждане опрашиваются в отношении преступлений, жертвами к-рых они оказывались. Как правило, рез-ты этих опросов обнаруживают значительно более высокие показатели П., чем те, к-рые представлены в официальной стат. Вдобавок ко всему, существуют расхождения в статистических показателях по типам совершаемых преступлений. Третий аспект проблемы преступления связан с восприятием об-ва. Периодические опросы показывают, что П. традиционно рассматривается как одна из осн. проблем, стоящих перед организованным сообществом. Кроме того, рез-ты опросов свидетельствуют, что большинство граждан испытывает страх перед возможностью самим оказаться жертвами преступных действий. Еще один аспект изучения П. связан с официальными механизмами, сформированными об-вом для решения проблемы преступности. В федеральном уголовном кодексе классифицируется свыше 3000 противоправных действий, в дополнение к многочисленным др., содержащимся в уголовном законодательстве штатов и местных законах. Существует 3 параллельные системы уголовного судопроизводства, состоящие из сходных компонентов, к-рые должны реагировать на поведение, нарушающее законы местного самоуправления, штата и федеральные законы. Существуют органы, к ведению к-рых относятся поиск и задержание зарегистрированных преступников на местном уровне (отделения городской полиции, окружные шерифы), на уровне штата (полиция штата) и на федеральном уровне (ФБР). Кроме того, существуют специальные органы, призванные привлекать предполагаемых преступников к суду на местном уровне (окружной прокурор), на уровне штата (прокурор штата) и на федеральном уровне (Генеральный прокурор). Наконец, существуют различные системные элементы, в ведении к-рых находится содержание, наказание и реабилитация осужденных преступников на местном уровне (окружные службы пробации, окружные тюрьмы), на уровне штата (управление исправительных учреждений штата, советы по условно-досрочному освобождению и наблюдательные советы), и на федеральном уровне (федеральный надзор за условно досрочно освобожденными, Федеральное бюро тюрем). Знания о П. лучше всего могут быть описаны в русле четырех традиций. Каждая традиция имеет свои специфические ист. корни и совокупность знаний, относящихся к совершению преступлений. Первый важный подход к изучению П. - подход с позиций индивидуальных различий, продолжает традиции позитивизма. Знания в этой области опираются на классические исслед., напр., проведенное в 1940-х гг. Глюками. В сравнительном обследовании 500 осужденных преступников и 500 сходных по демографическим признакам законопослушных граждан ими были обнаружены физ., психол. и соц. различия. Осп. вывод исслед. состоял в том, что преступление яв-ся рез-том действия разнообразных индивидуальных и соц. факторов. Эта чрезвычайно влиятельная работа положила начало самостоятельной традиции исслед. Существование различий между криминальными и не криминальными популяциями населения демонстрировалось с использованием объективных личностных тестов, тестов когнитивных способностей и проективных личностных методик. В ходе этой работы было установлено, что преступники оказываются менее социализированными, обладают меньшим интеллектом, характеризуются психол. отклонениями, моральной незрелостью и яв-ся жертвами неверных методов воспитания и стилей родительского поведения. Вторая важная традиция в приобретении знаний о П. опирается на социально-структурную школу. Эта научная традиция изучает социально-структурные и демографические различия у групп или субкультур, характеризующихся диспропорционально высокими показателями П. Важное значение придается различиям в существующем окружении. Предполагается, что преступление яв-ся рез-том различий в доступе к законным и незаконным средствам достижения определяемых об-вом личных и материальных целей. Разнообразие П. объясняется доступностью альтернатив для достижения возможностей, к-рые блокируются структурой, включая молодежные группировки, влияние криминальных сверстников и членов семьи, школы как преимущественный источник блокирования возможностей и саму систему уголовного судопроизводства как соучастника продолжающихся преступлений. Кроме того, отдельное направление исслед. изучает причины преступности в дезорганизованных подструктурах об-ва в больших городах. Третья категория знаний о П. носит назв. теории навешивания ярлыков. Исторически вытекающая из символического интеракционизма и интерперсонального анализа челов. поведения, предложенных Дж. Г. Мидом и Г. С. Салливаном соответственно, теория навешивания ярлыков утверждает, что преступление яв-ся характеристикой, к-рой влиятельная аудитория наделяет определенные действия. Преступление используется об-вом для очерчивания границ приемлемого поведения на основе выбора определенных подгрупп в качестве преступных, их формальной квалификации в ходе разнообразных соц. церемоний в суде и последующего перевода в низший соц. разряд путем лишения свободы и назначения произвольного срока заключения. С т. зр. навешивания ярлыков, преступление не рассматривается как характеристика индивидуума или следствие патологического окружения. Скорее считается, что преступность - это порождение сложных соц. процессов, действующих в системе уголовного судопроизводства. Теория ярлыков получает значительную поддержку со стороны опирающихся на самоотчеты исслед. П., свидетельствующие о повсеместной распространенности эпизодов незаконной деятельности. Если большинство людей втягиваются в незаконную деятельность и выходят из нее еще до того, как они или оказываются задержанными, или остаются незамеченными, и если навешивание негативного соц. ярлыка преступника оказывает противоположные эффекты на последующие эпизоды преступного поведения, тогда взаимодействие между конкретными людьми и системой уголовного судопроизводства яв-ся важнейшим предвестником преступления. Четвертый важный источник знаний о П. восходит к теории научения. С этой т. зр. преступное поведение существует потому, что оно подкрепляется и разнообразными способами моделируется в об-ве. Преступное поведение не рассматривается как отличное от др. форм поведения, точно так же как именуемые преступниками люди не рассматриваются как отклоняющиеся от нормы, нетипичные или как-либо иначе отличающиеся от общей популяции. С т. зр. теории научения, П. яв-ся функцией преступного поведения, разнообразными способами моделируемого, осуществляемого и подкрепляемого. Поведенческий репертуар преступника характеризуется значительным дефицитом социально приемлемых форм поведения. Каждая из этих осн. теорет. позиций оказала влияние на осн. подходы к проблеме П. Три осн. подхода отчетливо связаны с воспитательными, реабилитационными и коррекционными аспектами проблемы. Первый, устрашающий подход, связан с представлением о том, что наказание снижает преступление. Однако ведутся многочисленные споры в отношении эффективности наказания как подхода к проблеме преступности. В нек-рых исслед. приходят к выводу, что незамедлительное и суровое наказание способствует снижению преступной деятельности; др. дают основание утверждать, что суровые санкции не влияют на преступное поведение. Второй подход к П. предполагает работу с правонарушителями, не относящимися к категории уголовных преступников. Разнообразные формы индивидуальной терапии, групп. терапии, поведенческой модификации, образовательных программ, а тж профессионального обучения и программ общественных работ направлены на ликвидацию индивидуальных и культурных дефицитов, свойственных криминогенным популяциям. Рез-ты исслед. в отношении эффективности воспитательных и реабилитационных подходов к П. носят чрезвычайно смешанный характер. Последний подход к проблеме П. основывается на раннем обнаружении и предупреждении преступного поведения. Во многом опирающаяся на упомянутый ранее подход с позиций индивидуальных различий, профилактическая модель предполагает выявление потенциальных нарушителей закона и использование воспитательных процедур. Модели раннего вмешательства и предупреждения демонстрируют лишь незначительную успешность. См. также Уголовная ответственность, Девиантность, Теория навешивания ярлыков У. Дэвидсон II

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
133.96 кб

Щербакова Л.М. Женская насильственная преступность в современной России: динамика, детерминанты и пр

Волков А. А.
Читать PDF
106.10 кб

Молодежная преступность и ее связь с особенностями подросткового периода развития

Бельский Д. В.
Раскрывается связь молодежной преступности с подростковым периодом развития, ключевыми особенностями этого периода, а так же положением подростка в обществе; на основе рассмотренного материала делается вывод о высокой значимости с
Читать PDF
299.55 кб

Преступность несовершеннолетних — причины, проблемы и пути решения: влияние феномена социальной подд

Цветков В. Л.
В статье рассматривается проблема преступности несовершеннолетних, анализируются ее причины, предлагаются пути решения.
Читать PDF
228.46 кб

Преступность работников сферы здравоохранения и ее тенденции

Варыгин А. Н.
Читать PDF
241.25 кб

2016.04.002. ШЕЛЛИ Л. ПОРОЧНЫЕ СВЯЗИ. КОРРУПЦИЯ, ПРЕСТУПНОСТЬ И ТЕРРОРИЗМ SHELLEY L. DIRTY ENTANGLEM

Демидов К.Б.
Читать PDF
1.17 мб

Преступность несовершеннолетних женского пола и некоторые меры по ее нейтрализации

Ковалева Е. С.
Рост преступность в России представляет угрозу национальной безопасности. Борьба с преступностью важнейшая функция государства.
Читать PDF
315.82 кб

Групповая преступность подростков в современных зарубежных социально-психологических исследованиях

Романова Наталья Михайловна
Статья посвящена анализу социально-психологических факторов, влияющих на формирование группового криминального поведения подростков по материалам современных зарубежных социальнопсихологических исследований; показана актуальность
Читать PDF
289.95 кб

Каннибализм, жертвоприношения и первобытная преступность

Звизжова Оксана Юрьевна
в статье рассматривается история возникновения первобытной преступности, ее причины и следствия, способы и средства
Читать PDF
9.81 мб

Тоталитарная преступность и коллективное бессознательное

Антонян Ю.М.
Впервые в криминологии представлена тоталитарная преступность в качестве самостоятельного вида преступности.
Читать PDF
60.24 кб

Преступность высших страт общества в контексте теории аномии (к постановке проблемы)

Идрисова Светлана Феликсовна
Читать PDF
65.43 кб

Глобальный кризис и экономическая преступность

Поклад В. И.
Читать PDF
175.66 кб

Мотивы употребления алкоголя, токсических веществ, наркотиков и их влияние на групповую преступность

Бакшеева Т. С., Михайлова В. П.
Проведено исследование на выявление употребления подростками различного рода «стимулирующих» веществ. Обследовано подростков: сто два человека с 2006 по 2008 год
Читать PDF
0.00 байт

Гелиофизические факторы и преступность в Иркутской области

Кравченко Константин Леонидович, Александрова Нина Владимировна, Язев Сергей Арктурович
Проанализированы официальные ежемесячные данные динамики нескольких видов зарегистрированных преступлений в Иркутске, Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.
Читать PDF
492.80 кб

СПАСЕТ ЛИ МИР КРАСОТА (ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ СТАТЬИ ПРОФ. Я.И. ГИЛИНСКОГО «ПРЕСТУПНОСТЬ: ЧТО ЭТО? КТО ВИН

Читать PDF
253.56 кб

Преступность как ресурс политической власти

Клименко А. А.
Исторически преступность занимает особое место в структуре ресурсов политической власти.

Похожие термины:

  • ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

    наиболее опасная форма преступной деятельности, осуществляемая объединениями преступников, монополизирующими различные сферы преступной деятельности: торговля наркотиками, контрабанда, контр
  • Детская преступность

    Понятие, которым обозначаются противообщественные проявления детей. Она объясняется как личностными особенностями ребенка, так и социальными условиями, в которых он растет и воспитывается. Чаще
  • Преступность наркоманов

    принято считать непременной чертой наркотической субкультуры. Частота регистрируемых правонарушений среди лиц, злоупотребляющих наркотиками, существенно превышает этот показатель в целом по н
  • ПРЕСТУПНОЕ ДЕЙСТВИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    действия и деятельность, процесс и результат которых противоречат требованиям закона, которые совершающий их либо знал, либо мог и должен был знать. Одна из причин П. д. и д.— недостатки воспитания,