ПРАКСИМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД

Найдено 1 определение
ПРАКСИМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД
ПАРАКСІМЕТРЫЧНЫ МЕТАД / PRA XI METRIC METHOD (ARCHIVAL METHOD)– это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов, способностей человека и творческих возможностей на основе анализа продуктов его деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его деятельности. В широком плане изучение продуктов деятельности– это изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе отношений и ценностей человека. В более узком плане речь может идти о материализованных результатах деятельности обучающихся: сочинениях, рефератах, контрольных и проверочных работах, моделях и др. Изучение продуктов дея тель ности позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных задач. При этом важно иметь представление об уровне готовности субъекта к определенным видам деятельности, о характере заданий и условиях, в которых они выполнялись. Имея эти сведения, исследователь может судить о добросовестности и упорстве в достижении цели, о степени инициативы и творчества в выполнении работы, т. е. о сдвигах в развитии личности. Полученные исследователем представления о творческих возможностях и переживаниях обучающегося дают основание для переосмысления взаимосвязи всех имеющихся данных и характеристики его личности. Сохранение продуктов деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки динамики и результатов развития. Сегодня в психолого-педагогических исследованиях при использовании метода изучения продуктов (результатов) деятельности все более широко используются фотографирование, киносъемка, телевидение и звукозапись, компьютерная техника. Наиболее продуктивной разновидностью П. м. является контент-анализ, который дает более точную и достоверную информацию. Контент-анализ (от англ. content– содержание + analysis– разложение)– метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, интервью, ответов на открытые вопросы анкеты и т. д.). При его использовании на больших массивах информации (например, текстах) в соответствии с целями исследования выделяют определенные смысловые единицы содержания и формы информации (например, отдельные психологические характеристики, виды взаимодействия людей и т. д.). Далее для выявления существующих тенденций определяются частоту и объем их употребления. Контент-анализ дает возможность выявлять в текстах отдельные психолого-педагогические характеристики личности, коллектива и т. д. В отличие от содержательного анализа, этот научный метод используется для получения информации, отвечающей некоторым качественным критериям– объективности, надежности и валидности. В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того как сформулированы задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа– наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий– знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и крупных категорий, т. к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа. После того как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа– лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений. В практике отечественных контент-аналитических исследований наиболее употребительными единицами анализа являются слово, простое предложение, суждение, тема, автор, герой, социальная ситуация, сообщение в целом и др. Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а несколькими единицами анализа. Единицы анализа, взятые изолированно, могут быть не всегда правильно истолкованы, поэтому они рассматриваются на фоне более широких лингвистических или содержательных структур, указывающих на характер членения текста, в пределах которого идентифицируется присутствие или отсутствие единиц анализа– контекстуальных единиц. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица– «предложение». Наконец, необходимо установить единицу счета– количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность). Необходимым условием является разработка таблицы контент-анализа– основного рабочего документа, с помощью которого проводится регистрация данных в процессе исследования. Важным условием контент-анализа является разработка инструкции кодировщику– системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается алгоритм действий кодировщика, дается операциональное определение категорий и единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т. д. Процедура подсчета при количественном контент-анализе в общем виде аналогична стандартным приемам классификации по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциации. Е. Г. Баранов

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.