Препсихопатические состояния

Предыдущий термин:
Препринт

Следующий термин:
ПРЕПСИХОПАТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

Содержание:

Найдено 2 определения термина Препсихопатические состояния

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Препсихопатические состояния

1. стадия, предшествующая окончательному формированию «краевой психопатии», завершающая процесс психопатического развития личности. На этой стадии дефект личности не достигает степени тотального и при благоприятных условиях является обратимым (Tramer, 1949; Кербиков, Гиндикин, 1960); 2. особенности личности, поведения и соматовегетативные характеристики, выявляющиеся на стадии формирования психопатии (до 14-16 лет).

Оцените определение:

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Препсихопатические состояния

лат. prae — предшествующий + греч. psyche — душа + pathos — страдание) — начальная стадия в развитии психопатий, на которой еще отсутствуют тотальность патологических черт личности и существенные нарушения социальной адаптации. Психопатические черты личности обратимы и, при благоприятных условиях, психопатия может не сформироваться. Клиническими особенностями этих расстройств являются полиморфизм, невыраженность и нестойкость черт личности этих пациентов, изменчивость, взаимозаменяемость, тесная зависимость от ситуации и от соматического состояния пациента. Возникающие время от времени "срывы" не отличаются глубиной. Речь идет об обратимом этапе психопатического развития личности, во многих случаях не предопределяющего форму развивающейся психопатии (О. В. Кербиков, В. Я. Гиндикин, 1960). В группе "ядерной" психопатии длительность препсихопатической стадии колеблется от 8 до 16, в "краевой" — от 7 до 13, и в "органической" — от 10 до 15 лет. В "ядерной" группе биологическая неполноценность в виде "рассогласованности коры и подкорки" (И. П. Павлов) обнаруживается уже на ранних стадиях индивидуального развития. В младенческом возрасте это выражается в плаксивости с "закатываниями до посинения", судорожными подергиваниями мышц лица и конечностей, рудиментах истерических припадков. В период 1-го возрастного криза (примерно 2—4 года) эти особенности усиливаются, появляются двигательная расторможенность, капризность, сверхтребовательность, демонстративность, трудности адаптации. Во время 2-го возрастного криза (6—7 лет, примерно) усиливаются претенциозность, впечатлительность и сенситивность, упрямство и непослушание, наклонность к паясничанью. В периоде негативной стадии пубертата (первая половина 3-го возрастного криза, примерно 11—15 лет) поведение становится все более дисгармоничным, все более усложненным и неадекватным. В группе патохарактерологических развитий, т. е. "краевой" психопатии, обязанной своим возникновением, главным образом, отрицательным микросоциальным влияниям — неадекватному воспитанию и др., начало препсихопатического этапа относится к преддошкольному и раннему школьному возрасту, когда обнаруживается связь анамального реагирования с качественными изменениями окружающей среды. В этом периоде появляются стойкие реакции имитации, оппозиции и т. п. В зависимости от интенсивности и продолжительности отрицательных средовых воздействий возникают разнообразные аффективные реакции, вегетативные и вазомоторные проявления, продолжительные состояния психической слабости и неустойчивости. Фиксируясь и закрепляясь, они во все большей мере определяют линию поведения подростка. В "органической" группе первоначальные аномальные черты выявляются в период 1-го возрастного криза, выражаясь двигательной возбудимостью, крикливостью, расторможенностью; определяется некоторая замедленность развития интеллекта (конкретность мышления, рассеянность внимания и пр.). Уже на этом этапе появляются астенические черты в виде головных болей, пугливости, плаксивости, истощаемости, явлений раздражительной слабости. Адаптационные трудности выявляются в период 2-го возрастного криза: неспособность к систематическим занятиям, избирательное отношение к отдельным предметам, непереносимость жестких, авторитарных требований дисциплины. В период негативной фазы пубертата поведение подростков принимает все более дисгармоничный характер, психопатическое реагирование возникает во многих повседневных ситуациях, присоединяются и невротические расстройства. К концу данной стадии наступает "кристаллизация" психопатического способа реагирования и расширение круга психопатических расстройств. Выделение препсихопатической стадии формирования психопатий имеет важное лечебно-профилактическое значение, поскольку активное использование в этом периоде методов лечебной педагогики, психотерапии и применение некоторых психофармакологических средств (транквилизаторы, антидепрессанты, "поведенческие нейролептики, фитотерапия) может воспрепятствовать становлению психопатий (Б. С. Братусь и соавт., 1988; Э. Г. Костяшкин, 1970; В. Я. Гиндикин, 1996; В. Я. Гиндикин, В. А. Гурьева, 1999; R. Werner, 1979 и др.). В связи с необходимостью весьма трудного дифференцирования препсихопатических состояний с предболезненными психическими состояниями, а также уточнения клинических типов формирующихся психопатий и выявления наиболее устойчивых профессионально-значимых индивидуально-типологических особенностей безусловно показано психологическое тестирование: подростково-юношеский вариант стандартизованного многофакторного метода исследования личности — СМИЛ (Л. Н. Собчик, 1990), патохарактеролотический диагностический опросник для подростков (А. Е. Личко, 1976) и др. При этом, однако, не следует ставить знак равенства между П. с. как этапом в развитии психопатии, с одной стороны, и личностной акцентуацией как своеобразным и стационарным вариантом нормальной личности, с другой (К. Леонгард, 1981; А. Е. Личко, 1983).

Источник: Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой. Психологический лексикон

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Морально-психологическое состояние личного состава: сущность и диагностика

Балаян А. И.
В статье рассматривается сущность и диагностика морально-психологического состояния личного состава. Отмечается, что морально-психологическое состояние исторически устойчивый термин.
Читать PDF

Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы учащихся с патологией органов сенсорной

Селитренникова Татьяна Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы коррекционной педагогики. Говорится о контроле процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями.
Читать PDF

Преодоление подростками 11-12 негативных эмоциональных состояний средствами музыкотерапии

Добрянская О.В., Макарченко Т.А.
В статье раскрывается важность музыкотерапии в помощи подросткам 11-12 лет при преодолении ими разнообразных негативных эмоциональных состояний.
Читать PDF

Эмоциональные состояния консультантов службы «Телефон доверия»

Ямалетдинова Г. Р.
В статье затронута проблема эмоциональных состояний в психологической науке; рассматриваются особенности эмоциональных состояний консультантов «Телефона доверия», а также приводятся результаты исследо
Читать PDF

Методология оценки морально-психологического состояния войск (сил) при принятии командиром решения н

Черкасов Александр Владимирович
В статье рассматриваются методология, методы, структура и содержание оценки морально-психологического состояния войск (сил) противоборствующих сторон.
Читать PDF

Особенности психического состояния лиц, управляющих динамическими объектами

Опачанов Г.И., Рыбникова М.Н.
Читать PDF

Психологическое состояние детей и подростков, страдающих муковисцидозом

Горлач Н.А.
В статье представлены результаты исследования психологического состояния детей и подростков, страдающих муковисцидозом.
Читать PDF

Физиологическая оценка военно-профессиональной адаптации и функционального состояния организма слуша

Кондрашов Василий Викторович, Онищенко Александр Николаевич
Проведён анализ результатов изучения функционального состояния организма слушателей ординатуры военно-медицинских вузов в различных условиях и режимах профессионального обучения (во время учебного дня
Читать PDF

Анализ возрастных параметров физического развития и функционального состояния дошкольников с задержк

Максимова Светлана Юрьевна, Скрябина Ирина Дмитриевна
В тексте статьи представлены результаты экспериментального изучения особенностей физического и функционального развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Читать PDF

Состояние гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы и уровень невротизации и психопатизации учащихся

Губарева Л.И., Прасолова О.В.
Образовательные инновации, охватившие большинство школ многократно обострили проблему сохранения здоровья подрастающего поколения.
Читать PDF

Сравнительная характеристи а изменения функционального состояния работников локомотивных бригад, вып

Пузанкова Н.В., Рыбникова М.Н.
Читать PDF

Кинетографическое исследование трансовых состояний у здоровых испытуемых

Максакова О. А., Лукьянов В. И.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: