Преподавание психологии в университетах это что такое Преподавание психологии в университетах: определение — Психология.НЭС
Препирательство Преподнести

Преподавание психологии в университетах

Найдено 1 определение:

Преподавание психологии в университетах

teaching undergraduate psychology) У данного вопроса два аспекта: содержательный и методический. Вопросы учебного плана касаются либо содержания конкретного курса, либо содержания конкретной программы. Что касается курсов, то их содержание во многом определяется имеющимися учебными пособиями. Вопросы учебного плана не вызывали особой заботы вплоть до последних месяцев II мировой войны, когда в Гарвардском ун-те была создана Консультационная комиссия по вопросам будущего психологии (Commission to Advise on the Future of Psychology). В ее докладе отмечалось, что психология - наука "молодая, растущая, расширяющаяся (особенно соц. психол.), тяготеющая к прикладным и практ. формам" и что "планы, к-рые закрепляют исключительную представленность психологии занятиями в лаборатории, приведут к потере цельности ее предмета, уменьшат ее свободу и ограничат возможности". Тем не менее, в списке из 13 "неотъемлемых" компонентов вводного курса психологии только совр. соц. структуру, общественные отношения и реакции, социализацию ребенка, индивидуальные различия и развитие личности можно было бы посчитать частями этой развивающейся и расширяющейся области. В так называемом докладе Волфи, опубликованном Корнельским ун-том в 1952 г., рассматривались такие вопросы как цели обучения в ун-те, рекомендованный учебный план, выполнение этого плана и проведение исслед., а тж проблемы, связанные с корректировкой конкретных курсов и с желанием студентов, получивших только степень бакалавра, работать психологами. Ядро учебного плана составляли лабораторные курсы по мотивации, восприятию, мышлению и способностям; кроме того, он обеспечивал возможность выбора таких спецкурсов, как теория научения, соц., физиолог. и сравнительная психология, психология управления персоналом. В отчете о конференции в Мичиганском ун-те отразилась возросшая способность быстро реагировать на разную предварительную подготовку студентов, их интересы и цели; в нем предлагалось три варианта учебного плана: "опрокинутой пирамиды", "песочных часов" и гибкий вариант, но все они ставили в центр научные, а не практ. курсы. В мае 1970 г. специальный выпуск журнала American psychologist под редакцией М. Эпли был посвящен месту психологии в университетском образовании. Эпли отмечал, что психология стала комплексной наукой, слишком обширной, чтобы считаться единой дисциплиной, хотя у нее и есть общие содержание, методология и цели. Он предлагал привести ее в большее соответствие с соц. нуждами, не отказываясь от накопленного научного багажа и новых изысканий. В 1900 г. Э. Б. Титченер издал первый том своего четырехтомного труда Experimental psychology - The instructor"s manual for the qualitative experiments ("Экспериментальная психология: руководство для преподавателей по проведению качественных экспериментов"). На первых 14 с. этого руководства содержатся замечания и предложения для преподавателя по ведению данного курса. Это, по-видимому, было первой попыткой предоставить методические указания для преподавателей психологических дисциплин. В 1953 г. У. Дж. Мак-Кичи издал небольшую брошюру Teaching tips: A guidebook for the beginning college teacher ("Советы по преподаванию: руководство для начинающих преподавателей колледжей"). В 1975 г. вышло ее седьмое, значительно расширенное издание. В 1956 г. Клод Э. Бакстон выпустил книгу College teaching: A psychologist"s view ("Преподавание в колледже: взгляд психолога"). Помимо практ. руководства для преподавателей, она содержала материалы дискуссий о месте психологии в учебных планах и проблемах высшего образования в целом. С 1992 г. в рамках нек-рых программ для получения ученой степени по психологии ассистентам преподавателей предоставляется официальное обучение пед. мастерству. Р. С. Харпер
Оцените определение:

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Найдено рефератов по теме Преподавание психологии в университетах — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Социальные и психологические аспекты имиджа преподавателя исследовательского университета

Фадеева Ирина Михайловна, Морозова Надежда Николаевна, Крылова Юлия Евгеньевна
Проводится анализ имиджевых характеристик преподавателя исследовательского университета. Особое внимание обращается на взаимосвязь имиджа и социально-психологического самочувствия, принадлежности научно-образовательного компонента его деятельности к приоритетным направлениям развития вуза и их успешной самопрезентации.
Скачать PDF

Психологические особенности восприятия и понимания преподавателей студентами университета

Романов Даниил Константинович, Даукша Лилия Марьяновна
Введение: в статье обсуждается проблема повышения качества подготовки специалистов в университете. Одно из направлений ее решения повышение эффективности учебного диалога в системе «преподаватель студент». Представлен теоретический анализ проблемы общения и межличностного понимания; выделены основные функции образа другого человека и связь его с содержанием совместной деятельности. Материалы и методы: рассматриваются особенности восприятия и понимания преподавателя студентами университета. Для решения поставленной задачи используется методика свободной характеристики, для обработки результатов исследования применяются методика контент-анализа и методы математической статистики. В качестве единицы анализа рассматривается смысловое суждение, отражающее какие-либо психологические свойства преподавателя. Результаты исследования: с помощью анализа смысловых суждений выделены основные характеристики образа преподавателя: широта, содержание и структура. В среднем студенты выделяют в преподавателе 7 качеств. Это говорит о низком уровне психологической компетентности. У студентов гуманитарных специальностей этот показатель значительно выше, чем у учащихся естественно-технических специальностей. Студенты воспринимают преподавателя как целостную личность. В содержание образа входят не только чисто профессиональные качества, но и черты характера, свойства темперамента, особенности поведения и внешнего облика и др. По основным параметрам анализа (содержанию и структуре) выделены значимые различия образа преподавателя у студентов гуманитарных и технических специальностей. Различий в образе преподавателя между студентами русской и мордовской национальности не обнаружено. Обсуждение и заключения: представление современных студентов о хорошем преподавателе может послужить основой для определения направлений повышения квалификации преподавателей.
Скачать PDF

Профессионально-психологические проблемы преподавателей вуза (на примере преподавателей возраста 40-

Ширшина Г.И.
Скачать PDF

Формирование психолого-педагогической компетенции преподавателя высшей технической школы в системе п

Малый Юлия Владимировна
В статье с позиций компетентностного подхода рассмотрена проблема профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, определена сущность, структура психолого-педагогической компетенции преподавателя технического вуза, выявлены критерии и уровни психолого-педагогической компетенции, разработана технологическая модель ее формирования в системе повышения квалификации преподавателей высшей технической школы.
Скачать PDF

Профессиональная компетентность преподавателя вуза как психолого-педагогическая категория

Овсянникова Анна Вячеславовна
Рассмотрены работы ученых, направленные на повышение профессиональной компетентности преподавателя высшей школы, дан их полный анализ, а также рассмотрена связь между уровнем развития конструктивного компонента с уровнем его гностических умений.
Скачать PDF

Теория и практика психолого-педагогической подготовки преподавателя высшей школы

Гавришина Галина Васильевна
В статье представлены результаты анализа теории и практики психолого-педагогической подготовки преподавателя вуза, которые рассматриваются в качестве предпосылок в решении проблемы моделирования инновационного процесса подготовки как концептуальной системы.
Скачать PDF

Особенности идентичности преподавателя как фактор успешности обучения практических психологов

Антонова Наталья Викторовна
В статье анализируются особенности идентичности преподавателей как фактор обучения практических психологов. Подчеркивается необходимость развития и поддержания у преподавателей сильной открытой идентичности, что способствует формированию аналогичного типа идентичности у студентов. Именно такой тип идентичности обеспечивает успешность работы практического психолога в современных условиях социальной нестабильности. Доминирующий у субъекта социально-ориентированных профессий тип идентичности закрытый с преобладанием социального компонента затрудняет актуализацию личностной идентификации, что может приводить к обострению кризисных тенденций. Для предупреждения деструктивного кризиса идентичности необходимо развивать личностную идентификацию и поддерживать личностную открытость.
Скачать PDF

Исторические предпосылки и психолого-педагогические условия решения проблемы преподавания дисциплины

Плешков С.А.
Рассматриваются возможности копийной практики как способа повышения качества обучения абитуриентов на подготовительных курсах на кафедре «Дизайн».
Скачать PDF

Психологическая структура инновационной деятельности преподавателей высшей школы

Ложкова Гульнара Муниповна, Якушева Л.М.
Авторами исследована работа педагогов Тобольского государственного педагогического института. Выборку составили две группы преподавателей: ведущие активную научно-исследовательскую работу (первая группа респондентов), направленную на разработку и внедрение педагогических инноваций, и занимающиеся исключительно педагогической деятельностью (вторая группа респондентов). Показано, что преподаватели имеют уровень интеллектуальных характеристик выше среднего. Для преподавателей, занимающихся инновационной деятельностью, характерна повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность. Психологическое состояние преподавателей, занимающихся инновационной деятельностью, менее страдает от влияния состояния фрустрации. Для обеих групп преподавателей наибольшее значение имеют помехи, связанные с доминированием негативных эмоций и нежеланием сближаться с людьми. Анализ исследований особенностей профессиональной деятельности преподавателей, а также целей и содержания инновационной деятельности в вузе показал необходимость психологического сопровождения инновационной деятельности преподавателей высшей школы.
Скачать PDF

Ситуационный подход к проблеме психологической компетентности преподавателя вуза

Егорова Ирина Александровна
Обсуждаются основные положения и специфика ситуационного подхода в психологии, анализируются различные уровни, виды и свойства жизненных ситуаций. Ситуация рассматривается как единица психологической компетентности. Особое внимание уделено ситуациям профессиональной деятельности преподавателя вуза, предложены их различные классификации. Обсуждаются трудности, нарушения и барьеры, возникающие в ситуациях педагогического взаимодействия. Умение преодолевать трудные ситуации рассматривается как один из показателей психологической компетентности.
Скачать PDF

Психологическая компетентность преподавателя вуза: понятие и структура

Каменская Елена Николаевна
Рассматриваются теоретические основания психологической компетентности преподавателя. Анализируются основные подходы к определению и выделению структуры психологической компетентности в отечественной и зарубежной педагогике и психологии. Предлагается авторское определение понятия «психологическая компетентность преподавателя» и модель ее структуры, включающая мотивационно-волевой, функциональный и рефлексивный компоненты.
Скачать PDF

Структурно-образующие компоненты психологической культуры преподавателей высшей школы РФ

Дёмина Людмила Денисовна
Психологическая культура личности (ПКЛ) рассматривается как системный психологический феномен, включающий взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты (когнитивный, ценностно-смысловой, рефлексивно-оценочный, креативный, интерактивный). Ее системообразующим основанием является социальный интеллект. Доказано, что ПКЛ служит основанием вектора и содержания любой активности человека, в том числе и профессиональной. Предлагаются концепция психологического сопровождения образовательного процесса в вузе и программа повышения квалификации преподавателей вуза.
Скачать PDF

Похожие термины: