конституционное право гражданина, в результате реализации которого каждый может свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
См. Конституцию Российской Федерации. Ст. 29.
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Право на информацию включает в себя такие понятия, как «информационные процессы» - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации; «информационные ресурсы» -отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Право на информацию можно подразделить на несколько групп.
Первая группа информационных данных касается доступности для граждан сведений, обеспечивающих их безопасность на государственном уровне. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными.
Ко второй группе можно отнести сведения, касающиеся экологической безопасности, охране окружающей среды, санитарно‑эпидемиологическом благополучии.
Учитывая необходимость эффективного решения вопросов по информационному обеспечению природоохранной деятельности, министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации утвердил «Основной рубрикатор информации, передаваемой по системе „ТВ‑ЭКОИНФОРМ”», который включает:
I. Природные ресурсы (состояние, использование, охрана):
• атмосферный воздух;
• воды суши, морей и океанов;
• земельные ресурсы;
• минерально‑сырьевые ресурсы;
• биологические ресурсы;
• рекреационные ресурсы.
II. Экологические аспекты социально‑экономического развития страны: • общеэкономические показатели развития страны. Экономические районы;
• межотраслевые комплексы;
• социальная сфера.
III. Региональные экологические и природно‑ресурсные проблемы:
• природно‑ресурсный потенциал;
• загрязнение окружающей природной среды;
• здоровье населения.
См. Приложение 1 к Приказу Минприроды РФ от 4 марта 1994 г. № 62 «О системе массового распространения экологической информации „ТВ‑ЭКОИНФОРМ”».
Третью группу составляют сведения в области охраны здоровья. К ним относят различные права граждан, закрепленные в разных законах и нормативных актах. См. подробнее Права граждан в области охраны здоровья. См. Методические рекомендации «Обеспечение информированности населения о правах в области охраны здоровья» (утв. Федеральным фондом ОМС 24 августа 1999 г.).
Четвертую группу составляют сведения о факторах, влияющих на здоровье человека, а это может быть информация из всех групп. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно‑эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. C м. также Вредное воздействие на человека, Факторы среды обитания.
См. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487‑1. Ст. 19.
Конституция РФ, наряду со свободой слова, закрепляет свободу мысли. Сама по себе мысль не наносит вреда обществу, пока не воплотилась в конкретное деяние, независимо от ее содержания. Гарантии свободы мысли могут заключаться в защите человека от ограничения его возможности мыслить свободно и независимо, не подвергаясь никакому неправомерному воздействию на его мозг или сознание медикаментозными препаратами или техническими средствами, незаконными экспериментами.
Для защиты свободы мысли как результата функционирования головного мозга человека российское законодательство предусматривает различные запреты воздействия на мозг человека, его сознание медикаментозными и иными препаратами. Такие запреты содержит, в частности, Закон РФ от 02.07.92 г. № 3185‑1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Закон РФ от 27.12.91 № 2124‑1 «О средствах массовой информации» запрещает использование технических средств (электронно‑лучевых и электромагнитных) для воздействия на мозг человека. Ст. 4 указанного закона содержит запрет на использование в теле‑, видео‑, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Приказ Минздрава РФ от 28 мая 2003 г. № 224 «Об утверждении Положения об информационной системе, обеспечивающей субъекты обращения лекарственных средств необходимой информацией» устанавливает состав информационной системы, в которую входят информационные ресурсы, позволяющие упорядочивать и контролировать оборот лекарственных средств на территории Российской Федерации. См. подробнее Лекарственный обмен.
К пятой группе информационных сведений можно отнести информацию о самих гражданах, которую позволено собирать в установленном законом порядке специальными органами, работодателем и пр. Это так называемая информация о гражданах (персональные данные) – сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.
См. Трудовой кодекс РФ. 2002 г.
Шестую группу можно обозначить как сведения об энергоинформационном пространстве. См. Энергоинформационный обмен.
Пациент имеет право на информацию о своем здоровье, предполагающее предоставление ему врачом на доступном языке всех сведений о цели, характере, способе вторжения в сферу его здоровья, шансах на успех, возможности причинения вреда здоровью или наступления неблагоприятных побочных последствий, риске, как в настоящем, так и в будущем, обо всех воздействиях на здоровье, которые могут иметь место вследствие медицинского вмешательства.
Закон это право гражданина выражает в следующем виде: «Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения».
Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, несовершеннолетним больным наркоманией в возрасте до 16 лет и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, – их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно‑профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.
Это означает, что врач или лицо, которое отвечает за проведение медицинской процедуры (диагностическое обследование, перевязка, лечение и пр.), обязано предоставить любую информацию о предстоящем вторжении в сферу здоровья пациента, которую тот потребует, ответить на все его вопросы.
Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. Если гражданин не спрашивает, не следует информировать его о действительном тяжком заболевании. В то же время врач не должен использовать обман или утаивать сведения или вводить в заблуждение относительно характера предстоящего медицинского вмешательства для получения согласия на лечение. Эти действия врача продиктованы в основном благими намерениями, не травмировать пациента. В медицинской деонтологии это называется «святая ложь», когда речь идет о сокрытии действительного заболевания.
Решая вопрос, сообщать больному все о его заболевании или скрыть правду, врач должен руководствоваться действующим законодательством, которое дает право выбора больному – «знать» или «не знать» правду. Врачу следует либо поддерживать игру в «святую ложь», либо выполнить волю больного и сообщить правду, но в деликатной форме.
Иногда у врача нет выбора, говорить или не говорить о заболевании, даже очень тяжелом, так как ему необходимо получить согласие у пациента на операцию. Закон (ст. 32 Основ) требует, чтобы согласие было получено информированное и добровольное. В случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
Таким образом, если медицинское учреждение (врач) скроют действительное заболевание, заботясь о психическом состоянии больного и других обстоятельствах, а больной даст согласие (или откажется) на медицинское вмешательство (операцию, сложный метод лечения), то произойдет несоответствие воли и волеизъявления пациента, и, следовательно, нарушается законное право гражданина. Кроме того, хирургическое вмешательство невозможно для хирурга без составления заключения, в котором должны быть учтены: мотивированный диагноз, показания к операции, план операции, рекомендуемые способы обезболивания. Что же касается вопроса о юридической ценности медицинского заключения в истории болезни, то она несомненна.
Право гражданина знать о здоровье может являться одновременно правом на информацию и правом на сохранение врачебной тайны. Это зависит от того, о чьем здоровье желает узнать гражданин. Если он желает узнать о своем здоровье или получить сведения из своей медицинской карты об анализах, сданных им, и пр., то это его законное право. Если он интересуется диагнозом, прогнозом о будущем здоровье сослуживца, родственника, то он может получить эту информацию только с разрешения того, о ком он интересуется.
В законе это выражено следующим образом: «Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны».
Врач часто бывает информирован об интимной и семейной жизни больного, что ему необходимо для точного установления диагноза и правильного лечения. Разглашение этих сведений другим (третьим) лицам может повлиять на положение человека в обществе, затронуть его честь и достоинство, поэтому пациент должен быть твердо убежден, что сведения, сообщенные им, останутся в строгой тайне.
Врачебной тайны в отношении самого больного о состоянии своего здоровья не существует. Ссылка на врачебную тайну при требовании пациента сообщить диагноз и метод лечения будет выглядеть не только нелепой, но в некоторых случаях противозаконной.
Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности сообщаемых им сведений. Конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, право пациента на информацию о своем здоровье – законное право гражданина. Эта же информация является врачебной тайной для других (третьих) лиц.
См. Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. Ст. 31.