Предмет исследования

Найдено 2 определения термина Предмет исследования

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Предмет исследования

те стороны реальности, которыми представлен в данной науке ее объект, те стороны реальности, которые являются областью пристального интереса ученых в данный исторический период, совокупность тех явлений, которые являются актуальными для доминирующей научной парадигмы.

Оцените определение:

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

предмет исследования (в психологии)

область психических явлений и факторов, влияющих на них, на выявление закономерностей, тенденций развития и просто на изучение которых направлены усилия исследователя; наиболее существенные в данном исследовании психологические аспекты обьекта исследования.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психологический статус человека как предмет исследования при анализе состояния психики людей в регио

Сараева Надежда Михайловна
В статье дано обоснование применению понятия «психологический статус человека» и характеристика структуры психологического статуса как системного свойства системы «человек среда» для анализа состояния психики людей в регионе экологического неблагополучия. The article substantiates application of the concept "a person's psychological status" and characterises the structure of the psychological status as a system property of the "person environment" system for the analysis of the condition of people's mentality in an ecological illbeing region.
Скачать PDF

Проблема развития профессионального здоровья педагога как предмет исследования в психолого-педагогич

Кригер Е. Э.
В статье проводится анализ состояния проблемы, развития профессионального здоровья педагога в психолого педагогической науке, выделены области научного знания, исследующие данную проблематику. Определены аспекты исследования данной проблемы в акмеологии, общей педагогике, методике профессионального образования. На основе анализа степени разработанности проблемы развития профессионального здоровья педагога выявляется аспект, требующий специального изучения в педагогической психологии.
Скачать PDF

«Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии

Абдуллин Асат Гиниатович, Тумбасова Екатерина Рахматуллаевна
Дан анализ теоретических и методологических аспектов изучения «образа Я» в отечественной и зарубежной психологической науке. Описываются различные подходы к определению понятий «образ Я», «самосознание», «Я -концепция» в различных психологических теориях.
Скачать PDF

Творческое мышление как предмет исследования в отечественной психологии: научные школы О. К. Тихомир

Матюшкина Анна Алексеевна
В статье представлен сравнительный анализ проблемы понимания и исследования творческого мышления, характеризующий три отечественных подхода - смысловую теорию мышления О.К. Тихомирова, теорию проблемных ситуаций А.М. Матюшкина, структурно-уровневый подход Я.А. Пономарева. Показана близость данных теорий как в аспекте постановки исследовательских вопросов изучения творческого мышления, так и в аспекте их разрешения.
Скачать PDF

Ситуация как предмет исследования в области социальной педагогики

Расчетина Светлана Алексеевна
В статье дана краткая характеристика социально-педагогической ситуации как единицы исследования. Показано, что сущностные характеристики ситуации как предмета исследования соответствуют сущностным характеристикам предмета социальной педагогики как области научного знания. Ситуация в социальной педагогике может быть рассмотрена как особый способ взаимодействия взрослого и ребенка, как синтез трех процессов: деятельности, общения, отношений. В статье представлена краткая характеристика методологических подходов к исследованию ситуации: классического, неклассического, постнеклассического; показано различие в целях и методах исследования, в логике мыслительного процесса и позициях исследователя, выбирающего тот или иной подход. В рамках каждой методологии существует набор теорий, ориентированных на системное, экзистенциальное, дискурсивное осмысление ситуации. Поэтому у исследователя есть возможность анализа социально-педагогической ситуации на основе обращения к конкретным методологическим и теоретическим подходам. Вместе с тем возможен (и является более перспективным) вариант целостного осмысления социально-педагогических ситуаций на основе объединения методов, характерных для разных методологических и теоретических подходов.
Скачать PDF

Психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел как предмет исследования ведомственных п

Шаповал Валентин Анатольевич
Статья посвящена разработке системы диагностики и прогнозирования психологического здоровья сотрудников органов внутренних дел в аспекте современных организационно-методологических подходов: уровневого, ресурсоцентрического, гуман-структурологической концепции личности, измерении неосознаваемых центральных Я-функций и психодинамического феномена «Я-идентичность» в соотношении их конструктивных, деструктивных и дефицитарных проявлений; применении современных средств автоматизации и информационных технологий. Освещается опыт авторской разработки и практического использования Психодинамически ориентированного личностного опросника (ПОЛО) «Ресурс» 2006, а также автоматизированной экспертно-диагностической системы для оценки, прогнозирования и мониторинга психологического здоровья организованных контингентов испытуемых на его основе.
Скачать PDF

Социальный интеллект как предмет исследования

Кудинова Ирина Борисовна, Вотчин Илья Степанович
Скачать PDF

Личностная и этническая идентичность как предмет исследования в современной психологии

Асланова Диана Теувежевна
В статье приводятся данные современных исследователей направленных на изучение таких аспектов проблемы идентичности человека, как определение понятия личностной и социальной идентичности и их соотношение в зависимости от теоретической концепции автора; структурно-функциональный и процессуальный подходы к пониманию личностной и этнической идентичности; характеристика видов идентичности (позитивная и негативная).
Скачать PDF

Субъективная витальность как предмет исследования

Александрова Лада Анатольевна
Статья посвящена обсуждению результатов апробации русскоязычной версии методики субъективной витальности, разработанной в рамках теории самодетерминации Р. Райаном и С. Фредерик. Приводится теоретический обзор основных зарубежных философских и психологических подходов и исследований, посвященных проблеме витальности, дается перевод двух шкал методик: 1) шкалы витальности как состояния и 2) шкалы диспозиционной витальности и характеристика этих шкал. Приведены психометрические показатели обеих шкал субъективной витальности, ориентировочные нормы по обеим шкалам, а также результаты применения обеих шкал субъективной витальности в серии исследований, проведенных автором в период с 2009 до 2012 г. на различных выборках. Показано, что в результате анализа взаимосвязей, полученных в ходе серии исследований с использованием шкал субъективной витальности, выявлены как феномены, сопоставимые с данными зарубежных исследований, так и ранее не исследованные, в частности, с осмысленностью жизни. Выявленные взаимосвязи отражены в сводных таблицах. Обсуждаются взаимосвязи субъективной витальности с личностными ресурсами (осмысленность жизни, жизнестойкость, толерантность к неопределенности и др.), уровнем социально-психологической адаптации, предпочтением конструктивных и защитных стратегий совладания с жизненными трудностями, удовлетворенностью жизнью и социальной поддержкой. Показано, что субъективная витальность может рассматриваться как один из важнейших личностных ресурсов. В ходе обсуждения исследований, проведенных с использованием шкал субьективной витальности, доказывается, что русскоязычная версия шкалы Vt-d показала себя как надежный инструмент исследования, не подверженный выраженному влиянию мотивационного искажения, однако испытывающий некоторое влияние плохого самопонимания и повышенной самокритичности испытуемого.
Скачать PDF

Удовлетворённость межличностными отношениями в организации как предмет исследования в социальной пси

Гуриева Светлана Дзахотовна, Тарарухина Ольга Вячеславовна
В данной статье предметом изучения является изучение удовлетворенности межличностными отношениями в организации. Показаны различные подходы к пониманию межличностных отношений и удовлетворённостью отношениями в организации. Целью работы является расширение и уточнение понятия межличностных отношений в организации, с выделением основных компонентов. Впервые понятие и модель удовлетворённости межличностными отношениями в организации проверяется в нашем эмпирическом исследовании с помощью авторской методики. Мы выдвигаем гипотезу о том, что формирование безопасной привязанности между субъектами деятельности (субъектами социальных отношений) способствует развитию отношений в сторону типа «резонанс», и использованию стратегии «восстановление» после напряжённости, что в свою очередь повысит вероятность того, что сотрудничество между личностями будет более эффективным. В результате было получено уточненное и расширенное понимание удовлетворённости межличностными отношениями в организации, разработана модель пространства развития межличностных отношений в организации, разработана авторская методика «Ингредиенты удовлетворённости межличностными отношениями». Таким образом, в настоящей статье нами было показано, что межличностные отношения в организации развиваются в пространстве, определяемом силой эмоциональной привязанности и объёмом социальной ясности.
Скачать PDF

Изменение образа мира и образа жизни человека как предмет исследования и профессиональной рефлексии

Ходжабагиянц Т.Г.
В статье рассматриваются закономерности возникновения психологических проблем, связанных с вхождением человека в инокультуру. Предлагаются подходы к изучению типологических различий и завязанных на них психологических проблем, обусловленных готовностью человека к изменению образа жизни и образа мира и различным сочетанием этих готовностей у конкретного человека.
Скачать PDF

Рефлексия как предмет исследования в отечественной психологии

Рябышева Е.Н.
В статье представлены результаты анализа отечественных исследователей по проблеме развития рефлексии. Внимание исследователей направлено на объяснение рефлексии с точки зрения психологического содержания различных феноменов и фактов, получаемых в экспериментальных исследованиях конкретных предметов психологического изучения: мышления, памяти, сознания личности, общения и т. п.Explanatory of the principle for disclosure of the psychological content of the various phenomena and facts obtained in experimental studies of concrete objects of psychological study: thinking, memory, consciousness, personality, communication, etc.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!