способ диагностики и развития профессионально значимых качеств личности.
Методика Пр. основана на моделировании ситуаций затруднения в профессиональной деятельности и актушшзации рефлексивных процессов. Главными принципами данной методики являются включение личностных компонентов в процесс становления профессионального самосознания, развитие и совершенствование приемов и способов саморегуляции в профессиональной деятельности, использование участниками индивидуальной самодиагностики
По способу поиска знаний Пр. принадлежит к активным методам обучения, что означает включение участников в позицию творческого поиска проблем и способов их решения.
Пр. используется в процессе профессионального консультирования, повышения профессиональной квалификации и переквалификации кадров, профессионально-психологического сопровождения педагогического процесса в вузе.
В ходе П. р. происходит усиление потребности и способности в построении позитивной Я-концепции, самопринятия в профессии; осознание человеком неадекватности своего поведения в определенных профессиональных ситуациях, неудовлетворенность прежними формами поведения, создание положительной мотивации к обучению (приходящей на смену кратковременной отрицательной мотивации досады, обиды), готовности к усвоению нового.
В процессе П. р. новые профессиональные качества первоначально возникают и закрепляются в модельных ситуациях, а затем переносятся в реальные профессиональные условия.
Наиболее эффективной формой Пр. являются активные формы группового обучения. Анализ практических профессиональных ситуаций побуждает участников сделать определенный выбор, включиться в профессиональный консилиум при сопоставлении других точек зрения. Другой вариант работы в П.р. представляет собой проигрывание разных профессиональных ролей, позиций, обмен ролями, разбор конфликтов во взаимоотношениях ролей.
Результативность П.р. определяется освоением общечеловеческих, нравственных ценностей, овладением рефлексивными знаниями, переводом их в неосознанные мотивы поведения. К наиболее важным особенностям общения специалистов, прошедших П.р., следует отнести диалогичность общения с подчиненными, проникновение, стремление и способность помочь при разрешении их личностных проблем.