ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или продуктивного воображения.
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
представления
психический познавательный процесс воссоздания образов предметов, событий на основе их припоминания или же продуктивного воображения.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения; в отличие от восприятия, П. могут носить обобщенный характер; наличие в П. чувственно-предметной основы позволяет классифицировать их по модальности (П. зрительные, слуховые, обонятельные и др.)
Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
УЯЎЛЕННІ / REPRESENTATIONS– образы предметов или явлений, которые ранее воздействовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не воспринимаются, т. е. образы памяти. П. обычно менее ярки и устойчивы, чем восприятия. П. являлось существенной категорией ассоциативной психологии, с помощью которой объяснялось развитие мышления, включая суждения и умозаключения. А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
образы предметов или явлений, которые ранее воздействовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не воспринимаются. П. обычно менее ярки и устойчивы, чем восприятия. Такая разница объясняется тем, что психические процессы, возникающие при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств, протекают более активно, чем тогда, когда мы что-либо представляем. Вместе с тем П. более изменчивы, подвижны, в них больше обобщенности. П. разделяют по функционированию ведущего органа чувств (зрительные, двигательные и др.), по содержанию (технические, топографические, музыкальные и т. д.). Их делят также в зависимости от степени обобщенности и новизны образов на единичные и общие, П. памяти и П. воображения. Следствием сочетания различных П. является схематическое П., охватывающее группу объектов, их соотношение в пространстве и времени. Основоположник немецкой эмпирической психологии философ, педагог и психолог И. Ф. Гербарт (1776-1841) считал, что вся душевная жизнь является результатом взаимодействия представлений. Кроме представлений, Гербарт выделял в сознании чувства и волю, которые, как он полагал, являются частным случаем взаимодействия представлений. В. Вундт – немецкий психолог, физиолог, философ и языковед распределял П. в зависимости от степени ясности по трем областям: ясного сознания – здесь располагаются П., имеющие свойство ясного сознания; сознания – здесь находятся менее ясные П.; темные, подавленные другими П., которые становятся бессознательными. В разные отрезки времени одно и то же П. может пребывать в разных областях сознания. Душевная жизнь – это безостановочное движение П. П. курсанта о своей будущей работе является своеобразной внутренней моделью ожидаемых условий профессиональной деятельности, оказывающей влияние на процесс его обучения. Эти П. служат своего рода ориентирами, которые помогают разделить знания, получаемые в вузе, на применимые и неприменимые в будущем. Для успешного развития полноты, правильности, ясности П. необходим интерес к конкретному виду деятельности. П. о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует П. о нем.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
конкретно-иллюстративные образы предметов, наглядно-эйдетические модели явлений, событий, фрагментов, кот. возникают на основании апостериорно-индивидуального опыта, путем его репродукции, с помощью мнемотехнических феноменов или же, с помощью реминисценций; многие ученые дифференцируют обобщенные представления памяти или же обобщенные представления репродуктивного воображения; в базально-онтологическо-индивидуальном порядке, феномены П. возникают у субъекта ввиду, в основном, отсутствия соотнесенных с ними предметов, и сами П. менее экспрессивны, менее элементны-ингредиентны, чем само восприятие, а в них отзеркаливаются-отражаются специфическо-наглядные особенности присущие определенному кластеру-подкластеру объектов-предметов; но если формы восприятия, в основном, относятся к настоящему времени, то формы П. относятся и к прошлому и к тому, относительно недалекому будущему можно классифицировать модели П. согласно чувственно-объектно-ментальной модальности, на визуально-оптические П., аудиально-слуховые П., запахо-обонятельные П., мультитактильные П. и др.; когда субъект ориентируется в П. на знакомые места и те события, кои имели место в его прошлом опыте, то сами мультиформы П. и явл. эффективно-динамическо-мнемоническими моделями, репродуцирующими события-фрагменты-формы П. можно дифференцировать на а) элементно-детальные П. и б) структурно-модельные П.; форма а) больше автономно-динамична, конкретно-локальна по своей иллюстративности, в них содержатся интеграционность, суммационность, многих перцептактов-восприятий объектов, предметов и их деталей, играющих кардинально-гностическо-когнитивную роль в формах абстрактно-дискурсивного мышления; форма б) обобщенно-модельная матрица П., как консолидация-синтезация суммационных феноменов состоящих из мультиперцепций, мультивосприятий, аддитивирующая закономерные связи и когеренции, и отношения в конститутивах логико-понятийного мышления; представления памяти (П.п.) —репрезентированные-репродуцированные эйдетические модели или же образы, воспринятых ранее предметов-объектов-явлений и их деталей-свойств-компонентов; физиологическим базисом П.п. явл. реверберационно-повторные ирритации в коре головного мозга, нервных эффектоследов-эффектоматриц, временных корреляций, кот. сгенерировались-возникли при перцептировании каких-либо предметов и ассимиляционно функционируют под воздействием уже не самих этих предметов, а гетеро дифференциальных раздражителей, связанных с объектами-предметами и их деталями, с индивидуально-апостериорно-прошлым опытом самого субъекта; в процессах удерживания-сохранения и репродукции П.п. подвергается особо метаболизированным трансформациям, кот. связаны с адекватизацией воспринятого ранее предмета с другими, сходными предметами или же фон-конфигурация объекта-предмета интенсив-усиливается с суммацией его специфических свойств, а подобного рода трансформации могут продуцироваться непроизвольно, ввиду постоянной транстектонизации образов, эйдетических моделей или же могут репрезентироваться произвольно, например, при ментально-рефлексивном сравнении-анализе-обобщении-синтезе, с выделением уже в самих эйдетических моделях целостно-общих или же автономно-специфических особенностей; дискурсукажем-дефиницируем, что реархитектонизация-рекомпозиция эйдетических моделей и образов перманентно динамизирует конституирование-тектонизацию-построение новых эйдетических моделей-образов — мультипредставлений-мультиассоциаций репродуктивного воображения; матрицы-модели П.п. дифференцируются по видам-формам приметного в их эйдетикоструктурах-эйдетикомоделях анализатора, например, визуально-оптического, аудиально-слухового, осязательно-тактильного, обонятельно-вкусового; пространственные мультипредставления (П.м.) — это представления, мультипредставления-мультирепрезентативности о пространственно-временных и пространственно-континуумных предикатах-свойствах-корреляциях — о величине, объеме, форме, конфигурации, абрисах, об относительно-континуумно-локусном расположении-локализации объектов, предметов, их динамике, статике, об их сукцессивных сдвигах-кинетиках; модальность-параметральность суммации-аддитивности-абрисности континуумо-пространственного образа-эйдетикомоделей зависят от критериальности пространственных предикатов-свойств, отражаемых-отзеркаливаемых объектов, от целей-проектов-задач-замыслов, связанных с деятельностью и от способностей субъекта репродуцировать-репрезентировать пространственные свойства-корреляты объектов-предметов в дифференциально-графических, дифференциально-голограммных формах — например, в виде-абрисе чертежа, мультиголограмм, схем, знако-символических эскизов, мульти-эйдетических мини-пиктограмм; по своему содержательному контексту П.м, классифицируется на; а) П.м. единичных объектов-предметов, в совокупности с их изображениями — эйдетико-модель эскиза, эйдетикомодель чертежа, эйдетико-модель рисунка; б) П.м., кот. отражают-копируют общеконтинуумо-пространственные модальности-индексы-корреляты между дифференциальными объектами-предметами, к примеру, микроэйдетикомодель радиотехнической схемы, микроэйдетикомодель физических феноменов, микроэйдетикоструктура-микроэйдетикомодель химических формул, микроэйдетикомодель клетки и т.п.; конституирование-создание-репродукция П.м. дифференцируются-спецификоизируются в зависимости от ментально-рефлексивных актов субъекта, от его эмотивно-чувственной сферы, сынтенционированных на интерполяцию-преобразование-ретектонизацию, уже ранее заполученных образов-эйдетикомоделей-эйдетикоструктур.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
Представления
imagery) В повседневной речи под П. подразумевают разновидность внутреннего опыта, или картины, открывающиеся "мысленному взору". Такое описание наз. "рисуночной метафорой", однако П. тж относятся к опыту, полученному в др. областях восприятия, таких как слух, вкус и кинестезия. Когда люди утверждают, что они действительно видят несуществующие объекты, считается, что они страдают галлюцинациями. Если же существующие объекты неверно истолковываются, то мы говорим об иллюзиях. Обычно П. характеризуют как бледные и быстротечные, лишенные деталей и фрагментарные, однако нек-рые люди рассказывают о своих ярких, детальных внутренних образах. Предположительно люди отличаются по силе своих П., и, несомненно, различаются по рез-там, достигнутым в различных тестах, созданных для измерения яркости или ясности внутренних образов в различных сенсорных областях. Тесты довольно надежны в том смысле, что их показатели яв-ся достаточно стабильными, однако трудно установить их валидность, потому что никто не может разделить с др. свои П. На ранних этапах развития психологии В. Вундт рассматривал П. как один из трех осн. элементов сознания, наряду с ощущениями и чувствами. П. рассматривались как ранее испытанные и восстановленные в памяти сенсорно-перцептивные впечатления. Их обычно признавали в качестве осн. психол. явлений, реальность к-рых едва ли м. б. оспорена. Вследствие личной, субъективной природы сообщенных П., Джон Б. Уотсон наз. их "призраками ощущения". П. утратили свою привлекательность в качестве объектов исслед. в течение всего времени, пока бихевиоризм не утратил своего влияния, однако интерес к ним стал оживать в 1960 - 70-х г., когда то, что получило назв. когн. психол., стало представлять интерес для психологов. П. снова начали придавать значение в исслед. научения, восприятия, мышления и смыслообразования. Одной из важных причин оживления интереса к П. была публикация книги Френсис Амелии Йейтс "Искусство памяти" (The art of memory). Йейтс описала, как древние греки и римляне практиковали различные мнемотехнические приемы, осн. на внутренних образах уже известных систем отсчета, таких как план собственного жилища. Мысленно помещая каждый предмет в соотв. место (напр., комнату) в доме, можно было запомнить длинный перечень отдельных предметов. Вышла в свет следующая книга Йейтс, в к-рой собрано большое количество исслед. мнемоники. По-видимому, единственным ограничением для подобной мнемонической методики яв-ся то, что следует делать поправку на время, необходимое для связывания двух образов, к-рое обычно занимает около 5 с. Др. исследователи просили испытуемых просматривать длинные списки слов и оценивать каждое слово по 7-балльной шкале с т. зр. образности (т. е. способности слова вызывать П.). Было обнаружено, что слова с высокой образностью заучивались гораздо быстрее, чем слова с низкой образностью. Еще важнее, как выяснилось, что слова с высокой образностью могут заучиваться быстрее, чем высокозначимые слова. В таком случае можно утверждать, что образность важнее значимости и что она фактически оказалась лучшим индексом значения, чем т. н. меры значимости. В области восприятия исслед. привели к установлению связи П. (внутренних образов) с центрами мозга, вовлеченными в процессы перцептивной дискриминации различных сенсорных входов. В исслед. расщепленного мозга было обнаружено, что правое полушарие, по-видимому, сильнее вовлечено в обработку визуальных форм и структур по сравнению с левым полушарием, к-рое, как известно, в большей степени связано с лингвистической сферой. Выяснилось, что мысленное вращение фигуры испытуемыми занимало приблизительно такое же время, какое потребовалось бы для ее физ. вращения, и что на основании этого можно оценить, как испытуемые вращали данную фигуру в воображении или мысленно. Трудно описать все внутренние образы в четких, точных выражениях, так же как и вообще все внутренние реакции. Мы действительно выучиваемся описывать нек-рые из наших внутренних реакций, такие как голод и жажду, однако, видимо, невозможно описать то, в какой степени м. б. голодным. Описать воображаемое яблоко тж невозможно, если потребовать, чтобы это описание удовлетворяло любым строгим критериям. Тот факт, что у нас есть проблемы при описании наших образов, не делает их менее реальными, чем зубная боль или др. виды боли. Но какими бы реальными они ни являлись, мы, тем не менее, должны признать, что наши П. не могут быть хорошими ориентирами для всех решений. При изучении т. н. эйдетических образов одно время полагали, что дети - или, по меньшей мере, нек-рые из детей - отличаются поразительной яркостью и точностью П., к-рые практически эквивалентны рассматриванию реального предмета. Ральф Хабер доказал, однако, что дети, предположительно отнесенные к "эйдетикам", были не более точны в своем описании увиденного ранее рисунка, чем др. дети. Истинность П. по-прежнему вызывает большие сомнения. Уже давно известно, что условные реакции отличаются от безусловных. Тогда почему П. должно быть хотя бы чуть точнее предшествующей реакции, воспроизведением к-рой оно яв-ся? В конце концов, стимул для фактической реакции отсутствует. В практ. аспекте П. или внутренние образы использовалась в последние два десятилетия в различных направлениях. Возможно, самой разраб. областью стала область поведенческой терапии, в к-рой клинические психологи просили пациентов представить в воображении различные виды предметов, вызывавших у них тревогу или создававших проблемы, затем обучали тому, как расслабиться во время воображения ситуации (из прошлого), вызывающей напряжение. При проявлении осторожности и терпения такие пациенты могли расслабиться в реальной ситуации после соотв. практики с воображаемой угрозой. Тем не менее, не следует просто ждать перехода из кабинета терапевта в реальный мир, и необходимо практиковаться в реальных ситуациях, провоцирующих тревогу. Др. интересное приложение внутренних образов имеет место в спортивных играх и навыках, таких как метание дротиков, координация движений в гимнастике и свободные броски в баскетболе. Люди, потратившие нек-рое время, представляя в воображении, что совершают успешные движения, явно смогли улучшить свои рез-ты больше, чем контрольная группа, к-рая не занималась "мысленной тренировкой". Если такое преимущество простого П. достоверно подтвердится, можно будет извлечь из него пользу во мн. др. областях. Остается лишь полностью раскрыть действительно полезные детали сеансов воображения. См. также Эйдетическая психотерапия, Без(о)бразное мышление Б. Р. Бугельски
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006