данный метод диагностирует уровень развития эстетической эмпатии и характер связи восприятия выразительных признаков эмоциональных состояний и музыкальных представлений детей. Предлагается серия репродукций произведений изобразительного искусства. Например: П. А. Федотов «Портрет
Н. П. Жданович за фортепиано», В. Е. Попков «Северная песня», Т. Т. Салахов «Портрет композитора К. Караева», Ю. А. Межиров «Павел Серебряков», А. Броувер «Флейтист», Караваджо «Лютнист» и др. Общим для всех этих произведений является «музыкальность» содержания. Различия определяются эмоциональным подтекстом, который выражен с помощью изображения экспрессивных признаков эмоциональных состояний героев картин и специфическими для живописи средствами выразительности (колорит, композиция и т. д.). Испытуемых просят внимательно посмотреть на репродукции картины и ответить на вопрос — какую по характеру, настроению музыку будет исполнять (или исполняет) музыкант, изображенный на картине. Оценка осуществляется на основе положения о зонном характере выраженности эмоций и «смысловых полях» категорий, обозначающих эмоцию. Ответы оцениваются следующим образом:
– 1 баллом оценивается ответ неправильный (при опознании эмоций испытуемый называет категорию, не входящую в смысловое поле данного эмоционального состояния);
– 2 балла получает ответ частично правильный (косвенная приблизительная характеристика эмоционального состояния);
– 3 балла — ответ правильный, но не дифференцирующий данную эмоцию по степени выраженности;
– высшим баллом оценивается ответ правильный, точный, полный, аргументированный, составляющий «смысловое поле данной эмоции».
Основные показатели уровня развития эмпатии: — адекватность определения основной эмоциональной модальности; — сложность эмоционального пространства (дополнительные эмоциональные признаки); — оригинальность интерпретации; — степень эмоциональной экспрессии ответа. (Барышева Т. А.)
Предвосхищение музыки
Предвосхищение музыки
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014