Здесь следует различать два случая: 1) ребенка вынашивает и рожает та женщина, которая желает его воспитывать; 2) ребенка рожает заменяющая мать, но для воспитания он будет передан другой женщине, которая и будет ребенку матерью. Донором спермы при оплодотворении методом инсеминации может быть супруг оплодотворенной женщины (гомологическая инсеминация) либо чужой мужчина (гетерологическая инсеминация). Яйцеклетка, изъятая для искусственного оплодотворения, может происходить от заявительницы на производство искусственного оплодотворения либо от другой женщины. Донорами сперматозоидов в этом случае также могут быть два мужчины – супруг либо другой мужчина. Таким образом, при иновуляции возникают четыре варианта донорства.
Исходя из этого, можно было бы рассматривать и четыре вида правового положения ребенка, рожденного в результате искусственного оплодотворения, но подобный подход внес бы расслоение в общество, выделив, таким образом, правовое положение детей не всегда в положительную для них сторону. Существующее законодательство многих стран идет именно по этому пути. Суть проблемы заключается в том, что ребенок, зачатый в «пробирке» может иметь пятерых родителей, из которых трое – биологические. Юридически же каждый человек может и должен иметь только двоих родителей – отца и мать. Слепой факт зафиксирует двух матерей ребенку и двоих отцов, но это нарушит право человека на невмешательство в личную жизнь, раскроет врачебную тайну, внесет неразбериху в осуществление родительских прав и обязанностей, лишит ребенка права знать свое родство и гордиться им. Можно, конечно, гордиться и происхождением, и родством со всеми биологическими родителями, но способна ли психика ребенка, да и взрослого человека, вынести подобный груз?
Законодательство многих стран довольно консервативно решает этот вопрос, присваивая таким детям статус незаконнорожденных с вытекающими из него правовыми последствиями: обременительной процедурой усыновления, умалением наследственных и других прав. Например, по английскому законодательству ребенок, рожденный замужней женщиной в результате инсеминации, на которую дал согласие ее супруг, не признавался ребенком матери и ее супруга, а считался ребенком, происходящим от неизвестной женщины и неизвестного мужчины.
Все вышеперечисленное рождает не только трудности в семейно‑правовых взаимоотношениях, но и нарушает права всех участников этих правоотношений, прежде всего ребенка, рожденного при помощи искусственного оплодотворения. Недопустима никакая дискриминация лиц, родившихся в результате операции по искусственному оплодотворению или имплантации эмбриона, по причине их происхождения – в результате вмешательства в процесс воспроизводства человека.
Семейным кодексом предусмотрены правовые последствия и для супругов, дети которых рождаются с применением указанных выше медицинских технологий. Так, если лица, состоящие в браке между собой, дали в письменной форме свое согласие на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, то в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов они записываются его родителями (см. Родители ребенка).
Вопрос, кто же является фактически матерью ребенка, рожденного при помощи искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона, является в данном случае сложным и требует правового вмешательства. Идентичность матери и ребенка, зачатого методом инсеминации, не вызывает сомнений. Что касается иновуляции, при которой донор яйцеклетки и искусственно оплодотворенная женщина не совпадают в одном лице, то применение этого метода поколебало извечное правило: «mater semper cet a est» – «мать всегда известна». Вместо этого утверждения возник вопрос: «Какая же женщина является матерью – донор яйцеклетки или родившая ребенка?»
Другая женщина, принявшая участие в рождении ребенка, в любом случае должна признаваться донором независимо от того, отдала она для этого яйцеклетку или же выносила и родила ребенка. Следовательно, матерью ребенка должна признаваться женщина, состоящая в браке или нет, которая желала иметь ребенка. Она должна быть зарегистрирована как будущая мать еще в документе, который составляется при проведении каждой операции по искусственному оплодотворению или имплантации эмбриона. Согласие замужней женщины должно быть также подтверждено согласием и ее супруга на подобную операцию, которое оформляется в письменной форме.
Однако Семейный кодекс РФ решил этот вопрос по‑другому. Если при применении искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона, с письменного согласия супругов, ребенок был рожден другой женщиной (суррогатной матерью), они могут быть записаны родителями ребенка только с согласия этой женщины. Следовательно, если при указанных обстоятельствах женщина, родившая ребенка, не согласна отказаться от материнства, она вправе требовать, чтобы ее записали матерью такого ребенка со всеми вытекающими последствиями в отношении их взаимных прав и обязанностей.
Существование подобного положения, ставящего супругов в зависимость от суррогатной матери, будет порождать со стороны последней злоупотребления и, пожалуй, вымогательства в виде получения дополнительного вознаграждения. Все участвующие в событии лица – супруги и суррогатная мать – вполне осознанно и по добровольному согласию пошли на подобный поступок. Для супругов, прибегнувших к помощи суррогатного материнства, скорее всего это был единственный шанс иметь ребенка, а предшествовавшая такому решению жизнь бездетных супругов приносила страдания. Женщина, пожелавшая выносить ребенка для отчаявшихся супругов руководствовалась гуманным желанием помочь им, поэтому и следовало законодателю приоритет прав предоставить «заказчикам», а не суррогатной матери, которую еще в некоторых источниках называют живым инкубатором.
В Семейном кодексе РФ записано, что супруги, давшие в порядке, установленном законом, согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями. Супруг, давший согласие на применение метода искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства (ч. 3 ст. 52 СК). Приведенное положение является наиболее правильным, поскольку оптимально защищает права ребенка, рожденного методом искусственной инсеминации, когда решение о зачатии принимают совершенно обдуманно два взрослых, говоря юридическим языком, дееспособных лица. Ставить судьбу ребенка в зависимость от взаимоотношений супругов, по меньшей мере, несправедливо.
Таким образом, родителями ребенка, зачатого при помощи искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона, признаются супруги или незамужняя женщина, зарегистрированные в качестве родителей в документе, составляемом при проведении каждой операции по искусственному оплодотворению или имплантации эмбриона. Лица, давшие согласие на проведение искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона, имеют в полном объеме родительские права и обязанности по отношению к детям, родившимся в результат такой операции.
Не имеет значения, являются ли оба супруга (или один из них) генетическими родителями или нет, записанные родителями ребенка обязуются не устанавливать личность донора. Донор, со своей стороны, также обязуется не устанавливать ни личность реципиентки, ни ребенка, родившегося в результате применения метода искусственной репродукции. Сведения об искусственной инсеминации женщины, а также о личности донора составляют врачебную тайну. В данном случае женщина не знает и не вправе знать, кто является биологическим отцом ее ребенка. В случае рождения ребенка, сведения об отце записываются по указанию матери, т. е. с ее слов, в указанном выше порядке, и она имеет равные права со всеми одинокими матерями.
Из этого правового условия есть одно лишь исключение для самого ребенка, родившегося в результате искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона. За ним и только за ним оставлено право выяснять свое происхождение и разыскивать кровных родственников. Это право ребенка закреплено в Семейном кодексе: каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Дети, родившиеся благодаря применению особых медицинских технологий в имущественном отношении приравнены в правах к детям, рожденным обычным способом.
См. Семейный кодекс РФ. Ст. 51, 52, 54.
См. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487‑1. Ст. 35.