Практическая психология в образовании

Найдено 1 определение
Практическая психология в образовании
направление деятельности психологов, призванное обеспечить психологическое сопровождение образовательного процесса в целом и каждого из его участников (ученика, учителя, родителей, администрацию школы).
Начала складываться в отечественной психологии в 1910-х гг.: состоявшиеся тогда съезды по педагогической психологии сформулировали задачи психологического сопровождения. С этого времени последнее развивалось как разработка методологии и создание методов изучения учащихся и учителя, практическая работа педологов и психологов в образовательных учреждениях, просветительская работа психологов, психологическое обоснование и сопровождение педагогических инноваций. После 1936 г., когда педология в качестве отрасли знания, науки была запрещена партийным решением, непосредственно в школе психологи не работали, хотя связь поддерживалась благодаря сотрудничеству с преподавателями педагогических вузов. Формы последнего были самыми различными: руководство научными и методическими проектами школы, лектории для учащихся и родителей, тематические семинары для учителей и т. п.
В 1991 г. в штатное расписание образовательных учреждений введена ставка психолога. Стала создаваться школьная психологическая служба. Как правило, при наличии одного или двух психологов в школе организация взаимодействия как с администрацией, так и с коллективом учащихся, который в некоторых школах достигает 1500 человек, затруднена. Поэтому уже к 1994 г. стали активно развиваться различные подходы к организации психологической службы в образовании. Один из вариантов — психолого-педагогические, медико-социальные (ППМС) центры сопровождения.
Основные принципы организации их работы таковы:
автономность (независимость от администрации школ);
приоритет интересов ребенка («всегда на стороне ребенка»);
непрерывность сопровождения;
совещательный характер решения проблем;
мультидисциплинарность.
Области деятельности центров:
помощь ученику в выборе образовательного маршрута;
преодоление затруднений в учебе;
решение проблем личностного развития учителя и ученика;
создание безопасной образовательной среды в образовательном учреждении. Основные функции деятельности:
диагностическая;
консультационная;
просветительская (информационная);
методическая (руководство исследовательскими программами образовательного учреждения).
ППМС-центр организует свою работу со школами на договорных условиях, штат его сотрудников может курировать одни образовательные учреждения и по мере решения задач переключаться на другие.
Наряду с ППМС-центрами существуют и отдельные школьные психологи, а также школьные психологические службы, объединяющие несколько специалистов. Организационные принципы их работы (А. А. Реан):
Принцип культуральной адекватности (учет менталитета и культурных традиций).
Принцип системного целеполагания, при котором психологическая служба рассматривается как подсистема образовательного учреждения.
Принцип целостности, ориентация на систему в целом и запросы отдельных участников образовательного процесса.
Принцип профессионально-педагогической активности, предполагающий как воспроизводство быстро устаревающих знаний, так и инициативы в организации взаимодействия с участниками педагогического процесса.
Принцип взаимодействия, обеспечивающий партнерские взаимоотношения психолога и тех, с кем он работает, их субъект-субъектные отношения.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007