ПРЕНАТАЛЬНАЯ И ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПРЕНАТАЛЬНАЯ И ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПРЭНАТАЛЬНАЯ ПСІХАЛОГІЯ / PRENATAL PSYCHOLOGY (от др.-греч. рre– до + peri– около; лат. natalis– относящийся к рождению)– 1. Подотрасль психологии развития, изучающая особенности психического развития плода, обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, их влияние на всю последующую жизнь. Идеи о значительной роли пренатального этапа развития психики для всей последующей жизни человека высказывалась в трудах представителей психоаналитического направления, а также в работах С. Грофа, который в 1975 г. сформулировал теоретическую модель о состояниях психики до и во время рождения. Согласно этой модели, во время внутриутробного развития и родов человек переживает особый опыт, который в том числе может быть связан с так называемой родовой травмой (впервые понятие введено О. Ранком). Этот опыт фиксируется на четырех базовых пренатальных матрицах (БПМ) внутриутробного развтития психики, соответствующих последовательным физиологическим этапам беременности и родов. БПМ-I «Амниотическая вселенная»– относится к статическому пребыванию эмбриона в утробе матери. БПМ-II «Космическая поглощенность и отсутствие выхода» –соответствует первой фазе родов, т. е. схваткам. БПМ-III «Борьба смерти и возрождения»– соответствует второй фазе родов, при которой матка продолжает сокращаться, но шейка матки уже открыта и плод может постепенно проходить через родовой канал. БПМ-IV «Переживание смерти и возрождения»– непосредственно рождение и первые минуты и часы после него. На данный момент модель Грофа подвергается критике, тем не мение наличие внутриутробной психической жизни не вызывает сомнений. В последние десятилентия в связи с развитием медицины был накоплен существенный объем данных о наличии сложных проявлений психики внутриутробно. Так, внутриутробно уже на шестом месяце у плода наблюдаются фазы сна, функционируют врожденные безусловные рефлексы, на седьмом месяце плод различает запахи, обладает вкусом и зрительными ощущениями, дифференцирует звуки, выполняет избирательный ритм движений, повторяет их каждый раз в ответ на звучание определенной музыки, т. е. возможно формирование условных рефлексов, и т. д. В том числе показана возможность приобретения плодом пренатального опыта. 2. Раздел медицинской (клинической) психологии, изучающей особенности психики матери (в ряде случаев и обоих родителей) на всех этапах реализации репродуктивной функции (зачатие, беременность, роды, уход за младенцем). Методологической основой является биопсихосоциальный подход, заложенный в трудах В. М. Бехтереваи Дж. Энжела, а также диадический подход в связи со спецификой объекта пренатальной и перинатальной психологии Объектом исследования и психологического воздействия в пренатальной и перинатальной психологии являются динамично развивающиеся диадные системы: «супружеский холон», «беременная– пренейт», «мать– дитя». Предметом профессиональной деятельности перинатального психолога могут быть: развитие психических процессов на ранних этапах онтогенеза; социально-психологические феномены, появляющиеся у женщин и мужчин в связи с их репродуктивной функцией; психологические особенности отношений в семье, ожидающей рождения ребенка, имеющей ма ленького ребенка; психосоматические расстройства, связанные с репродуктивными процессами. Исследования Г. Г. Филипповой показывают, что момент идентификации беременности является очень эмоционально насыщенным. Содержание и интенсивность этих переживаний непосредственно отражают значение этой беременности для матери и многие особенности ее материнской сферы. В связи с этим Г. Г. Филлипова выделила варианты самовосприятия идентификации беременности: тревожное отношение, эйфорическое состояние, амбивалентное отношение, аффективно-отрицательное переживание идентификации беременности. В рамках пренатальной и перинатальной психологии рассматриваются такие феномены, как материанская доминанта– последовательно возникающие в связи с репродуктивной функцией и сменяющие друг друга доминантные состояния в организме женщины, детерминированные биологическими (прежде всего, гормональными) изменениями, психологическими и социальными факторами, которая включает физиологический и психологический компоненты. Гестационная доминанта (от лат. gestatio– беременность + dominans– господствующий) обеспечивает направленность всех реакций организма на создание оптимальных условий для развития пренейта. Психологический компонент гестационной доминанты представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся при возникновении беременности и формирующих у беременной женщины поведенческие стереотипы, направленные на сохранение гестации и на создание условий для развития пренейта. Особенности психологического компонента гестационной доминанты проявляются в значительной перестройке всей системы отношений женщины с окружающими, что обуслвлено ее беременностью. И. В. Добряковым было выделено пять вариантов его формирования: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный, депрессивный. Для диагностики психологического компонента гестационной доминанты И.В.Добряков разработал тест отношений беременной (ТОБ). Концептуальной основой создания теста послужила теория психологии отношений В. Н. Мясищева, позволяющая рассматривать беременность через призму единства организма и личности. Поскольку личность, по В. Н. Мясищеву, есть динамическая система отношений, тест содержит три блока утверждений, отражающих три следующих аспекта: отношение женщины к себе беременной; отношения женщины в формирующейся системе «мать– дитя»; отношение беременной женщины к отношениям к ней окружающих. Т. В. Разина