Преформизм
ПРЕФОРМИЗМ
(от лат. prae - впереди + forma - вид, наружность) - учение о предопределенности зрелых психических качеств индивида его генетическим кодом. Как всякая теория, П. имеет границы своей применимости. С позиций накопленных эмпирических наблюдений за внутриутробным развитием плода П. удовлетворительно объясняет пренатальное развитие живого организма, но не выдерживает критики в объяснении постнатального развития человека.
Преформизм
лат. ргае — перед, впереди + Гфгта — вид, наружность] — концепция психического развития индивида, согласно которой все свойства и характеристики индивида в его зрелой форме заданы и предопределены с момента зачатия и присутствуют уже в клетках зародыша. П. — один из видов нативизма в понимании движущих сил психического развития, подчеркивающего решающую роль фактора наследственности в развитии поведения и личности, в противоположность эмпиризму, отдающему приоритет средовым воздействиям. В исторически ранних теориях П. XVIII в. присутствовало понятие «гомункулуса», т.е. миниатюрной формы организма, существующей с момента зачатия, представляющее собой психологическую метафору. В дальнейшем сторонники П. стали рассматривать генетическую наследственность как специфическую форму кодирования основных характеристик и свойств индивида, а развитие понимать как генетически запрограммированный процесс развертывания этих «преформированных» свойств. В настоящее время П. в понимании развития в большей степени характерен для объяснения пренатального, чем постнатального развития. П. в понимании закономерностеи развития противостоит позиция эпигенезиса, согласно которой каждая новая форма в развитии возникает как результат взаимодействия между предшествующей формой организма и его окружением. В отечественной психологии критика позиции П. направлена против биологизаторства в понимании движущих сил психического развития ребенка, неучета средовых влияний, в том числе и для реализации самой генетической программы, фатализма в понимании характера развития и игнорирования роли активной деятельности ребенка и обучения. О.А.Карабанова